Бизнес готовят к новому потрясению: таможню могут передать ФСБ
В России могут упразднить ФТС. Ее функции, скорее всего, перейдут силовикам и налоговикам. Эксперты предупреждают, что это приведет к беспорядку в системе, и первыми пострадают малый и средний бизнес
Руководитель ФТС Андрей Бельянинов. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Правительство хочет упразднить Федеральную таможенную службу и передать ее функции ФСБ и налоговикам. Об этом пишут российские СМИ со ссылкой на свои источники в кабмине. Они же сообщили о возможной отставке главы ФТС Андрея Бельянинова.
В самой таможенной службе отказались от комментариев. Уточняется, что ФСБ перейдут основные функции таможенного контроля. Силовики и сейчас по факту служат на границе, а с реформой получат больше возможностей по формированию госполитики, правовому регулированию и надзору на границе. К налоговикам перейдет фискальная функция — контроль над поступлением средств от таможенной деятельности в федеральный бюджет.
Упразднение ФТС выглядит логичным и скорее всего реформа будет реализована, считает эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов.
Владимир Слатинов
эксперт Института гуманитарно-политических исследований«Фундаментальной причиной является общее сокращение ресурсов, нынешняя политика в экономической и управленческой системе. Власти отчаянно ищут способы экономии. Уже идет крупное сокращение в системе МВД, под оптимизацию попало примерно 10% штатного состава, и постоянно возникают проекты об объединении ведомств. Хотя возможное сокращение таможенной службы довольно естественно. Есть необходимость оптимизации крупных структур, отвечающих за пополнение бюджета. А у нас за пополнение бюджета отвечает налоговая служба и таможенная служба. Их интеграция возможна, в целом ряде государств подобные структуры интегрированы. А вопрос о силовых полномочиях таможни решается в пользу того органа, который имеет отношение к границе. Сейчас ФСБ выступает в роли потенциального выгодоприобретателя от реорганизации таможенной службы».
По словам эксперта, разгон таможенной службы приведет к беспорядку в системе, как это традиционно случается после реорганизации госорганов.
При этом проблемы, в которых закопалось таможенное ведомство, никуда не денутся, а лишь появятся новые. Первым это почувствует российский бизнес, предупреждает профессор ГУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Портанский.
Алексей Портанский
ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН«Я опасаюсь, что мы потерпим ущерб гораздо больший, чем та сиюминутная выгода, которую мы нынче стремимся получить. Есть проблемы с таможенным администрированием, коррупцией в таможне, но это конкретные проблемы, которые могут никуда не деться и после разделения функций. У нас и так бизнес последние годы был обязан приспосабливаться, сначала был таможенный кодекс РФ, потом, когда был создан Таможенный союз, появился кодекс Таможенного союза. Это, естественно, требовало от бизнеса каких-то дотационных действий. Здесь бизнесу придется вновь приспосабливаться к взаимодействию с налоговой службой, с ФСБ. Это требует издержек, отвлечения внимания, сил, ресурсов. Особенно, я думаю, пострадает малый и средний бизнес, потому что у малого и среднего бизнеса меньше ресурсов на взаимодействие с госорганами».
Аналогичным образом таможню упразднили в Казахстане, правда, явных результатов пока не видно. Мера несвоевременная, она может еще больнее ударить по экономике, считает генеральный директор группы компаний «Континент» Александр Ганов.
Александр Ганов
гендиректор группы компаний «Континент»«Конечно, в этом будет плюс, что в одном месте будет собрана вся информация и все запросы, связанные с налогообложением и со сборами в казну. Минус в том, что бизнес потратил силы, время на то, чтобы донести до чиновников Федеральной таможенной службы свою озабоченность, связанную с реализацией их проектов. Можно сказать, что вопросы, на которые были потрачены очень большие усилия бизнеса, действительно сейчас проработаны, с точки зрения интересов бизнеса. Как получится подобного рода диалог с сотрудниками в новом ведомстве — это большой вопрос. Это разного рода компетенция, существенное различие подходов. Здесь вызывает очень большие опасения, по крайней мере, понадобится достаточно длительное время. А этого времени в нынешних сложных обстоятельствах у нас нет. Бизнесу и так сейчас тяжело, и не думаю, что подобного рода эксперименты принесут большую радость для участников внешнеэкономической деятельности».
По данным Минфина, в прошлом году по линии таможенной службы в бюджет поступило больше 7 трлн рублей. Для сравнения — от Федеральной налоговой службы — 6,2 трлн рублей.