Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » УМ - НЕ ТЫКВА, В ТЕМНОТЕ НЕ СОЗРЕЕТ ... » Скромный и рациональный: каким будет российский потребитель через 5 ле


Скромный и рациональный: каким будет российский потребитель через 5 ле

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Скромный и рациональный: каким будет российский потребитель через 5 лет

Лилия Овчарова
Директор Независимого института социальной политики, профессор НИУ ВШЭ

Кризис поможет россиянам стать более опытными потребителями. Он заставит принимать решения о покупках на все более рациональных основаниях. Стандарты престижного потребления станут более европейскими: о высоком социальном положении будет свидетельствовать не дорогая машина или часы, а место жительства и учебы детей. Эта статья публикуется в рамках проекта РБК «Сценарии-2020», в котором известные экономисты и эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы

За последние двадцать лет россиянин превратился из бедного человека в человека со средним доходом. Если в 1992 году у половины населения России ресурсов хватало только на то, чтобы удовлетворить минимальные базовые потребности (самые дешевые продукты, одежда и оплата скромного жилья), то сейчас таких людей максимум 15%. За годы постсоветского развития средние реальные подушевые доходы населения, двукратно сократившиеся в 1992 году, выросли в три раза.

Как следствие, резко изменилась и структура расходов. Если в начале девяностых россияне тратили на продукты питания 45% всех потребительских расходов, то сейчас – порядка 27%. Доля расходов на питание сократилась в 1,7 раза, зато существенно выросли расходы на связь, транспорт и досуг. Ощутимо подросли расходы на образование и здравоохранение. За двадцать лет доля семей, пользующихся платными образовательными и медицинскими услугами, выросла в 2 раза, а их расходы на эти цели в 3 раза. И среди этих семей 70% принимают решение о таких расходах добровольно, а не по причине отсутствия бесплатных услуг; люди хотят получить более качественные услуги в более комфортной обстановке.

Это позитивные изменения в потребительском поведении. Сейчас практически половина всех расходов населения России связана с принятием потребительских решений в условиях широкого выбора. Все это приводит к тому, что поведение домохозяйств все больше влияет на экономику (тогда как в условиях товарного дефицита правила поведения на рынке диктуют производители).

Позитивной представляется и динамика уровня жизни в ближайшем будущем. Во-первых, массовый потребитель стал более рациональным и опытным, научился выбирать товары, брать кредиты, диверсифицировать сбережения. За плечами многих опыт поведения в условиях кризиса: сорокалетние россияне помнят и гиперинфляцию 1992–1993 годов, и практически двукратный рост курса доллара в октябре 1994 года, и практически двукратное его снижение за счет отказа бюджета финансировать свои обязательства, и финансовые пирамиды, и дефолт 1998 года. Все уже знают, что бюджет можно пополнить за счет обесценения рубля.

Во-вторых, хотя инфляция и резко растет, стоит вспомнить: в 1992 году индекс потребительских цен вырос на 2604%, а через год – на 941%, но уже в 1993 году реальные доходы населения выросли на 28%. В 1999 году инфляция составила 36,5% (в значительной степени за счет обесценения рубля), но реальные доходы выросли на 12%. Нет прямой связи и с девальвацией: мы видели ситуации, когда рубль дешевел (1994 год), но реальные доходы росли на 3,2% и, наоборот, когда он укреплялся (1995), а инфляция продолжала быть высокой и реальные доходы снизились на 13,1%. Так что пока не видно каких-то фундаментальных рисков, способствующих резкому падению доходов. Но, конечно, результат будет в значительной степени зависеть от компетенции денежных и экономических властей.

В плане потребительского поведения ориентиром для россиян по-прежнему остается образ европейца: обеспеченного и образованного человека в богатом государстве. Это не геополитический идеал, а экономический и культурный, и он не изменится, т.к. опирается на высокий уровень качества жизни. Альтернатива – бедные люди в богатом государстве – не выглядит привлекательной. Поэтому тренд будет один: расходы на жизненно важные потребности будут сокращаться, а расходы на развитие будут увеличиваться. Так происходит во всех развитых странах.

Перемены со временем коснутся и статусного потребления. В европейской модели маркеры состоятельности – это прежде всего то, где вы живете и где учится ваш ребенок. По этим ярлычкам можно судить о том, какое место занимает человек в обществе. И не важно, на какой машине он ездит. У нас образование относительно бесплатное, а в одном доме могут жить и бедные, и богатые. Как только появляются лишние деньги, россияне чаще всего покупают автомобиль. Но в дальнейшем при условии экономического роста мы будем двигаться в направлении европейских ценностей. Если же уровень жизни, наоборот, начнет снижаться, то в первую очередь россияне откажутся от расходов на досуг и культурно-бытовые услуги – в последние годы именно эти расходы росли быстрее всего.

Сегодняшняя перекредитованность сектора домашних хозяйств – это миф. Закредитованность населения оценивают по соотношению финансовых активов и задолженности населения по кредитам с годовым объемом потребления. Для сравнения, в Германии финансовые активы населения в 2010 году составляли 200% от годового объема потребления, а задолженность 100%. В России эти показатели соответственно 30% и 20%. Так что в целом о закредитованности населения говорить не приходится.

Хотя у нас есть более конкретная проблема: закредитованность сегмента бедных домашних хозяйств (с подушевым доходом до 13 тысяч рублей в месяц), к которым относятся 20% населения России и порядка 30% всех заемщиков. И это рукотворная проблема наших банков: поскольку спрос на кредиты был большой, банки не очень задумывались над тем, как сделать кредитное предложение привлекательным, кроме того, чтобы снять необходимость подтверждения, что этот кредит будет возвращен. А бедные люди будут брать кредиты, пока им дают. И банки ответят теперь за это своими активами.

Средние слои российского населения не закредитованы прежде всего потому, что нет хороших предложений: недостаточно интересных кредитов на машины, на отдых, на образование. Банки не задумывались над этим. Но теперь им придется переключаться на другой сегмент. Думаю, за ближайшие несколько лет они этому научатся.

Если подвести итог, то россияне действительно станут более скупыми в ближайшие годы. Но то, что сейчас может показаться скупостью, на самом деле является рациональностью. Европейцы уже давно живут в состоянии постоянного выбора, необходимости принимать оптимальные решения о покупках. А когда люди ежедневно принимают решение о трате денег и им есть над чем подумать при выборе потребительской стратегии, это повышает качество человеческого капитала и потребность в знаниях.

Мы пока только учимся быть ответственными потребителями, правда, достаточно быстро. Такие перемены обычно происходят в пределах двух поколений. Поколение нынешних тридцатилетних уже может научить этому своих детей. Поколение пятидесятилетних оказалось к этому мало способно. Модель потребительского поведения по принципу «нам не хватало, пусть дети наедятся» еще достаточно распространена. Это можно частично объяснить и тем, что ресурсов не так много: низкообеспеченные тратят больше на еду, потому что на машину не хватает денег, а обеспеченные больше тратят на машины, потому что на квартиры не хватает. Но, так или иначе, уже сейчас понятно, что с изобилием товаров тоже надо уметь обращаться.

Несколько лет назад ведущие экономисты по заказу правительства разработали «Стратегию-2020» – план долгосрочного развития России. Сегодня об этом плане и показателях, которые в нем ставились, уже мало кто помнит. Горизонты планирования для бизнеса, чиновников и потребителей сузились в лучшем случае до нескольких месяцев. Но думать о будущем все равно необходимо. В проекте РБК «Сценарии-2020» известные экономисты и эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы, по окончании экономического и политического кризиса. Другие материалы проекта читайте здесь.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://daily.rbc.ru/opinions/economics/ … 89ef9ab56c

0

2

Как закончился золотой век российского потребления

Марина Красильникова
Руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра»

Портрет российского потребителя снова меняется. Модель «от зарплаты до зарплаты», к которой он возвращается в кризис, не позволит самостоятельно решать проблемы с жильем, медициной и образованием. Россияне начнут вновь массово обращаться к государству за помощью. И опять будет воспроизводиться тип зависимой от внешних обстоятельств личности, благодарной государству за поддержку. Эта статья публикуется в рамках проекта РБК «Сценарии-2020», в котором известные экономисты и эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы

Нынешний облик российского потребителя сложился в нулевые годы, в период устойчивого роста экономики страны, существенного повышения реальных доходов всего населения. Несмотря на высокую дифференциацию уровня жизни разных групп населения, которая последние 15–20 лет существенно не менялась, представители всех слоев российского общества смогли существенно повысить свой уровень жизни в период между двумя кризисами – от 1998 до 2008 года. Потребительская инфляция оставалась весьма высокой и только в последние годы опустилась (как теперь понимаем, ненадолго) ниже 10% в год. Но номинальный рост денежных доходов с лихвой перекрывал общее удорожание. За этот период реальные денежные доходы выросли примерно в три с половиной раза.

Потребительский золотой век закончился кризисом 2008 года. Но по результатам менее десяти лет благоденствия российский потребитель стал другим; благосостояние большинства населения восстановилось хотя бы до уровня начала 1990-х. В 1990-е годы почти для половины населения все, что выходило за пределы обеспечения питания семьи, вызывало напряжение семейных бюджетов; нужно было экономить, чтобы купить что-то сверх этого (одежду, обувь и проч.). Многим семьям буквально не хватало денег на еду. Сейчас же чуть более половины российских семей не испытывают финансовых проблем для обеспечения повседневных нужд не только в питании, но и в одежде. Из общества «наевшихся» мы превратились в общество «одевшихся».

Массовым эталоном достатка стала возможность приобрести бытовую технику без необходимости заранее копить для этого деньги или другим способом существенно ограничивать семейный бюджет. К этому добавились расходы на семейный отдых (как правило, зарубежный, но в ограниченном круге стран «подешевле» – Турция, Египет и т.п.). Это важный переход от самообеспечения, самообслуживания к иному потребительскому поведению: готовности купить нужные услуги, а не сделать все самим.

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/47/754217449238473.jpg

Такой уровень достатка стал привычным примерно для 20–30% российских семей, а для остального населения превратился в массовую модель желаемого потребительского поведения. Принимая решения о потребительских расходах, люди, среди прочего, руководствуются социальными соображениями престижности, уместности предстоящих трат, которые, в свою очередь, определяются сложившимися моделями потребления. В каждом обществе таких моделей много: одни для тех, кто победнее, другие – для более обеспеченных. Переход от общества «наевшихся» к обществу «одевшихся» – это и есть уже состоявшаяся смена наиболее массовой потребительской модели.

Однако к концу этого периода благоденствия массовая модель потребительского поведения стала «отставать» от накопленного платежеспособного спроса, то есть структура потребительских расходов с запаздыванием подстраивалась под растущие денежные возможности потребителей. На бытовом уровне это находит свое выражение в покупках «слишком дорогих»  или «не слишком нужных» для данной категории покупателя товаров и услуг (например, избыточные затраты на одежду, которые могли бы и не быть сделаны, если бы была возможность потратить их иначе, если бы хватало денег на другие цели). Причина тому – прежде всего слишком значительный разрыв между бедными и богатыми, ввиду которого, чтобы подняться на ступеньку выше по лестнице материального достатка, денежные доходы должны вырасти слишком сильно.

У большинства населения уровень денежных доходов на протяжении золотого века оставался невысоким. В результате даже ежегодный их прирост на 5–10% в реальном выражении не позволял накопить достаточно средств, чтобы принципиально изменить свое потребительское поведение. Многие важные потребительские блага (в первую очередь жилье) оставались запретительно дорогостоящими. Поэтому слишком многие, как минимум две трети населения, оказались в ситуации, когда им не приходится экономить практически ни на чем, но и купить они могут только еду, одежду, бытовую технику и т.п. Значительную роль в этом сыграли не слишком благоприятные условия для личных накоплений, неразвитость финансовых рынков.

Таков «материальный» результат опыта жизни в условиях устойчивого значительного роста денежных доходов. Но в этот же период произошли другие важные изменения в массовом потребительском поведении. Постепенно утвердилась «монетизация» размера материального достатка. В 1990-е годы и тем более в советское время об уровне жизни семьи судили не только по объему денежных доходов. Нужно было учитывать еще и нематериальные активы и возможности, которые не поддавались адекватному денежному учету или конвертации (из-за дефицита, гиперинфляции и т.д. – в разное время разный набор факторов). Теперь, если говорить бытовым языком, «есть деньги – можно все».

Кроме того, в этот же период российский потребитель вернулся к отечественной валюте. На большинстве потребительских рынков, включая даже рынок жилья, цены установились в российских рублях. Семьи, которые уже могли себе позволить иметь денежные накопления (а таких – только около трети), массово хранили свои сбережения в рублях в российских банках, а не «под подушкой» в долларах.

Однако этот важный и значительный прогресс в потребительском поведении был прерван – сначала кризисом 2008 года. Прямого снижения доходов населения удалось избежать, но вернуться к их росту в прежних масштабах так и не удалось. А потребительские настроения вообще так и не вернулись на предкризисный уровень.

Сегодня же встает вопрос о возможных последствиях для массового потребления девальвации рубля 2014–2015 годов. Если предположить, что ситуация на валютном рынке стабилизируется и удастся претворить в жизнь намерения ЦБ по таргетированию инфляции, в краткосрочном периоде – до одного года – поменяется немногое. У большинства нет сбережений, за границу они не ездят, ослабление рубля для них есть синоним инфляции и только этим пугает. Если значительного роста цен удастся избежать, а заработки останутся примерно прежними, то, как и раньше, практически весь бюджет массового потребителя будет тратиться на питание, одежду, бытовую технику, а также на отдых.

Процесс сокращения всех этих потребительских трат начался задолго до девальвации, по самым благоприятным оценкам – еще в 2013 году. Теперь эти расходы станут еще рациональнее: люди станут экономнее выбирать, обращать внимание на более дешевый ассортимент. Структура потребления мало изменится, но вернется ощущение необходимости постоянной экономии на всем.

Еще более замедлится (или остановится) переход на следующую ступень потребительского поведения, предполагающую рост потребительского спроса на все, что способствует развитию человеческого капитала (образование, здоровый образ жизни и т.д.). Будет законсервирована потребительская модель скромного достатка практически советского типа: денег «от зарплаты до зарплаты» вполне хватает на повседневные нужды, но недостаточно для самостоятельного решения таких важных семейных проблем, как обеспечение жильем, хорошее образование для детей, качественное лечение в случае болезни и т.п. Со всеми этими вопросами по-прежнему надо будет обращаться к государству. Такая модель потребления устойчиво воспроизводит несамостоятельную, зависимую от внешних обстоятельств личность, благодарную государству за поддержку.

Изменения в потребительском поведении российских семей в ближайшие пять лет будут зависеть от того, насколько тяжелым бременем лягут на их денежные доходы последствия новой волны экономических неурядиц в стране. В случае неконтролируемой инфляции, к которой немедленно добавятся растущая безработица и прочие проблемы рынка труда (невыплаты и сокращения доходов), первой потерей станет доверие населения к банковской системе и отечественной валюте. В кризис 2008 года этот аспект потребительского поведения подвергся атаке, но пока в массовых слоях населения хрупкое доверие еще сохраняется.

Сокращение потребительского спроса будет происходить по двум направлениям: во-первых, снизится спрос на услуги (в первую очередь связанные с отдыхом и развлечениями – и это уже происходит). Во-вторых, режим экономии заставит многих покупателей отказаться от тех самых «не слишком нужных» приобретений. Это приведет к сокращению спроса на дорогой ассортимент в продовольствии и одежде.

Если же в ближайшие два-три года удастся восстановить рост реальных доходов населения, то продолжится рост интереса к товарам и услугам, способствующим не просто поддержанию существования, но развитию личности (туризм, активный, познавательный отдых и развлечения, товары и услуги для хобби, здорового образа жизни). Ну и, конечно же, все больше людей будут пытаться самостоятельно решать квартирный вопрос – покупать и обустраивать собственное жилье.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://daily.rbc.ru/opinions/economics/ … 3fa61ebfe8

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » УМ - НЕ ТЫКВА, В ТЕМНОТЕ НЕ СОЗРЕЕТ ... » Скромный и рациональный: каким будет российский потребитель через 5 ле