Как это сделать: выбрать между штатным сотрудником и фрилансером
Виталий Афанасьев
управляющий и креативный директор Apus Agency
Фрилансеры обходятся дешевле, чем штатные сотрудники. Но поставив на фрилансеров и сэкономив на зарплате, стратегически компания может проиграть
Когда в 2010 году я решил основать собственную компанию, то в первую очередь стал нанимать удаленных сотрудников из разных городов. Я счел этот путь более доступным для начинающих предпринимателей: в Москве сложнее искать фрилансеров, так как люди избалованы зарплатами и возможностями зарабатывать «удаленкой». Однако после нескольких неудачных попыток организовать удаленный офис я понял, что собрать полноценную команду из одних только фрилансеров крайне тяжело, если не сказать невозможно. С тех пор я вывел несколько причин, почему компании выгоднее нанять штатных сотрудников, чем обращаться к фрилансерам.
Со штатным сотрудником проще общаться
Самое любимое для нас — запускать в массы новые продукты или компании с нуля, что подразумевает полный цикл работ от брендинга до маркетинговых стратегий. Наши проекты требуют постоянного взаимодействия между сотрудниками: с ними необходимо находиться в контакте каждый день, чтобы была возможность быстро обсудить текущие вопросы, посоветоваться, поделиться своим мнением. Лучшие идеи рождаются именно в такие моменты, когда у твоего напарника загораются глаза, и он начинает с энтузиазмом предлагать и развивать свою идею. В такие моменты самое важное — быстро понять его и постараться дополнить. Кроме того, в нашем агентстве принято привлекать к обсуждению проектов всех сотрудников, включая разработчиков: обладая незамыленным взглядом, технари часто дают полезные и разносторонние комментарии.
Когда мы только начинали работать, команда была похожа на пазл из прямоугольников — каждый специалист был хорош в отдельности, но не дополнял другого. Чтобы исправить ситуацию, я начал регулярно проводить планерки и встречи всей команды. Очень скоро ситуация изменилась в лучшую сторону: сотрудники начали поддерживать друг друга, понимать задачи, которые стоят перед каждым из них и перед компанией в целом. Например, арт-директор стал лучше видеть сложности на этапах реализации проекта и прислушиваться к коллегам, тем самым корректируя процесс. Кроме того, возможность сесть рядом с человеком и решить задачи в личной беседе упрощает менеджмент. С фрилансерами процесс получается многоуровневым: руководителю приходится садиться и писать правки, которые каждый будет понимать по-своему. А если необходимо несколько этапов проверки, то и одним пулом комментариев дело не ограничится: процесс рискует затянуться.
Штатный сотрудник чувствует себя членом команды
Чтобы создать проект, который взорвет рынок, хорошей идеи недостаточно. Слишком многое зависит от воплощения, постановки технического задания, контроля за его исполнением и, главное, от наличия общей цели. Мой опыт показывает, что максимально эффективно работают люди, которые чувствуют себя частью команды. А потому ключевых сотрудников необходимо собирать в одном месте, чтобы руководитель мог работать рядом, взаимодействовать, вдохновлять их, вовлекать в процесс и заражать идеями.
Фрилансер же — это «индивидуальная единица», работающая для себя, а не для проектов. Хотя у нас есть внештатные сотрудники, мы никогда не набираем фрилансеров под проект — только постоянных контрибьюторов, которые являются частью команды. Это фотографы, иллюстраторы, операторы, стилисты, digital-продюсеры, художники, музыканты, каждого из которых я давно знаю лично, с ними мы сделали не один совместный проект.
Фрилансеры эффективны в случае, когда компания занимается разработкой типовых проектов (например, порталов или корпоративных сайтов) без имиджевой составляющей, с четким техзаданием и простой, понятной задачей, где фрилансер сам видит границы проекта и понимает зону ответственности. Во всех остальных случаях стоит сделать выбор в пользу штатного сотрудника.
Штатный сотрудник в итоге может обойтись дешевле
Фрилансер на «удаленке», как правило, стоит меньше, чем тот же самый сотрудник на полный рабочий день в офисе. Однако, срезав расходы благодаря аутсорсингу, компания часто проигрывает стратегически. Человек внутри компании стремится к карьерному росту: он знает о своих возможностях, и круг его обязанностей и задач будет постепенно расширяться.
Для фрилансера же ваша фирма — очередной проект, после которого начнется другой, и чаще всего прорабатывать проект циклично (когда нужны доработки и правки после официального завершения или появляются дополнительные идеи по ходу проекта) с ними не удается, а за любые дополнительные услуги вам выставят отдельный счет. Кроме того, как бы ни был хорош фрилансер, всегда есть риск, что он бросит проект на середине, получив более выгодное предложение или устав от работы. Он даже может вернуть часть оплаты, возместив ущерб, но проект от этого не сдвинется. Велик риск, что понесенные расходы превысят затраты на штатного сотрудника.