Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



На черный день. Россияне стали больше экономить

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

На черный день. Россияне стали больше экономить

Россияне научились экономить на скидках. На отдых, здоровье и образование копят меньше, хотя по-прежнему тратят. Из крупных покупок отказываются прежде всего от новых машин

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2014/10/07/rubl.jpg
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Россияне стали больше копить, жертвуя здоровьем, образованием и отдыхом. Как показал опрос ВЦИОМ, чаще всего соотечественники откладывают, как они говорят, на всякий случай. Их число с начала года выросло на 4% до 28%, а на черный день копят 24%. Откладывать на лечение вместо 21% стали 16%, вдвое — до 8% — сократилось число тех, кто копит на развлечения и путешествия, и на 4% меньше стали откладывать на образование. Накопления есть в половине случаев у людей с высоким достатком или с высшим образованием. При этом тех, кто не имеет сбережений, 62%.

Почему сбережения не растут, и куда россияне тратят деньги? На этот вопрос BusinessFM ответил президент-председатель правления банка ВТБ24 Михаил Задорнов.

Михаил Задорнов
президент-председатель правления банка ВТБ24

«Мы видим изменения в поведении людей с точки зрения меньших трат на приобретение автомобилей, бытовой техники. И, к сожалению, это пока не выливается в то, что люди больше сберегают и приносят деньги в банки. То есть деньги нам несут, но совершенно не в том масштабе, к которому мы привыкли за последние пять или даже десять лет. Люди тратят прежде всего на продукты питания. Второе — доля погашения и процентов по кредитам в расходах тех, кто эти кредиты имеет, в общих расходах населения примерно удвоилась и составляет сейчас около 20%. Это тоже такая достаточно серьезная статья. Плюс оплата услуг: жилищных, образования, здравоохранения. Таким образом, [основные траты — на] питание, платежи по кредитам и базовые услуги».

Сентябрьские опросы РОМИРа также показывают, что россияне не стали меньше есть и пить, просто научились экономить на скидках. При этом на отдых, здоровье и образование, может, и не копят, но по-прежнему тратят и, действительно, стали отказываться от покупки новых машин.

Евгения Рубцова
пресс-секретарь РОМИР

«Не обращают внимание на цены, на то, растут они или не растут, порядка 40 процентов жителей российских городов. Остальная часть практикует различные сценарии экономии. Кто-то пытается делать запасы определенных товаров, когда находит их по выгодной цене, кто-то начинает покупать упаковки большего размера по более выгодной цене, кто-то действительно начинает покупать чуть меньше объемы товаров, чтобы сэкономить, кто-то пытается замещать более дорогие марки более дешевыми, причем таким образом чаще поступают жители Москвы, чем регионов. Если говорить о крупных покупках, то экономия коснулась сильнее всего только авторынка. Что же касается остальных рынков, то здесь не произошло заметных изменений: как покупали одежду, так и покупают, и отдохнуть россияне умудрились, и медицинские расходы, если они даже не планировались, были реализованы, потому что очень часто они все случаются внезапно, и не все их планируют. Так же с тратами на образование, и на развлечения, и на покупку мебели».

Куда вложить сэкономленные средства в ближайшем будущем, журналисты BusinessFM поинтересовались у независимого эксперта Михаила Крылова.

Михаил Крылов
независимый эксперт

«Оптимальный вариант вложений с опережением на ближайшие месяцы — новогодние подарки, которые лучше покупать заранее. Потом доллар, который будет дорожать. И потом на российском и на зарубежном рынке остаются всегда компании в трех секторах: в IT, в розничной торговле и в сфере сбережений, — которые будут пользоваться спросом в ближайшие годы и которые можно покупать вне зависимости от конъюнктуры рынка. Тем, кто все-таки верит в негативный сценарий, можно рекомендовать купить активы-убежища (золото), тем, кто настроен на скорое снятие санкций, можно рекомендовать запастись российскими акциями на дешевых уровнях».

В то же время социологи отмечают, что экономические настроения россиян в этом году находятся в минусовой зоне. Они говорят, что в этом году получен удивительно печальный результат, который не фиксировали после кризиса 2008 года и даже после дефолта 1998 года.

http://www.bfm.ru/news/275150

0

2

Средний класс боится роста цен и ослабления рубля

Средний класс все сильнее боится роста инфляции, безработицы и ослабления рубля. Поэтому россияне сокращают потребление, экономят на еде и готовятся к крупным покупкам, чтобы спасти свои деньги

ТЕКСТ: Редакция БГ

http://bg.ru/media/upload/files/EN_01064561_0002_crop_1412604239.jpg
EastNews
В сентябре  российские потребители чувствовали себя плохо: индекс потребительской уверенности, рассчитываемый Sberbank CIB, снизился до минус 7%. Это связано с опасениями по поводу высокой инфляции, безработицы и ослабления рубля на фоне не самой благоприятной экономической и геополитической ситуации.

Sberbank CIB регулярно публикует "Индекс Иванова" - это обзор потребительского поведения и настроений российского среднего класса. Во втором квартале в целом потребительская уверенность также была слабой – минус 6%.

Индекс строится на основе опросов, которые проводит компания Cint. В последнем опросе участвовали 2,3 тысячи человек в возрасте 18-65 лет, проживающие в 164 городах России с население более 100 тысяч человек. Им задавали вопросы об их их благосостоянии и потребительских ожиданиях.

Результаты опроса показывают, что опасения россиян не напрасны. Их благосостояние снижается, а перспективы увеличить доходы в будущем становятся все сомнительнее.

Средний класс не очень верит в будущее

Индекс благосостояния страны за последние 12 месяцев снизился с минус 16% в июне до минус 19% в сентябре. Люди плохо оценивают перспективы национальной экономики и опасаются дальнейшего ослабления рубля и роста инфляции.

Если в июле 23% респондентов заявили, что их работодатели начали сокращать персонал, то в сентябре таких оказалось 24%. Слабые перспективы рынка труда снизили оценку будущего благосостояния страны на ближайшие 12 месяцев.

Уровень безработицы вырос на 70 б.п.- до 10%. При этом компании не спешат нанимать новых сотрудников – больше половины респондентов заявили, что численность работников в их компаниях не изменилась.

По мнению опрошенных, лишь 30% компаний смогут расширить свой бизнес в ближайшие два месяца против 31% в июне.

Люди готовятся снизить потребление

Средняя зарплата, по мнению опрошенных, увеличилась с 29,5 тысяч рублей до 30,1 тысячи рублей в сентябре. Однако опрошенные заявили, что стали тратить меньше на продукты питания – доля расходов на них в бюджете снизилась с 40% до 38%.

Люди стали более чувствительны к росту цен. Об этом сообщили 69% опрошенных против 68% в июне. Они снизили потребление товаров, которые запрещены к импорту в РФ. Других попыток экономить люди не предпринимают.

Из-за тревоги по поводу инфляции и нестабильности в экономике население готовится совершать крупные покупки. Индекс условий для крупных покупок вырос с минус 14% до минус 12%. Тем не менее, возможно, это лишь намерения, которые не выльются в реальные действия. По крайней мере, пока это не привело к росту оборота розничной торговли, который в июле-августе увеличился на 2,5% в реальном выражении. За первые пять месяцев года он вырос всего на 4,9%.

Средний класс меньше сберегает

Доля людей, не имеющих сбережений, выросла с 37% в июне до 42% в сентябре. Если во втором квартале люди откладывали в среднем 9,2% своего дохода, то в третьем квартале – лишь 8,9%.

Санкции заставили средний класс отказаться от импортных продуктов

52% опрошенных признались, что почувствовали на себе влияние запрета на импорт продуктов. Они либо заметили, что цены выросли, либо не смогли купить какой-либо товар.

38% представителей среднего класс были вынуждены отказаться от покупок запрещенных товаров или им пришлось найти более дешевую замену импортным продуктам.

В целом, инфляция, по мнению респондентов, составила 11,5%. Респонденты отметили рост цен на мясо, рыбу, фрукты, молочные изделия и овощи. Крупные розничные сети увеличили цены на 6,2-6,7% в годовом выражении.

http://bg.ru/economy/rossijskij_srednij … nie-21947/

0

3

Скидки как стратегия экономии

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20160706202128_403764.jpg

Росстат продолжает фиксировать падение розничного товарооборота в 2016 году. В мае он снизился на 6,1%. В то же время другие индикаторы свидетельствуют о том, что россияне хотя и остаются в режиме экономии, но перестали сокращать потребление. Во втором полугодии стоит ожидать и улучшения данных по рознице. Но потребительского бума не будет — этому мешают слабый рост доходов и потребкредитования.

Во втором квартале этого года падение оборота розничной торговли, согласно данным Росстата, ускорилось по сравнению с первым кварталом. Если за первый квартал розница упала на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то за пять месяцев падение составило уже 5,7%, причем в мае было зафиксировано снижение на 6,1%.

Это весьма негативные цифры, которые вносят существенный вклад в сокращение ВВП России. Однако многие эксперты сомневаются в том, что Росстат адекватно оценивает ситуацию с потреблением.

Аналитики Sberbank CIB в своих макроэкономических комментариях отмечают, что согласны с официальной оценкой динамики в сегменте непродовольственных товаров, но считают неверными данные по снижению оборота продуктовой розницы.

«Если бы они отражали фактическую картину, за последние два года россияне сократили бы потребление продуктов питания на 11%.

Это допущение полностью противоречит статистике по объему предложения основных продовольственных товаров в России (таких как мясо, молоко, яйца и пр.), которое не отражает падения за последние годы. Оно не подтверждается и косвенными индикаторами, такими как данные здравоохранения», — полагают аналитики.

В мае обрабатывающие отрасли промышленности показали рост на 0,3% (к маю прошлого года), за пять месяцев производство сократилось на 1,4%. При этом производство продуктов питания, напитков и табака выросло в мае на 2,1%, а за январь — май — на 2,8%. В сельском хозяйстве выпуск вырос на 2,6% в мае и на 2,7% за пять месяцев.

Весьма показательным является тот факт, что весь 2016 год растет оборот оптовой торговли. За пять месяцев он увеличился на 3%, а в мае показал плюс 4,6% на фоне падения розницы на 6,1%.

«Мы по-прежнему считаем, что Росстат, по-видимому, не отслеживает изменения в потребительской корзине и переключение населения на более дешевые продукты питания. По той же причине Росстат может завышать оценку инфляции, тогда как динамика оборота розничной торговли и потребления, по-видимому, занижается», — считают аналитики Sberbank CIB.

Инфляция, по данным Росстата, по итогам июня составила 7,5% (в годовом исчислении к июню прошлого года). Непродовольственные товары подорожали значительно сильнее продуктов питания — плюс 8,5% против 6,2%.

Примерно такое же соотношение было и за январь — май, инфляция в целом была чуть ниже — 7,3%. Росстат, давая оценку темпов роста / падения розницы в мае, использовал дефлятор, равный именно 7,3%. В номинальном выражении оборот розничной торговли в мае составил 2,239 трлн руб., что больше прошлогоднего показателя в 2,222 трлн руб.

Версия, что Росстат не в полной мере учитывает переход значительной части населения в режим экономии и соответствующую переориентацию на более дешевые товары, подтверждается и данными социологических исследований.

Исследовательский холдинг «Ромир» регулярно публикует показатели индекса-дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. По итогам мая значение дефлятора остановилось на отметке 0,26%, тогда как Росстат показал месячную инфляцию в 0,4%.

В «Ромире» констатируют (и это очень важный момент), что уже четыре месяца подряд личная инфляция россиян остается на уровне ниже официальной. Причина в том, что россияне придерживаются стратегии экономии, которая, по мнению социологов, подразумевает посещение большего количества торговых точек в поисках лучших ценовых и промопредложений.

«Уже четыре месяца уровень среднего чека остается на беспрецедентно низком уровне при общем росте повседневных расходов, напрашивается вывод, что россиянам удается достаточно эффективно экономить.

Наши соотечественники подсели на скидки и промо, поэтому посещают все большее число торговых точек в поисках самых выгодных предложений.

Такая стратегия экономии позволяет им держать личную инфляцию на уровне ниже официальной», — отмечается в июньском обзоре «Ромира».

С учетом данных по выпуску в промышленности можно утверждать, что Росстат действительно не видит эту «стратегию экономии» и продолжает показывать существенное снижение розничного товарооборота, тогда как уже несколько месяцев объемы потребления остаются на стабильном уровне.

В дальнейшем, вероятно, стоит ожидать, что темпы падения в рознице будут снижаться. В том числе из-за снижения темпов инфляции во втором полугодии. Банк России, например, прогнозирует, что по итогам года она составит всего 5–6%.

Оживлению потребления и торговли будет способствовать выход в положительную зону зарплат и доходов населения (реальная зарплата за январь — май сократилась всего на 0,8%), а также рост объемов потребительского кредитования. Но не стоит ждать, что зарплаты и кредиты попрут вверх и спровоцируют локальный потребительский бум.

«В марте, апреле и мае население сберегало около 15–16% доходов. То есть люди ведут себя экономически рационально: не зная будущего, готовят «подушку безопасности», — сказал в интервью «Газете.Ru» глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

«Но мы не знаем, как быстро они выйдут из этого состояния. Предполагаем, что для этого потребуется от полугода до полутора лет. Поэтому розничный товарооборот перейдет в положительную плоскость в пределах 2017 года».

Рост будет медленным, в том числе и из-за целенаправленной политики правительства и ЦБ. Первое ограничивает индексацию выплат населению из бюджета (так, пенсии были в этом году проиндексированы только на 4%, а не на уровень фактической инфляции 2015 года в 11,4%). В базовом сценарии прогноза Минэкономразвития ожидается, что реальные располагаемые доходы населения в этом году упадут на 0,7%, в следующем — вырастут на 1,5%, реальные зарплаты сократятся в этом году на 0,2%, в следующем — вырастут на 2,9%.

ЦБ же держит ключевую ставку на высоком уровне (в июне он впервые с августа 2015 года понизил ее с 11 до 10,5% годовых), тем самым способствуя сохранению высоких ставок по кредитам.

В первом квартале этого года, по данным ЦБ, самая низкая средневзвешенная ставка по потребительским кредитам составляла 16,97% (автокредит), самая высокая — 34,61% (кредит на сумму до 300 тыс. руб. на срок до одного года). И это при текущей инфляции в 7,3–7,5% и ожидаемой на конец года в 5–6%.

Население, которое, как уже отмечалось выше, перешло в режим экономии, больше всего сократило потребление непродовольственных товаров, а вместе с этим упал спрос и на дорогие потребительские кредиты. Этому также способствовали падение реальных доходов и высокий уровень накопленных долгов перед банками.

В итоге, по данным ЦБ, в мае этого года объем розничного кредитования увеличился только на 0,1% по сравнению с апрелем и снизился на 0,8% с начала года (с поправкой на курсовые разницы).

В целом если продолжатся текущие тенденции, то вполне реалистичным выглядит базовый прогноз Минэкономразвития по розничной торговле — плюс 0,4% в этом году, плюс 2,1 и 2,3% в 2017–2018 годах. Это поможет экономике выйти из рецессии, но вывести ее на темпы роста выше 1–2% не удастся. Найдет ли правительство способы запустить инвестиционный рост, пока неясно.

Петр Орехин
                   
Из выпуска от 04-07-2016 рассылки Газета.Ru - Первая полоса

http://subscribe.ru/digest/economics/ne … 23188.html

0

4

Мау сравнил падение доходов среднего класса России со сдувшимся пузырем

12:18

Евгений Калюков

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/34/754847323530347.jpg
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России (РАНХиГС) Владимир Мау
Фото: Олег Яковлев/РБК

По словам главы РАНХиГС, в течение 10 лет доходы россиян росли слишком быстро, а потом «пузырь сдулся». Однако и тенденция снижения реальных доходов населения, по словам Мау, близка к завершению

Падение доходов среднего класса, случившееся после десятилетнего роста, опережавшего рост ВВП и производительности труда, можно сравнить со сдувшимся пузырем, заявил в интервью RNS ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Владимир Мау.

«Если в международных сопоставлениях товары и услуги стали в два раза дороже из-за ослабления курса рубля, то, конечно, люди стали беднее. Можно сказать и так, а можно сказать, что сдулся «пузырь», — сказал экономист.

Впрочем, по словам Мау, представители российского среднего класса в последние годы пострадали только от снижения текущих доходов, в то время как сделанные в тучные годы сбережения никуда не делись.

«Накопления никуда не делись даже при снижении текущих доходов. А если у такого человека в кризис падает зарплата, от этого он не лишается своего имущества, не перестает быть средним классом», — пояснил ректор РАНХиГС, отметив, что в США средний класс в кризис фактически лишился пенсионных накоплений, вложенных в рухнувший финансовый рынок.

Растянувшийся на два последних года период снижения реальных доходов россиян, по словам Мау, подходит к концу и в ближайшее время «этот тренд должен остановиться».

В ноябре 2016 года о завершении спада доходов населения заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, по словам которого у некоторых групп населения доходы уже растут.

«Падение доходов закончилось. Надеемся, что в будущем году все-таки это уже будет тенденцией для всех групп населения, что доходы будут расти», — сказал тогда Шувалов.

Однако в середине декабря 2016 года вице-премьер Ольга Голодец признала, что официальная статистика сильно недооценивает число бедняков» и тех, кто сам себя считает бедным, в России гораздо больше.

«У нас сильно расходится оценка бедных статистическая и оценка по самоощущению людей. И если по статистической оценке идет рост бедности и составляет 15%, что уже очень плохо для нас, то самоощущение людей, оно гораздо хуже. Если мы говорим человеку: ты не бедный, а он бедный, это очень тяжелая ситуация», — заявила тогда Голодец.

Согласно данным Росстата, в январе—сентябре 2016 года за чертой бедности проживали 20,3 млн россиян, или 13,9% населения страны.

http://www.rbc.ru/society/18/01/2017/58 … ?from=main

0

5

Почти 50% представителей среднего класса стали «охотниками за скидками»

Средний класс в РФ за 2 года мог сократиться на 14 млн человек

0

6

«Не от хорошей жизни». Средний класс перешел с виски на водку

Кризис, как известно, ударил по кошелькам россиян. Пришлось пересмотреть многие свои предпочтения, в том числе алкогольные. Эксперты утверждают, что россияне все чаще делают выбор в пользу водки, пива и даже самогона

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2017/02/18/vodk.jpg
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Управляющий директор компании Diageo в России Светлана Наумова сообщает RNS, что средний класс в России перешел с виски на водку

По данным крупнейшего мирового производителя алкоголя класса премиум, примерно 85% российского рынка крепкого спиртного приходится на водку.

Нельзя сделать однозначные выводы, что виски заменяется водкой. В условиях нынешнего кризиса россияне, пьющие премиальный алкоголь, разделились на две группы. И сравнивать лучше прошлый год с 2014 годом, поскольку кризис длится уже более двух лет.

Вадим Дробиз
директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)

«Первая — это постоянная группа, которая в силу своей имущественной состоятельности пьет и вино, и крепкий алкоголь практически постоянно, то есть они другое не употребляют. Они, как правило, не сокращают свое употребление, как правило, остаются и при своих дорогих торговых марках. Ну, наверное, они выпивают половину премиального крепкого алкоголя. И случайный контингент: это как раз та группа среднего класса, потому что в России средний класс — явление уникальное. У нас жители, которые, согласно статистике, получают 30 000 рублей в месяц, считают себя средним классом. Это пару лет назад был опрос. Поэтому не берем верхушку среднего класса, а вот середину и ниже: так вот это случайный контингент в секторе премиального алкоголя, и вот они осыпаются абсолютно от этого рынка. Вот они отвалились. Если говорить в цифрах, я бы не сказал, что замещается именно водкой. Начнем с виски: розничные продажи виски в 2016 году достигли 40 млн литров, и это при падении в импорте на 35%, а розничные продажи упали на 38-40%, то есть это, конечно, просто обвал сегмента. Если говорить о водке, то она не выросла, она упала в розничных продажах примерно на 13-14%, то есть такого явного замещения не увидишь. Водки было продано в 2016 году в 20 раз больше, чем виски, поэтому тут вот не ощутить этого, даже если брать чисто премиальный сегмент. Я не вижу его роста в плане замещения виски, но ясно, что в период кризисов население, как правило, смещается на одну — на полступеньки вниз».

Замечают ли тенденцию перехода от потребления виски к водке или с дорогого на более дешевый алкоголь опрощенные Business FM представители среднего класса?

Андрей Даниелян
ресторатор

«Я считаю, что не только с дорогих иностранных напитков в России перешли на какую-то более качественную водку, но в целом востребовано на сегодня даже пиво. То есть тот продукт, который когда-то считался совершенно нересторанным, и считалось, что пиво не должно быть в классическом ресторане, но минимум просто для поддержания, так сказать, общей барной карты. Употребления иностранного дорогого алкоголя стало значительно меньше, потому что, естественно, что доллар, курс и, соответственно, цена. Честно говоря, среди моих знакомых таких людей нет, но тенденции общие ресторанные очевидны».

Некоторые начинают пить водку не от хорошей жизни. Другие идут еще дальше — покупают самогонные аппараты.

Александр
директор салона красоты Elegance Студио

«Да, есть такая тенденция, потому что как-то бюджет не совсем позволяет уже пить такие напитки. А водку будешь пить не от хорошей жизни, вынуждено прибегать к более бюджетному… Есть в окружении товарищи, друзья, которые вообще пошли дальше и купили самогонные аппараты и производят сами себе напитки. Но не для того чтобы злоупотреблять, а для того, чтобы, во-первых, знать качество, и бюджет опять же. И у многих это переросло в хобби: очень нравится экспериментировать. Но началось все как раз с того, что бюджет не позволял пить напитки, которые пили раньше — это коньяки, виски».

Владелец цветочной мастерской «Букеты без роз» Артем Колпаков, напротив, не замечает такой тенденции.

Артем Колпаков
владелец цветочной мастерской «Букеты без роз»

«Я бы не сказал, что я заметил такую тенденцию, хотя, например, среди групп, с которыми общаюсь, могу сказать, что, да, есть переход на водку с виски, но это не связано с финансовым положением людей, а связано больше с качеством напитков, может, они больше не довольны качеством, которое там представлено, нежели это связано с финансами. Больше скажу, что я, например, отмечаю тенденцию оживления и в экономике, и у людей, то есть улучшилось настроение, они стали более радостными. Я вижу, что в нашем сегменте есть какое-то усиление спроса».

Как говорят эксперты, есть общий закон кризиса для всех стран с европейской культурой. Население, как правило, пьет меньше вина, слабоалкогольных напитков, пива. При этом потребление игристых вин сохраняется на прежнем уровне. Больше потребляется крепкий алкоголь, как легальный, так и нелегальный.

В России падение объемов в прошлом году не затронуло лишь одну категорию товаров на рынке — это яблочный и грушевый сидр, а также медовуха. Продажи в этой категории, по сравнению с 2015 годом, выросли на 35%, а с 2014 года — на 317%.

https://www.bfm.ru/news/347074

0