Почти 50% представителей среднего класса стали «охотниками за скидками»
18:32
Ольга Волкова, Дмитрий Крюков
Фото: Lori
Потребительские настроения россиян улучшились во втором квартале 2016 года по сравнению с началом года, однако население продолжает проедать свои сбережения, выяснили в Sberbank CIB
Потребительская уверенность россиян выросла с отметки минус 22% в первом квартале текущего года до минус 17% во втором, хотя все еще остается ниже отметки соответствующего квартала 2015 года (минус 14%), выяснили в Sberbank CIB, рассчитав так называемый Потребительский индекс Иванова — он учитывает настроения представителей среднего класса.
Доля тех, кто полагает, что экономика страны нестабильна, сократилась на 3 п.п., но все еще остается высокой — 83%. Аналитики Sberbank CIB отмечают, что к этим улучшениям стоит относиться с некоторой осторожностью, ведь они могут носить сезонный характер.
Главным поводом для беспокойства «Ивановых» остается инфляция, но ее выделили 58% опрошенных против 62% в предыдущем квартале. Уровень опасений относительно безработицы снизился с 60% в первом квартале до 54%. При этом доля работающих респондентов, опасающихся потерять работу, упала с 43 до 39%. В целом уровень безработицы среди «Ивановых» снизился до 11,3%, на 0,8 п.п. по сравнению с первым кварталом.
Четверть опрошенных сообщили о том, что им в этом году проиндексировали заработную плату (в первом квартале об этом упоминали лишь одна пятая часть респондентов). В среднем индексация, согласно исследованию Sberbank CIB, составила 6,4%.
На фоне этих улучшений стали более позитивными и оценки респондентами перспектив их работодателей. 22% «Ивановых» ожидают, что в течение следующего года компании, в которых они трудоустроены, будут расти (в первом квартале — 19%). Пессимистов по этому вопросу стало меньше — 21% против 23% в прошлом опросе. В результате индекс перспектив бизнеса вышел из отрицательной области в положительную и достиг отметки 0,9%.
Улучшение показателей индекса Ивановых согласуется с опубликованными ранее данными Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ, по которым оценки потребителей слегка улучшились, хотя пессимистов все равно больше. Во втором квартале 7% опрошенных сообщили об улучшении своего материального положения за последний год, а ухудшение отметили 41% респондентов (кварталом ранее было 6 и 53% соответственно). Индекс потребительской уверенности, публикуемый Росстатом, во втором квартале текущего года вырос на 4 п.п., до 26%, впервые после четырех кварталов непрерывного падения.
Доля опрошенных Sberbank CIB, у которых нет сбережений, несмотря на все улучшения входящих в «индекс Ивановых» показателей, достигла 43%, что соответствует приросту на 2 п.п. При этом доля сбережений снизилась до 6,7% с 7% в первом квартале. Таким образом, отставание зарплат от показателей инфляции продолжает знаменовать постепенное проедание сбережений (по оценкам «Ивановых», продуктовая инфляция была равна в июне 15% — против официального показателя 6,2%).
Охотники за скидками
Доля потребителей, которые назвали цену самым важным фактором при выборе товара в магазине, достигла максимума за всю историю индекса — 77%, увеличившись на 1 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом. Покупатели продолжили активно охотиться за ценами: 23% респондентов отметили, что хотя они приобретают большинство продуктов в одном магазине, но при этом посещают и другие — исключительно в поисках скидок. В прошлом году таковых насчитывалось 16%. Доля тех, кто приходит в магазины только ради промоакций, выросла до 47% против 43% в первом квартале 2016 года.
Наиболее привлекательной в этом плане оказалась сеть «Дикси». Число посетителей, которые ищут скидки в ее магазинах, выросло на 33%; для сравнения, в «Пятерочке» и «Ленте» — на 8%. А в «Магните» охотников за скидками стало даже на 5% меньше.
Этим можно объяснить тот факт, что количество уникальных посетителей в сетях «Дикси» и «О’кей» возросло, в «Пятерочке» и «Ленте» сохранилось примерно на том же уровне, а вот в «Магните», напротив, снизилось.
В целом «Ивановы» стали чаще заходить в крупные сети, свидетельствуют авторы исследования. Если в первом квартале число уникальных посетителей снижалось, то во втором продемонстрировало рост на 4%.