Фонд с большой дороги
Газета "Московский Комсомолец" № 25357 от 22 мая 2010 г.
Деньги на новые магистрали соберут со всех россиян
Синие ведерки еще пригодятся российским автовладельцам. Чтобы хранить в них запасы бензина, который скоро подорожает из-за повышения акцизов на топливо. Даже если эти деньги пойдут в федеральный бюджет, а не в карман нечистых на руку владельцев АЗС, рядовые водители таким образом заплатят за раздутые сметы по дорожному строительству. Все это — вполне реальный сценарий работы дорожного фонда, который создается в стране.
Идея создания фонда принадлежит Минтрансу. Ведомство предложило заменить транспортный налог повышенными акцизами на бензин и аккумулировать эти средства в целевом фонде, который будет инвестировать в строительство федеральных дорог в России. Автолюбители тут же напряглись — и не зря. В литре бензина марки Аи-92, который стоит более 20 рублей, акцизов и так примерно на 2 рубля, говорит Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. Если они поднимутся еще на столько же — это, безусловно, заметят все россияне, даже те, кто за рулем в жизни не сидел. Ведь стоимость бензина заложена в цену многих товаров и услуг.
Пока неизвестно, на сколько вырастут налоговые сборы с литра топлива. После заседания правительства в четверг глава Минфина Кудрин рассказал, что этот фонд будет формироваться из суммы, которая и так заложена в бюджете на дороги, “плюс какие-то новые налоги и сборы, которые мы постепенно введем в течение нескольких лет”. Но он не сказал, будет ли при этом отменен транспортный налог или же россияне будут тянуть двойное налоговое ярмо.
Правда замдиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин объяснил “МК”, что создание дорожного фонда в рамках бюджета лучше, чем если бы этот фонд существовал самостоятельно. “На мой взгляд, идея Минтранса открыла бы “ящик Пандоры”, создав прецедент. Что, у нас образование — меньший приоритет, чем дороги? Давайте и для него создадим фонд! Так недолго и весь бюджет растащить на фонды”, — предупреждает Дерюгин.
Но легче от того, что деньги будут “под присмотром”, не становится. Задумка правительства ясна — найти новый источник для строительства федеральных трасс. Им станет сравнительно честный сбор денег с населения. При этом не оговаривается, сколько километров дорог это население должно в итоге получить. И по какой цене — ведь не секрет, что российское строительство магистралей по каким-то неведомым причинам является одним из самых затратных в мире.
Елена Мишина