Хлеба не будет. Будут зрелища
Карточный домик потребкредитования схлопнется на фоне падающих доходов населения. И мы увидим еще не один десяток уголовных дел в отношении банкиров
Нефть падает, доллар растет, банкиров сажают. Правда, не всех и не всегда — Анатолий Мотылев (экс-«Глобэкс», «Российский кредит»), Сергей Пугачев (Межпромбанк), семейство Булочников (Мастер-банк) шлют нам свой пламенный привет из самых безопасных и сытных уголков земного шара. Банкротство их банков обошлось казне в миллиарды долларов — ну, не столько казне, сколько нам с вами, налогоплательщикам. Вопрос не в том, что их не посадили — мы люди не кровожадные. Дело в другом.
В то время как у банков, у которых не наблюдалось финансовых проблем — таких как, например, Всероссийский банк развития регионов (дочерний банк компании «Роснефть»), был посажен экс-руководитель Дмитрий Титов — известный банкир, профессионал. Или вот пересажали всех, кого могли, в банке «Траст» — в то время как люди, которые действительно выводили оттуда активы (по оценке рынка), смогли их спокойно вывести и находятся сейчас в хорошем настроении вдалеке от российской тюрьмы.
В принципе, во время пресловутой медведевской «либерализации УК» была принята ст. 108 УПК, запрещающая сажать до приговора граждан по предпринимательским статьям, однако либерализация давно забыта — нормально, сажают. Но одно дело — сажать сотрудника банка, основная деятельность которого состоит в сомнительных операциях и который вряд ли может подпадать под действие предпринимательских статей УК, и другое дело — сажать руководителей крупных кредитных организаций, большинство клиентов которых — крупные и известные компании. Что им-то прикажете делать?
«Экономистов» у нас любили сажать всегда, а потом удивлялись — что-то экономика в стране не растет и деньги кончились. Однако во всех этих посадках лично я четко различаю три волны: первая была связана с делом ЮКОСа и пришлась на 2004 год, вторая — «медведевская» 2008—2009 годов — была обусловлена тем, что силовики почувствовали слабость президентской власти и начали брать заказы на посадку без окриков, опасений и оглядки, а вот третья волна идет сейчас. И это девятый вал, это самая большая волна.
В стране заканчиваются деньги, это очевидно. Если с тех, кто уже уехал, отвалил, деньги уже взяли — со всей очевидностью, раз уж люди сумели уехать с деньгами, то кто-то должен быть козлом отпущения. Кого люди — простые избиратели — не любят больше всего? Банкиров. Впрочем, нет. Вот еще Чубайса.
Обратите внимание на происходящее вокруг «РОСНАНО» и Чубайса. «Во всем виноват Чубайс». Что поднимет настроение публике на фоне падающего рубля и растущих цен? Что может сравниться по эффекту с присоединением Крыма? Разве что арест Чубайса. Подавляющее большинство населения, не обладающее логикой, политическим чутьем и хорошим образованием, будет в восторге. А про инвестиционный климат будете рассказывать на Колыме.
Если дела пойдут так, как они идут сейчас, то вскоре население станет неплатежеспособным. У четверти физических лиц — получателей кредитов в банках — пять и более кредитов. А что такое неплатежеспособное население? Это население, которое не платит банкам. То есть банки будут продолжать разоряться. Увлекая за собой в небытие и своих клиентов — юридические лица. То есть компании и предприятия, которые выплачивают зарплату. Зарплата не выплачивается, кризис неплатежеспособности нарастает.
Да вот уже началось: Альфа-банк в понедельник заявил, что прекращает потребительское кредитование физлиц, имеющих доход меньше 250 тыс. рублей в месяц. Если по этому же пути пойдут и другие банки (а они вынуждены будут идти), то карточный домик потребкредитования схлопнется на фоне падающих доходов населения. И мы увидим еще не один десяток уголовных дел в отношении банкиров, которые — в отличие от Пугачева, Булочников, Мотылева и прочих Бородиных, — может, и не выводили активы, но в силу рыночных обстоятельств будут банкротами.
Но какой смысл в их посадках? Что это изменит?
Понятно, что они будут по мере сил отбиваться, платить всем и вся, в надежде на «гуманизм», но вкладчики от этого не выиграют. Но реально ответственность должны нести не они. А те чиновники и силовики, которые дали и дают возможности для безнаказанного вывода активов за рубеж.
Мы ведь имеем развитые и хорошо финансируемые спецслужбы, которые вроде бы неплохо контролируют денежные потоки в нашей стране. Они же в курсе — миллиардные суммы не могут выводиться без их ведома. А может, и участия. Надо бы привлечь к ответственности не третьего-четвертого менеджера в крупном банке, как это происходит сейчас, а хотя бы третьего-четвертого руководителя такой организации. А что это за организации? Центробанк, Росфинмониторинг и т.д. Вот взять простой пример: давно заведены уголовные дела на Андрея Бородина и его зама Дмитрия Акулинина (Банк Москвы), при этом Андрей Бородин стал самым крупным владельцем лондонской недвижимости. Вообще-то это наши с вами бабки. Возникает вопрос: этот банк ежегодно проходил международный аудит, его проверял Центробанк — вот какие последствия обвинения Бородина для них? Ведь и «Российский кредит» проверяли, и Мастер-банк. Аффилированность большого количества заемщиков с акционерами банков была известна на рынке всем. Ну и кто за это ответит? Ну, кроме вкладчиков.
Ольга Романова
Из выпуска от 03-08-2015 рассылки «Новая газета»