Миллион из 3D: как заработать на дешевых трехмерных моделях

Татьяна Одинцова

Человек приходит в обувной, там сразу делают трехмерную модель его ног и предлагают идеальную обувь. Это лишь один пример применения дешевых трехмерных моделей, на которых надеется заработать бизнесмен Константин Попов

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/0/49/754393953655490.jpg
Предприниматель Константин Попов
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

3D по дешевке

Предприниматель Константин Попов вплотную занялся 3D-сканированием в 2013 году, выполняя заказ другой своей компании — студии разработки видеоигр Biart Company. Студия получила заказ на разработку многоуровневой видеоигры, включающий в себя изготовление пятнадцати 3D-моделей фигур людей. Бюджет проекта ограничивался всего $300 тыс., что заставило разработчиков искать способы сэкономить. В Biart была сильная техническая команда, поэтому систему сканирования для 3D-моделирования решили собрать самостоятельно. «Купили пять 3D-камер PrimeSense по $200, за два месяца написали софт», — говорит Попов. На основе данных с этих камер разработчики, используя собственный алгоритм, начали создавать трехмерную картинку.

Результат превзошел ожидания: благодаря разработанной технологии можно было создавать 3D-модели без профессионального оборудования, которое стоило порядка $120 тыс. Стоимость создания 3D-модели можно было снизить в десятки раз, а качество оставалось прежним. Увидев в этом рыночную перспективу, Попов свернул деятельность Biart Company и в декабре 2013 года зарегистрировал компанию Cappasity Inc. Название Cappasity произведено от слов application («приложение») и capacity («емкость, мощность»). «И на слух приятно, и визуально понравилось», — улыбается Попов.

Весь 2014 год стартап занимался R&D — на разработки и исследования ушло в общей сложности $350 тыс. Эти деньги были из трех источников: накопления, роялти от видеоигр, разработанных Biart Company, и доходы от других проектов (например, от разработки приложений). Параллельно компания искала наиболее прибыльную область для применения своих разработок. Остановились на электронной торговле, где создание 3D-моделей пользуется популярностью у крупных ретейлеров и производителей обуви.

3D для обуви

В январе 2015 года Cappasity представила на технической выставке Consumer Electronic Show (CES) в Лас-Вегасе свою первую разработку: модель системы моментальных 3D-съемок, которая впоследствии превратилась в сканирующий бокс. Эта система объединяет результаты работы с нескольких 3D-камер, которые позволяют получить точную трехмерную модель объекта. «Выглядел механизм так: раcположили пять штативов с трехмерными камерами, четыре — по вершинам квадрата, а еще один — сверху. В центре помещался объект, камеры срабатывали одновременно и получалось изображение», — вспоминает Попов.

Тут пригодилось сотрудничество с Intel. Biart Company была технологическим партнером корпорации, а Cappasity участвует в программе поддержки независимых разработчиков Intel Software Innovators. В середине 2014 года представители Intel предложили Cappasity поработать с новейшими 3D-камерами Intel RealSense, которые должны были интегрироваться в ультрабуки Intel. 3D-камеры в ультрабуке применяются не только для сканирования объектов: они также могут распознавать жесты, позволяя пользователю таким образом управлять компьютером или идентифицировать пользователя по лицу. Cappasity разработала решение, позволяющее сканировать объект одновременно с нескольких камер подобного типа, и получила на него патент US Provisional Patent.

Коммерческая версия сканирующего бокса стоит всего несколько тысяч долларов — в десятки раз меньше профессиональных систем, представленных на рынке. Кроме того, систему Cappasity отличает легкость изготовления 3D-модели. «Раньше нужно было сначала сфотографировать объект, а потом идти к художнику, чтобы он в течение двух дней сделал его объемную копию», — объясняет Попов. На CES разработка произвела фурор — продуктом Cappasity заинтересовались примерно 150 компаний.

Свой второй продукт — бесплатную программу Easy 3D Scan для изготовления готовых 3D-объектов с помощью камер, встроенных в ультрабуки и планшеты, — Cappasity тоже разработала при поддержке Intel. Софт рассчитан в первую очередь на малый и средний бизнес — например, ретейлеров, обувную индустрию или производителей сувениров. Все больше онлайн-магазинов используют для рекламы 3D-модели своих товаров, при этом цена 3D-фотосъемки для крупных заказов может доходить до полумиллиона рублей. С помощью Easy 3D Scan компания сможет за $50 в месяц создавать десять 3D-моделей и доплачивать по $3 за каждую последующую. «В чем интерес трехмерной модели: чем дольше человек ее рассматривает, тем выше вероятность того, что он совершит покупку. Наше решение полностью автоматизировано, один раз нажал кнопку — объемное изображение готово», — объясняет Попов. Получившиеся модели можно использовать для печати на 3D-принтере.

Выход Easy 3D Scan намечен на ноябрь, а выпуск первой промышленной партии сканирующих боксов — на середину 2016 года.

Сканирование в цифрах

$350 тыс. Cappasity потратила на разработку своей технологии

$2–15 тыс. — стоимость коммерческой версии сканирующего бокса Cappasity в зависимости от конфигурации

9% в год — так будет расти рынок 3D-сканирования до 2020 года

$3,7 млрд достигнет рынок 3D-сканирования к 2020 году

Источник: данные Cappasity, Markets & Markets, Allied Market Research

3D для людей

3D-моделирование открывает широкие возможности в ретейле и обувной индустрии, уверен Попов. По его словам, 3D-индустрия движется в сторону виртуальных примерочных, где с человека автоматически будут снимать мерку, чтобы создавать идеально сидящие вещи. «Например, в этом году стартап Volumental и Intel продемонстрировали свою последнюю разработку — стационарный киоск с компьютером и камерой Intel RealSense F200 на уровне ног. С помощью их технологии можно будет получить так называемый электронный паспорт ног, а наш сканирующий бокс позволит выдать все параметры обуви», — объясняет предприниматель.

В июле 2015 года Cappasity привлекла $100 тыс. инвестиций от бизнес-ангела, найденного через площадку StartTrack (его имя и подробности сделки Попов не разглашает). «К тому моменту у нас была готова модель сканирующего продукта, мы приближались к его бета-версии. Инвестор смог приехать и увидеть на ноутбуке, как сканируется и изготавливается объект», — вспоминает основатель компании. На решение инвестора повлияли и благоприятные отзывы от Intel.

Сейчас стартап находится в поиске еще $500 тыс. По словам Попова, для полноценной работы команде необходимо $150 тыс. на полгода, а заниматься сторонними проектами Cappasity сейчас не может, поскольку занята развитием основной технологии. Сейчас фирма находится в операционном минусе, однако Попов рассчитывает вывести ее в плюс во втором квартале 2016 года.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

«Рынок Cappasity значительно больше создания трехмерных моделей»

Константин Шабалин, CEO инвестиционной площадки StartTrack

«Проект Cappasity находится в той привлекательной стадии развития, когда идея уже превращается в бизнес, появились сильные партнеры и перспективы, но стоимость компании и аппетиты менеджмента еще не стали значительными. Оценка Cappasity по предыдущей сделке, прошедшей через нашу площадку, составила менее $4 млн. Мы полагаем, что не позднее чем через три года чистая прибыль компании достигнет $12 млн в год, а выручка — $18 млн в год.

Cappasity — один из пока редких в России проектов, которые изначально строят свой бизнес для глобального рынка, опираясь на последовательно выстроенные связи с североамериканским подразделением Intel. Компания Intel рассматривает Cappasity как одного из ключевых разработчиков программного обеспечения для своих новых камер для создания трехмерных моделей, которые они выводят в текущем году на массовый рынок.

Другим хорошим инвестиционным сигналом является пилотный проект Cappasity и крупной российской e-commerce компании, в котором технологии Cappasity используются для точных измерений размеров обуви и одежды, так как есть известная проблема несовпадения одинаковых размеров от разных производителей. Этот проект говорит о том, что потенциально рынок использования сервисов Cappasity значительно больше простого создания трехмерных моделей».

«Рынок перспективен, но конечное слово за потребителем»

Марианна Светлосанова, старший менеджер по маркетингу подразделения по поддержке разработчиков программных продуктов Intel

«Intel активно поддерживает компании, которые не боятся экспериментировать с новыми технологиями. 3D-сканирование — одно из таких направлений, оно еще не вышло на массовый рынок, но, безусловно, привлекает своими возможностями конечных пользователей. Cappasity следит за новинками рынка, применяя их на практике. Продукт, который получается на выходе, — это синергия технологии и практического применения.

Мы оцениваем рынок 3D-сканирования как одно из перспективных направлений, однако финальное слово остается за потребителем. Нужно понимать, что одной технологии недостаточно: необходим понятный и удобный для потребителя продукт, создать который часто помогают именно стартап-решения. Мы помогаем Cappasity не только за счет предоставления им доступа к технологиям Intel, но и поддерживаем их с маркетинговой точки зрения».

«Проект выглядит привлекательным для инвесторов»

Виктор Осыка, партнер венчурного фонда Almaz Capital

«Проект выглядит перспективным на средний и долгий срок, особенно когда сенсоры Intel RealSense 3D в потребительских девайсах достигнут на несколько порядков более высокой степени проникновения. Стартап выглядит инвестиционно привлекательным: во-первых, у него сильный основатель, во-вторых, сам проект сделан на платформе такого гиганта, как Intel, в-третьих, он ориентирован на глобальный, а не только российский рынок. Кроме того, популярность 3D-моделей будет возрастать в том числе по мере распространения 3D-принтеров: используя сенсоры от Intel, встроенные в смартфоны, планшеты и ноутбуки, люди будут сканировать окружающие предметы для последующей трехмерной печати».

http://top.rbc.ru/own_business/12/08/20 … 63fe77b709