Нефть снова падает, а биржевые игроки не верят, что цены будут расти
Бочка североморской смеси Brent по-прежнему торгуется ниже 50 долларов. Долгосрочные контракты на нефть тем временем упали ниже уровней прошлого кризиса. У падения нефти есть несколько факторов. Насколько они значительны и почему на самом деле падает нефть?
Фото: Umit Bektas/Reuters
Если спросить у аналитиков, почему падает нефть, они приведут массу причин. В США увеличились добыча. Иран после снятия санкций начнет продавать свои огромные запасы. В Йемене перманентно идут боевые действия, а из Китая приходят пессимистичные макроэкономические данные. Кроме того, американский Федрезерв скоро повысит ставки, а значит, инвесторы идут в более надежные активы. Точнее, как недавно выразился один из опрошенных Bloomberg эксперт, «бегут прочь с нефтяного рынка». Соответственно, цена на сырье падает.
Более того, игроки не верят, что нефть в обозримом будущем может подорожать. Индикатор этих настроений — биржевые фьючерсы. Контракты на поставки сырья в 2020 году уже подешевели до минимумов прошлого кризиса. Что это значит, объясняет биржевой аналитик Busines FM Владимир Левченко.
Владимир Левченко
биржевой аналитик Business FM«Для того, чтобы было понятно, насколько серьезно то, что произошло: например, с текущих цен нефти марки Brent до минимальных уровней 2009 года падать еще порядка 40%. А долгосрочные контракты, то есть контракты на поставку нефти через 60 месяцев уже шли значительно ниже этой цены».
Игроки ориентируются на вышеперечисленные факторы ценообразования. Хотя при близком рассмотрении они не кажутся такими уж значительными. Например, Китай. КНР — одна из крупнейших потребителей черного золота в мире, и ее экономика имеет право влиять на стоимость энергоносителей. Но буквально на днях нефть падала в том числе из-за того, что в Поднебесной снизился индекс деловой активности. А он рассчитывается на основе данных опросов менеджеров по закупкам.
Китайские менеджеры сказали, что дела как-то не очень идут в последнее время. СМИ об этом сообщили, игроки прочитали, и цена на нефть пошла вниз. Причем к реальной нефтяной отрасли все это отношения не имеет, утверждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Рустам Танкаев
ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России«Что касается фьючерсных контрактов, они никакого отношения к поставкам реальной нефти не имеют. Сами нефтяные компании относятся к этим контрактам крайне негативно. О том, как будет меняться цена на нефть, цены на контракты фьючерсные вообще никак не влияют. Это как акции, которыми спекулируют люди и которые могут быть искусственно занижены или искусственно завышены. Но все это делается для того, чтобы заработать деньги, и не имеет отношения к реальному рынку товара».
Конечно, на ценообразование влияет совокупность факторов и многие действительно серьезны. Например, Иран, который вскоре может выбросить на рынок по некоторым оценкам 50 миллионов баррелей. Значит, нефти на рынке будет больше, а цена упадет. Хотя и здесь есть разные точки зрения — а вдруг Вашингтон все-таки не даст Тегерану это сделать? США ведь и сами стали одним из самых крупных производителей нефти в мире.
На днях легендарный инвестор Марк Мобиус заметил, что ни один эксперт не может правильно предсказать нефтяные цены, включая руководителей энергетической отрасли, а стоимость сырья зависит от настроений трейдеров. Но признать это — все равно что согласиться: миром управляет рулетка. «Быки» и «медведи» выигрывают и проигрывают, а правительство какой-нибудь сырьевой страны в это время думает: что же теперь делать с бюджетом. Впрочем, такая у нее судьба. Мобиус в интервью CNBC предположил, что цены на нефть достигли своего дна и скоро пойдут вверх.