Как это работает: какую прибыль приносит стоматологическая клиника
Татьяна Одинцова
Бывшая сотрудница «Медси» Екатерина Мухина открыла частный стоматологический кабинет. Соседство с крупным вузом обеспечивает ее небольшой компании постоянный поток клиентов
Владелица стоматологической клиники «Медека» Екатерина Мухина
Фото: Олег Яковлев/РБК
Год — на лицензию
О создании собственной клиники Екатерина Мухина задумалась, еще будучи студенткой пятого курса Московского медико-стоматологического университета (МГМСУ им. А.И. Евдокимова). Для осуществления мечты понадобилось десять лет учебы и практики в государственных и частных медучреждениях. Например, Мухина работала в поликлинике Управления делами мэра и правительства Москвы, которая сейчас входит в сеть «Медси». «Сначала выбирала ведомственные поликлиники, потом частные, — поясняет предпринимательница. — Первые были заточены на то, чтобы вкалывать, вторые — чтобы сорвать куш».
В 2013 году Мухина все-таки приступила к организации своей клиники: «Планировала, что в штате будет несколько профессионалов и врачей-интернов. Предполагалось, что клиника будет в первую очередь оказывать помощь людям из каких-то организаций, офисы которых расположены по-соседству».
Одним из требований к помещению у Мухиной была цена аренды меньше 70 тыс. руб. в месяц. «Осмотрев окрестности, остановилась на Московском технологическом университете связи и информатики, на его закрытой территории нашла сдаваемое в аренду помещение площадью 36 кв. м, в пяти минутах от метро», — вспоминает она. Размер арендной платы оказался гораздо ниже поставленной планки. «Когда-то в Советском Союзе существовала такая практика — на территории вузов располагались стоматологические кабинеты, в МГУ и сейчас есть такая история. Я решила пойти по этому пути, чтобы быть уверенной, что стены не будут пустовать», — объясняет Мухина. Зуболечебнице она дала название «Медека», образованное от слова «медицина» и ее имени.
Когда помещение было найдено, Мухина приступила к ремонту, покупке оборудования и оформлению лицензии. «Важно было продумать планировку будущего кабинета: как и где в нем будет располагаться кресло, ведь к нему нужно подсоединить электричество, воду и канализацию, как будут открываться двери, чтобы все соответствовало нормативным требованиям, — рассказывает Мухина. — Допустим, по нормам пожарной инспекции двери всегда должны открываться наружу». Ремонт стоимостью 300 тыс. руб. продолжался пять месяцев — с декабря 2013 года по апрель 2014-го.
Параллельно с ремонтом Мухина запустила процесс покупки необходимого оборудования, который длился около года: без него невозможно получить лицензию. «Если по какой-то причине оборудование отсутствует, например если оно пока не нужно в процессе трудовой деятельности, то его на время можно взять в аренду, — добавляет предпринимательница. — В список входит много наименований: укомплектованное кресло, дополнительные сменные наконечники, гелиотражающие лампы, апекслокаторы, радиовизиограф, стерилизатор и так далее». Так как некоторое оборудование удалось купить на спаде общего спроса в 2014-м, в целом было потрачено примерно 1,5 млн руб. Часть денег — банковский кредит, остальное — рассрочка от знакомых, говорит Мухина.
Для того чтобы организация получила медицинскую лицензию для оказания стоматологических услуг с терапевтическим направлением, в ее штате должен быть хотя бы один сотрудник, имеющий сертификат, диплом интерна и ординатора, а также стаж работы более пяти лет. То есть открыть клинику может любой, но на работу придется сразу брать практикующего врача-дантиста, отмечает Мухина. Для оформления лицензии требуется заключение Санэпиднадзора, разрешение Пожарной инспекции, а также договор с арендодателем со специальным примечанием, что тот разрешает открыть на своей территории лицензируемый стоматологический кабинет.
«Собственно получение лицензии выглядело так, — рассказывает предпринимательница. — Я заполнила все нужные формы, приложила имеющиеся правоустанавливающие документы и разрешения, свидетельство ИНН, выписку из ЕГРН, Единого государственного реестра налогоплательщиков, и отвезла все это в Департамент здравоохранения города Москвы. Из департамента ко мне выехал инспектор, который подтвердил, что есть весь инструментарий в необходимом количестве, проверил договор аренды, осмотрел помещение, убедился, что оно несквозное». Размер государственной пошлины за выдачу лицензии составил 7,5 тыс. руб., в общей сложности на получение лицензии ушло около года, резюмирует Мухина.
Кресло по центру
Роспотребнадзор установил, что площадь стоматологической клиники должна составлять не меньше 30 кв. м, в том числе хирургического кабинета дантиста — не менее 14 кв. м на одно кресло, рядом с ним должен располагаться кабинет для осмотра — от 7 кв. м (СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»). Высота потолка в кабинете должна составлять 3 м или больше, глубина помещения — 6 м или меньше; площадь холла должна находиться в пределах 10 кв. м, а санузла — 5 кв. м. Ремонт осуществляют исходя из планировки: электричество, воду и канализацию нужно подсоединить к креслу.
Под портретом Гагарина
«Медека» работает в среднем четыре дня в неделю: обычно три дня Мухина принимает пациентов сама, а еще один день в кабинете трудится приглашенный врач. Наемных работников двое: и врач, и ассистент оформлены на условиях гражданско-правового договора, говорит Мухина.
«Ассистент — это девушка-интерн, приходит ко мне три раза в неделю, помимо функций медсестры она помогает с уборкой кабинета, в месяц я трачу на нее порядка 20 тыс. руб.», — объясняет Мухина. Врачу причитается около 25 тыс. руб. в месяц за четыре приемных дня: как правило, он выручает за эти дни приблизительно 70 тыс. руб., из которых 45 тыс. руб. идет в доход клиники.
По словам Мухиной, поток ее собственных пациентов сейчас составляет около десяти человек в неделю, большинство приходят из МТУСИ, но лето не сезон для ее бизнеса. Примерно половина пациентов — это первичный прием, остальные — повторные визиты. Средний чек в «Медека» — 4,5 тыс. руб., это «лечение простого кариеса, установка светоотражающей пломбы и чистка зубов». Таким образом, сама Мухина выручает 180 тыс. руб., а если прибавить к ним платеж в размере 45 тыс. руб. от второго врача, то общая месячная выручка клиники будет равна 225 тыс. руб. «Чтобы выручка была больше, нужно больше врачей, — мечтает основательница. — В идеале — два кресла и два врача».
Стоимость обычной пломбы в клинике «Медека» составляет 2,5 тыс. руб. «Цена пломбы — это анестезия, обработка зуба перед лечением, ликвидация кровоточивости, — описывает Мухина. — Материалов уходит немного, 80% цены пломбы — это работа квалифицированного специалиста, остальное — материалы». Более дорогостоящей процедурой является установка коронки: от 30 до 50% стоимости составляет работа техника.
В каждом рту
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, кариесом страдают 100% взрослых и большая часть — от 60 до 90% — школьников. В возрасте от 35 до 44 лет у 15–20% населения обнаруживается серьезная форма пародонтита. Кариозные и воспалительные заболевания полости рта являются основными причинами выпадения зубов, только у 30% людей в возрасте 65–74 лет — естественные зубы. Болезни полости рта усугубляет нездоровое питание, курение, употребление алкоголя и недостаточная гигиена.
В клинике не слишком много операционных расходов: они укладываются в 14 тыс. руб., утверждает Мухина. «Я закупаю все вперед на несколько месяцев, чтобы всегда имелись запасы. Срок годности обычно позволяет хранить материалы около двух лет, — объясняет она. — Заказываю через поставщиков в интернете, привозят на следующий день, с этим нет никаких проблем. По возможности многое приобретаю полуготовым, например ватные турундулы, это экономит время и труд». Средство для обработки корневых каналов и боры закупаются один раз в два месяца — примерно на 5 тыс. руб. Раз в полгода покупаются на 12 тыс. руб. расходники на ортопедию и средство для пломбирования Dodonti за 15 тыс. руб. Также от 8 тыс. до 16 тыс. руб. тратится на ежегодное обслуживание кресла дантиста: к примеру, раз в два года меняются шланги. Один раз в неделю в «Медека» убирается клинер, ее услуги стоят 3 тыс. руб. в месяц.
«Безусловно, пока клиника не приносит высокого дохода. Но, когда получаю прибыль, откладываю ее на выплату рассрочки знакомым, кредит на покупку оборудования уже удалось отдать», — говорит Мухина.
Главным каналом продвижения для «Медеки» является сарафанное радио: в кабинет приходит много профессоров, которые потом рассказывают о клинике знакомым. Кроме того, рядом с «Медекой» расположена университетская столовая, которая также дает свой поток посетителей: кто-то просто заходит, чтобы поинтересоваться ценами. По договоренности с МТУСИ информацию о клинике должны расположить на стендах вблизи кафедр. «Сейчас так сотрудничаем с МТУСИ, предлагаем скидки — они охотно идут к нам», — отмечает предпринимательница.
По словам Мухиной, на маркетинг и рекламу она в общей сложности расходует 5 тыс. руб. в месяц — это визитки, буклеты, сопровождение сайта, реклама в «Яндекс. Директ», позиционирование в сервисе 2ГИС. «С разработкой сайта мне помогли знакомые, — говорит Мухина. — В ходе дискуссий появилась идея расположить всю информацию на фоне здания гостиницы «Украина». Оно говорящее — является символом столицы». В качестве напоминания о советском символе «идеальной улыбки» в холле «Медеки» висит лучезарный портрет Юрия Гагарина.
Врачи-бизнесмены
Практикующий врач-стоматолог Владимир Стригин рассказал РБК, что на данный момент совмещает работу в частной клинике и в кабинете, который арендует: «Это, наверное, на сегодняшний день самый выгодный вариант. Открытие своего бизнеса требует больших вложений, и не факт, что это все окупится. Много подводных камней, начиная от аренды и покупки оборудования, заканчивая набором персонала, рекламой и грамотным менеджментом. В условиях непростого финансового положения у нас в стране сейчас многие клиники закрываются. Выгодней снимать кабинет, если есть уже своя база пациентов, и платить только за аренду и материалы, не имея головной боли в области управления». Стригин арендует кабинет на 6 часов за 2 тыс. руб., в месяц ему удается принять дополнительно 20–30 пациентов.
Врач Алексей Сазонов основал свою маленькую клинику в Москве 20 лет назад: у него два стоматологических кресла в двух кабинетах (один он сдает коллеге), которые, как он утверждает, не страдают от отсутствия пациентов. Сазонов объясняет, что когда-то работал по 14 часов, но сейчас в этом потребности нет. «Молодому специалисту будет очень сложно открыть свою клинику в столице. Во-первых, нужно найти помещение в нежилом фонде соответствующих габаритов, а затем потрудиться и получить лицензию. Это будет стоить немалых денег и больших усилий», — заключает предприниматель.