Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



По щучьему велению, по министерскому хотению

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

По щучьему велению, по министерскому хотению

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20150717145302_967.jpg

Что будет с экономикой в ближайшие годы? Понимаю, что многих волнуют гораздо более краткосрочные перспективы, а то ведь в отпуске еще не отгуляли, а за рубль опять тревожно. Ну, к теме рубля все равно придется возвращаться, и не раз. А сегодня все-таки о наших экономических перспективах.

В своем анализе предлагаю ориентироваться не на высказывания-обещания высокопоставленных чиновников, а на самый что ни на есть официальный документ — «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Этот документ некоторое время назад был представлен Минэкономразвития России. Именно в нем определены главные экономические показатели ближайших лет. Там есть, как у нас было принято в практике последних лет, Базовый сценарий (вариант 1) и Оптимистичный сценарий (вариант 2). Честно говоря, не вижу большого смысла в рассмотрении разного рода оптимистичных сценариев, поэтому посмотрим, что там в Базовом.

В Базовом сценарии все очень даже ничего: ВВП страны, снизившись, по прогнозу, на 2,8% в 2015 году, уже в 2016 году вырастет на 2,3%, инвестиции в основной капитал от минус 10,6% покажут плюс 3,3%, промышленность — минус 2,3% и плюс 1,5% соответственно и т.д. В прогнозируемый период с динамикой инфляции также все должно быть хорошо: от роста цен на 11,9% в 2015 году до 7% уже в 2016-м. Ну а к 2018 году инфляция и вовсе должна снизиться до 5,1%.

Вывод один: уже в 2016 году должно произойти заметное, я бы даже сказал, резкое улучшение всех основных социально-экономических показателей развития страны. Да, вот еще один не упомянутый пока важный показатель: реальные располагаемые денежные доходы населения от падения на 7,8% в 2015 году (с этим-то невозможно не согласиться — люди, что называется, на своей шкуре это уже ощущают) должны перейти к росту на 1,1% в 2016 году.

Прогнозные показатели не могут не радовать. Здорово! Правда, лично у меня возникает такой вопрос: за счет чего это все вдруг произойдет? Я тоже хочу, чтобы так было, очень хочу. Но мне хотелось бы и знать, что поможет развернуть нашу экономику к росту, что так круто изменит вектор экономического развития страны.

Читаем сценарные условия дальше, пытаясь найти те самые объясняющие предстоящий экономический рост факторы. Однако буквально в самом начале документа натыкаемся на такую более чем реалистичную оценку: санкции со стороны США и ЕС будут действовать на протяжении всего прогнозного периода, что означает серьезные ограничения для российских компаний по займу денег за рубежом и то, что капитал по-прежнему в огромном объеме будет убегать из страны. В общем, отмена санкций нам не поможет.

Тогда, может быть, цены на нефть выручат? Предполагается, что среднегодовая цена на нефть в 2016 году составит 60 долларов США за баррель. Но она и в этом году будет примерно такая же. И что, в текущем году такая цена на нефть нас сильно выручает? Ничего подобного. При нынешней цене на нефть мы вынуждены будем в 2015 году израсходовать из Резервного фонда около 3 трлн рублей из имевшихся там на начало года 5 трлн рублей. Очевидно, что с такой ценой на нефть как бы нам вообще не остаться без Резервного фонда уже к концу 2016 года.

Значит, не может нам объяснить предстоящий разворот к экономическому росту и то, что цены на нефть рванут вверх.

Ищем дальше ответ на вопрос о причинах экономического роста. Вот, нашел: одним из факторов восстановления роста будет реализация проектов с привлечением средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Речь, к примеру, идет о Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).

Общий объем средств ФНБ только на реализацию инфраструктурных проектов в транспортном комплексе должен составить в 2015–2018 годах 367,6 млрд рублей.

Может ли финансирование таких проектов помочь экономике? Помочь может — и поможет. Будет ли этого достаточно для разворота к росту? Совсем не обязательно.

За доказательствами правомерности столь сдержанной оценки далеко ходить не надо. Вспомним, сколь много сотен миллиардов рублей было уже потрачено на все наши мегапроекты: Олимпиаду в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке, Универсиаду в Казани и др. И что? Да ничего, экономика России без всяких санкций и, заметим, при высоких тогдашних ценах на нефть неуклонно замедлялась в темпах экономического роста: от плюс 4,5% прироста ВВП в 2010 году до плюс 0,8% по итогам I полугодия 2014 года. Значит, к сожалению, только реализация крупных проектов нам не поможет. Да и тратить мы уже будем вынуждены поменьше, хотя у России еще и остается весьма амбициозный Кубок мира по футболу 2018 года.

Итак, за счет одной только реализации крупных проектов резко «вдруг» перейти к экономическому росту уже в 2016 году не получится.

Что еще? Читаем далее Сценарные условия в надежде найти удовлетворительный ответ. Может быть, вот это: «…возобновление промышленного роста и увеличение реальных располагаемых доходов домашних хозяйств станут определяющими внутренними факторами для резкой активизации инвестирования и начала восстановления потребительского спроса»? Понятно, что все взаимосвязано, но я-то думаю, что работает, скорее, обратная причинно-следственная связь: за ростом инвестиций следует экономический рост.

Отчаявшись найти удовлетворительное объяснение скорого экономического роста в России, я подумал, что, возможно, эти Сценарные условия просто исходят из того, что не может экономика долго падать. Вот упадет она в 2015 году, а потом обязательно будет рост. Просто иначе и быть не может. Не может, и все!

Вы можете удовлетвориться таким объяснением? Я — нет. Ну это же несерьезно: будет рост, потому что он обязательно будет. Так, что ли, получается?..

Придется самим разбираться с перспективами экономического роста.

Итак, на цены на нефть рассчитывать не приходится. Более того, у них сегодня просматривается гораздо больше перспектив для снижения: снятие санкций с Ирана, повышение основных ставок Федеральной резервной системой США, замедление роста Китая и т.п.

Санкции никто не отменит.

Что еще могло бы обеспечить быстрый экономический рост России уже в 2016 году? Нет такого. В этом-то вся и проблема, которую пока никак не осознают все ответственные за экономическое положение в стране.

Это не означает, замечу, что ничего и не надо делать, уж коли все так плохо. Это говорит лишь о том, что сценарии, прогнозы, планы и т.п. должны быть более реалистичными.

Проблема нынешней экономической ситуации — в том, что ее тяжелый характер стал только отчасти следствием падения мировых цен на нефть и введения санкций против России. Проблема — во внутренних перекосах, диспропорциях, противоречиях российской экономики. Об этом, кстати, говорилось еще в Послании президента в декабре 2013 года.

По природе все это — структурные диспропорции. К примеру, есть явная диспропорция в приоритетах расходования средств федерального бюджета. У нас, как известно, сегодня безусловным приоритетом являются расходы на оборону и безопасность. Да-да, геополитика и все такое прочее в оправдание… Но жизнь показывает, что если неоправданно сильно сокращаются инвестиционные расходы, то нет и требуемого инвестиционного спроса. Откуда тогда будет рост экономики? Режете социальные расходы — снижается потребительский спрос, что также делает перспективы экономического роста еще более проблематичными.

Какие-то структурные диспропорции можно быстро исправить, но, как правило, для соответствующих реформ все-таки требуется время.

Нет, не найти нам удовлетворительного ответа на вопрос о том, почему экономика скоро, уже в 2016 году, начнет расти. Получается, что должна развернуться она к росту только потому, что так хочется.

Лучше пусть будет менее оптимистичный, но реальный прогноз. А он сегодня видится таким: никакого резкого разворота к экономическому росту уже в 2016 году не произойдет, кризис принимает затяжной характер. Ой, и не надо меня обвинять в алармизме (вот, чуть менее понятное словечко все-таки употребил)…

Игорь Николаев

Из выпуска от 17-07-2015 рассылки «Московский Комсомолец - свежий номер газеты»

http://subscribe.ru/digest/economics/ne … 87283.html

0

2

Спасительный план Минфина

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20150720142841_918.jpg

У отправляющихся на каникулы чиновников и депутатов будет пища для раздумий. Специально к отпускному сезону Минфин приурочил публикацию доклада об основных направлениях повышения эффективности расходов бюджета, чтобы участники дискуссии могли лучше подготовиться к осеннему мозговому штурму. Хотя в ведомстве признают, что государство слишком много тратит на армию и безопасность — 4% ВВП против 1–2% в развитых странах, — никаких конкретных предложений, как снизить эту нагрузку, в докладе не содержится. Зато там подробно расписано, почему надо сокращать расходы на соцподдержку, образование, здравоохранение и культуру и за счет чего это можно сделать.

Первый (но далеко не единственный!) источник — это, естественно, пенсионеры. Их уже слишком много, а будет еще больше: к 2030 году, по прогнозам Минфина, доля пожилого населения вырастет с 24 до 28%. При этом демографическая ситуация в стране такова, что не понятно, за чей счет все они будут пить и есть. Уже сейчас коэффициент пенсионной нагрузки в России один из самых низких в мире: на 100 стариков приходится 121 работающий (в развитых странах 170). А через 15 лет их численность сравняется. Кардинальных решений (хотя они в принципе понятны — это увеличение пенсионного возраста и повышение страховых взносов) в докладе Минфина нет, однако ведомство продолжает настаивать на отказе от действующего порядка автоматической индексации пенсий на размер инфляции. Причем сделать это, по мнению чиновников, нужно не только в 2016 году, а раз и навсегда. В противном случае правительству придется постоянно урезать ассигнования, предназначенные на развитие, — в следующем году помимо уже предусмотренных 10% дополнительно придется сократить 8% бюджетных расходов, в 2017 году — 14%, в 2018-м — 20%.

Пусть лучше пенсионеры недополучат по 1,5 тыс. рублей, нежели министерства недосчитаются миллиардов! — решили в Минфине, но, к сожалению, не предложили никакой альтернативы. Государство больше вообще не собирается индексировать пенсии? Или будет делать это при каких-то особых условиях? Например, при повышении доходов Пенсионного фонда? Вопросы, волнующие подавляющее большинство избирателей, к сожалению, остались без ответа.

Следующая жертва — получатели соцвыплат. «Принципу социальной справедливости лучше всего соответствует принцип нуждаемости», — записали чиновники в докладе и решили эту «нуждаемость» посчитать. Задачка, по всей видимости, формулировалась так: если прожиточный минимум — это нищета, то сколько нужно человеку на безбедное существование без помощи государства? Постановили, что 2,5 прожиточного минимума. В среднем по России это сейчас 20,5 тыс. рублей в месяц, в Москве — 34,7 тыс. руб. По мнению Минфина, обладатели подобных заработков начиная с 2016 года не должны получать пособия по уходу за ребенком, пособия по инвалидности и выплаты, положенные гражданам, подвергшимся воздействию радиации (на другие льготы чиновники пока не покушаются). Подобно пенсиям социальные пособия не должны расти вместе с инфляцией. Также в докладе содержится таинственная фраза о том, что, если гражданин получает от государства несколько выплат по разным основаниям, то их целесообразней заменить одной. Вопрос, какой и будет ли она суммировать все предыдущие, естественно, остался без ответа.

Не менее интересная, хотя и вполне предсказуемая оптимизация ждет бюджетную сферу. Обжегшись на собственных прогнозах, которые, как выяснилось, в разгар кризиса не имеют ничего общего с реальностью, чиновники дуют на воду и предлагают впредь рассчитывать оклады бюджетников, исходя из фактически сложившегося среднего уровня оплаты труда в экономике. При этом планируется установить целевой ориентир (допустим, 25 тыс. руб.) и возможные уровни отклонения от него (например, плюс 5 тыс. руб. для классных руководителей, плюс 10 тыс. руб. для врачей общей практики и т.д.). Школам, больницам и учреждениям культуры предписывается повысить эффективность использования имеющегося у них имущества (укрупняться, сливаться, размещать под одной крышей разные форматы), а излишки недвижимости продавать. Вместо того чтобы на переменах готовиться к уроку, заполнять журнал или просто отдыхать, учителя, по мнению Минфина, могли бы «по графику обслуживать несколько школ, расположенных в пределах одного или смежных муниципальных образований». Помните арию «Фигаро — тут, Фигаро — там»? Похоже, в новых экономических реалиях она обретает новый смысл.

Что касается медицины, то реперные точки пока прежние. Это сокращение госпитализации вообще и сроков пребывания в стационаре в частности. Из неафишируемых пока нюансов стоит выделить порядок оказания санаторно-курортных услуг: Минфин предлагает разделить их на лечение, оказываемое в рамках полиса ОМС, и оздоровление и отдых — за счет средств граждан. В переводе с чиновничьего языка на русский это означает отказ от системы бесплатных путевок, которых как манны небесной ждут пенсионеры. Проживание, питание и пользование бассейном старикам придется оплачивать из собственных, не проиндексированных государством пенсий.

Справедливости ради: на госслужащих тоже хотят сэкономить. Но масштаб жертвоприношения, право слово, довольно смешной. В докладе речь идет лишь о сокращении ежегодного оплачиваемого отпуска до 30 календарных дней и «оптимизации системы гарантий» (без дополнительных пояснений, чего конкретно лишатся чиновники). При этом черным по белому написано, что для компенсации потерь оплата труда будет увеличена более чем в два раза! И вот в этом нет совсем уже никакой логики: почему индексация пенсий на жалкие 11,9% нанесет непоправимый ущерб экономике, закрутит инфляционную спираль и заставит власти опять корректировать курс рубля (именно так написано в докладе), а двойное повышение зарплат чиновникам, которые и так получают существенно больше прожиточного минимума, ни к каким катастрофическим последствиям не приведет?

Но птица-тройка все скачет и скачет в одном направлении... И не дает ответа.

Елена Егорова

Из выпуска от 20-07-2015 рассылки «Московский Комсомолец - свежий номер газеты»

http://subscribe.ru/digest/economics/ne … 66350.html

0