Гречка как индикатор роста цен из-за слабеющего рубля
По данным Международного валютного фонда, санкционное противостояние России и Запада будет стоить нашей стране 9% ВВП
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Рубль пытается стабилизироваться на фоне восстановления цен на нефть. Brent после вчерашнего падения вернулась к уровню выше 50 долларов за баррель. И на этом фоне немного укрепился рубль: на Московской бирже доллар ушел ниже 63 рублей, евро — ниже 69. В целом ситуация далека от оптимистической.
В то же время в России вслед за рисом довольно резко подорожала гречка, сообщают СМИ со ссылкой на экспертов агентства «ПроЗерно». Оптовые цены за неделю поднялись на 4%. Если же брать данные за год, то по сравнению с летом 2014-го гречка подорожала больше, чем в два раза. Ранее оптовые цены на рис взлетели сразу на 10%.
Тем временем в Международном валютном фонде подсчитали, что санкционное противостояние России и Запада будет стоить нашей стране 9% ВВП. Business FM обсудила это с профессором Высшей школы экономики Иваном Родионовым.
То, что происходит сегодня с рублем и с долларом, — можно ли говорить о каких-то трендах?
Иван Родионов: Нет, конечно, говорить нельзя, потому что американский рынок на тот момент не открылся, обычно он как раз цену на нефть опускает. И говорить о том, что сегодня что-то укрепилось, нельзя. С другой стороны, давайте обратим внимание: мы сейчас находимся в той ситуации, которая как раз и запланирована в нашем бюджете на весь год, при этом семь месяцев мы жили на 20% примерно лучше, что уже должно радовать.
Я боюсь подумать, на что вы намекаете сейчас.
Иван Родионов: На самом деле это означает, что вторая половина может быть намного хуже, чем первая.
Какой прогноз, в частности, в таком случае по нефти возможен?
Иван Родионов: И 40 долларов возможно, почему нет? Притом опять это значит, что для нашей страны ничего катастрофического не случилось. Случится катастрофическое для той системы, которая образовалась в период дорогой нефти. Нам просто придется вернуться к тому, где мы были в 2003-2004 годах, это существенное сокращение совершенно ненужного госаппарата, в котором больше советского, и снижение в этом аппарате зарплат. Это точно так же распространится через какое-то время на госкомпании.
А насколько, как вам кажется, власть гибкая, как быстро она сможет реагировать на меняющуюся ситуацию?
Иван Родионов: Это самая большая проблема, потому что весь год, а вы знаете, что глубокие кризисные явления у нас начались примерно год назад, показывали, что власть абсолютно не гибкая — авось вынесет.
Как раз как признак того, что все не очень хорошо: резко подорожала гречка. Я понимаю, что, может быть, это даже несколько анекдотичный пример, но ведь правда подорожала — по сравнению с июлем прошлого года более чем в два раза. А вообще, это индикатор чего?
Иван Родионов: Индикатор того, что торговцы начнут выводить опять цены на уровень снижения курса рубля. Да, их удалось удержать даже в течение первого полугодия этого года. Они взяли часть потерь на себя, но очевидно, что долго это продолжаться не будет. Вспомним опять все эти диалоги, когда закупочная цена молока и розничная цена молока, понятно, что эта пропасть между затратами и ценой будет увеличиваться. При этом опять понятно, что все свои потери во второй половине прошлого года и первой половине этого, они попытаются восстановить, подняв существенно цены. То есть можно ждать хорошей инфляции.
Гречка все-таки продукт такой, знаете, почти полностью импортозамещаемый. Если что-то ввозится из Китая, то, наверное, это незначительная доля. А почему дорожают продукты, которые исконно русские?
Иван Родионов: Она не может не дорожать. Если можно продавать дороже, кто же будет продавать дешевле? У нас не социализм, у нас нет госплана, у нас нет жесткого установления цен.
Как вот эти события, в частности с удорожанием круп, могут повлиять на политику ЦБ, в частности по ставкам?
Иван Родионов: Я уверен, что никак, потому что, на самом деле, не так много, во-первых, валюты продается на валютном рынке. На самом деле, я думаю, что меньше четверти, и большинство сделок делается вне рынка большими компаниями, вне зависимости от того, что им надо погашать свои кредиты. И я думаю, что здесь связи никакой не будет. ЦБ спокойно говорит о том, что он пытается таргетировать инфляцию, при том делает он это по очень простой причине. Если отчетная инфляция, которую рапортует ЦБ, опять будет ниже, чем реальная, например, вдвое или втрое, а мы такие возможности вполне можем увидеть, то понятно, что и все социальные компенсации, которые платит бюджет, они будут, соответственно, не соответствовать инфляции, а соответствовать тем дутым цифрам, которые рапортуются.
На сайте BFM.ru проводится опрос: к чему вы склоняетесь на фоне очередных колебаний курса рубля? 20% опрошенных собираются купить валюту, 8% — продать. И подавляющее большинство — 72% — не собираются ничего предпринимать.
В свою очередь, Российский союз туриндустрии сообщает, что ослабление рубля вновь привело к снижению спроса на путевки за рубеж.