По щучьему велению, по министерскому хотению
Что будет с экономикой в ближайшие годы? Понимаю, что многих волнуют гораздо более краткосрочные перспективы, а то ведь в отпуске еще не отгуляли, а за рубль опять тревожно. Ну, к теме рубля все равно придется возвращаться, и не раз. А сегодня все-таки о наших экономических перспективах.
В своем анализе предлагаю ориентироваться не на высказывания-обещания высокопоставленных чиновников, а на самый что ни на есть официальный документ — «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Этот документ некоторое время назад был представлен Минэкономразвития России. Именно в нем определены главные экономические показатели ближайших лет. Там есть, как у нас было принято в практике последних лет, Базовый сценарий (вариант 1) и Оптимистичный сценарий (вариант 2). Честно говоря, не вижу большого смысла в рассмотрении разного рода оптимистичных сценариев, поэтому посмотрим, что там в Базовом.
В Базовом сценарии все очень даже ничего: ВВП страны, снизившись, по прогнозу, на 2,8% в 2015 году, уже в 2016 году вырастет на 2,3%, инвестиции в основной капитал от минус 10,6% покажут плюс 3,3%, промышленность — минус 2,3% и плюс 1,5% соответственно и т.д. В прогнозируемый период с динамикой инфляции также все должно быть хорошо: от роста цен на 11,9% в 2015 году до 7% уже в 2016-м. Ну а к 2018 году инфляция и вовсе должна снизиться до 5,1%.
Вывод один: уже в 2016 году должно произойти заметное, я бы даже сказал, резкое улучшение всех основных социально-экономических показателей развития страны. Да, вот еще один не упомянутый пока важный показатель: реальные располагаемые денежные доходы населения от падения на 7,8% в 2015 году (с этим-то невозможно не согласиться — люди, что называется, на своей шкуре это уже ощущают) должны перейти к росту на 1,1% в 2016 году.
Прогнозные показатели не могут не радовать. Здорово! Правда, лично у меня возникает такой вопрос: за счет чего это все вдруг произойдет? Я тоже хочу, чтобы так было, очень хочу. Но мне хотелось бы и знать, что поможет развернуть нашу экономику к росту, что так круто изменит вектор экономического развития страны.
Читаем сценарные условия дальше, пытаясь найти те самые объясняющие предстоящий экономический рост факторы. Однако буквально в самом начале документа натыкаемся на такую более чем реалистичную оценку: санкции со стороны США и ЕС будут действовать на протяжении всего прогнозного периода, что означает серьезные ограничения для российских компаний по займу денег за рубежом и то, что капитал по-прежнему в огромном объеме будет убегать из страны. В общем, отмена санкций нам не поможет.
Тогда, может быть, цены на нефть выручат? Предполагается, что среднегодовая цена на нефть в 2016 году составит 60 долларов США за баррель. Но она и в этом году будет примерно такая же. И что, в текущем году такая цена на нефть нас сильно выручает? Ничего подобного. При нынешней цене на нефть мы вынуждены будем в 2015 году израсходовать из Резервного фонда около 3 трлн рублей из имевшихся там на начало года 5 трлн рублей. Очевидно, что с такой ценой на нефть как бы нам вообще не остаться без Резервного фонда уже к концу 2016 года.
Значит, не может нам объяснить предстоящий разворот к экономическому росту и то, что цены на нефть рванут вверх.
Ищем дальше ответ на вопрос о причинах экономического роста. Вот, нашел: одним из факторов восстановления роста будет реализация проектов с привлечением средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Речь, к примеру, идет о Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).
Общий объем средств ФНБ только на реализацию инфраструктурных проектов в транспортном комплексе должен составить в 2015–2018 годах 367,6 млрд рублей.
Может ли финансирование таких проектов помочь экономике? Помочь может — и поможет. Будет ли этого достаточно для разворота к росту? Совсем не обязательно.
За доказательствами правомерности столь сдержанной оценки далеко ходить не надо. Вспомним, сколь много сотен миллиардов рублей было уже потрачено на все наши мегапроекты: Олимпиаду в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке, Универсиаду в Казани и др. И что? Да ничего, экономика России без всяких санкций и, заметим, при высоких тогдашних ценах на нефть неуклонно замедлялась в темпах экономического роста: от плюс 4,5% прироста ВВП в 2010 году до плюс 0,8% по итогам I полугодия 2014 года. Значит, к сожалению, только реализация крупных проектов нам не поможет. Да и тратить мы уже будем вынуждены поменьше, хотя у России еще и остается весьма амбициозный Кубок мира по футболу 2018 года.
Итак, за счет одной только реализации крупных проектов резко «вдруг» перейти к экономическому росту уже в 2016 году не получится.
Что еще? Читаем далее Сценарные условия в надежде найти удовлетворительный ответ. Может быть, вот это: «…возобновление промышленного роста и увеличение реальных располагаемых доходов домашних хозяйств станут определяющими внутренними факторами для резкой активизации инвестирования и начала восстановления потребительского спроса»? Понятно, что все взаимосвязано, но я-то думаю, что работает, скорее, обратная причинно-следственная связь: за ростом инвестиций следует экономический рост.
Отчаявшись найти удовлетворительное объяснение скорого экономического роста в России, я подумал, что, возможно, эти Сценарные условия просто исходят из того, что не может экономика долго падать. Вот упадет она в 2015 году, а потом обязательно будет рост. Просто иначе и быть не может. Не может, и все!
Вы можете удовлетвориться таким объяснением? Я — нет. Ну это же несерьезно: будет рост, потому что он обязательно будет. Так, что ли, получается?..
Придется самим разбираться с перспективами экономического роста.
Итак, на цены на нефть рассчитывать не приходится. Более того, у них сегодня просматривается гораздо больше перспектив для снижения: снятие санкций с Ирана, повышение основных ставок Федеральной резервной системой США, замедление роста Китая и т.п.
Санкции никто не отменит.
Что еще могло бы обеспечить быстрый экономический рост России уже в 2016 году? Нет такого. В этом-то вся и проблема, которую пока никак не осознают все ответственные за экономическое положение в стране.
Это не означает, замечу, что ничего и не надо делать, уж коли все так плохо. Это говорит лишь о том, что сценарии, прогнозы, планы и т.п. должны быть более реалистичными.
Проблема нынешней экономической ситуации — в том, что ее тяжелый характер стал только отчасти следствием падения мировых цен на нефть и введения санкций против России. Проблема — во внутренних перекосах, диспропорциях, противоречиях российской экономики. Об этом, кстати, говорилось еще в Послании президента в декабре 2013 года.
По природе все это — структурные диспропорции. К примеру, есть явная диспропорция в приоритетах расходования средств федерального бюджета. У нас, как известно, сегодня безусловным приоритетом являются расходы на оборону и безопасность. Да-да, геополитика и все такое прочее в оправдание… Но жизнь показывает, что если неоправданно сильно сокращаются инвестиционные расходы, то нет и требуемого инвестиционного спроса. Откуда тогда будет рост экономики? Режете социальные расходы — снижается потребительский спрос, что также делает перспективы экономического роста еще более проблематичными.
Какие-то структурные диспропорции можно быстро исправить, но, как правило, для соответствующих реформ все-таки требуется время.
Нет, не найти нам удовлетворительного ответа на вопрос о том, почему экономика скоро, уже в 2016 году, начнет расти. Получается, что должна развернуться она к росту только потому, что так хочется.
Лучше пусть будет менее оптимистичный, но реальный прогноз. А он сегодня видится таким: никакого резкого разворота к экономическому росту уже в 2016 году не произойдет, кризис принимает затяжной характер. Ой, и не надо меня обвинять в алармизме (вот, чуть менее понятное словечко все-таки употребил)…
Игорь Николаев
Из выпуска от 17-07-2015 рассылки «Московский Комсомолец - свежий номер газеты»