Гепатит С в России: непризнанная эпидемия?
28 июля по инициативе ВОЗ отмечается Международный день борьбы с гепатитом. В России для большинства пациентов с гепатитом С современная терапия остается недоступной.
В 1990-е годы вирус гепатита С распространялся в основном среди наркопотребителей
28 июля по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается международный день борьбы с гепатитом - смертельно опасным воспалением печени. Науке известно целое семейство вирусов от А до G, но один из самых страшных - вирус гепатита С (ВГС), от которого нет вакцины. Заразившись, человек может не распознать признаков болезни на протяжении многих лет, а когда она переходит в острую форму, зачастую слишком поздно для эффективного лечения. Самый распространенный способ заражения - через совместное употребление инъекционных наркотиков, но заразиться можно не будучи наркопотребителем, например, при переливании крови или делая татуировку. В мире с ВГС живет до 170 миллионов человек, а в России вспышка зафиксирована на рубеже веков - с 1999 по 2010 год количество носителей вируса, по приблизительным оценкам, увеличилось втрое.
Непризнанная эпидемия
Сколько всего людей страдает от ВГС в России, точно неизвестно - официально наличие эпидемии не признается. В 2004 году гепатит С внесли в перечень социально значимых заболеваний, а ситуацию изучает, к примеру, Центральный НИИ эпидемиологии, но до сих пор нет четкой статистики. "По официальным данным, в 2012 году общее количество людей с ВГС составляло около 485 тысяч человек, более свежей информации просто нет", - поясняет в беседе с DW Алексей Михайлов, специалист по мониторингу и адвокации "Коалиции по готовности к лечению гепатита С" (ITPCru). Российские и международные эксперты сходятся в том, что с вирусом могут жить от 5 до 5,8 миллионов россиян - свыше четырех процентов взрослого населения. До двух миллионов из них могут нуждаться в немедленном лечении.
Гепатит поражает печень
В докладе о реализации госполитики в области здравоохранения на сайте Минздрава РФ отмечается рост заболеваемости хроническим гепатитом С в 2014 году на 2,4 процента, острым - на 5,5 процента (по сравнению с 2013 годом). В отчете Роспотребнадзора за январь-июнь 2015 года, напротив, отмечается снижение заболеваемости острым гепатитом С на 9,5 процента (про хронический ничего не сказано). Но большинство носителей вируса остается в тени. Одна из причин этого в том, что ВГС стигматизирован, подобно ВИЧ-инфекции, в качестве болезни наркоманов. Существующая репрессивная наркополитика не способствует тому, что называется приверженность к лечению. Проблемные пациенты предпочитают не ходить к врачу, опасаясь лишних неприятностей, например, с полицией или ФСКН. По оценочным данным ООН, в России количество наркопотребителей с ВГС может достигать 1,3 миллиона человек.
Лечение бесплатное - надо платить
Гепатит С - болезнь излечимая. До недавнего времени стандартным считалось комбинированное лечение при помощи пегилированного интерферона и рибавирина. В 2013 году стоимость месячной терапии пегилированными интерферонами почти вдвое превышала среднемесячный доход. Сегодня цена лечения может составлять от 350 тысяч до трех миллионов рублей за полный курс, в зависимости от комбинаций различных лекарств и длительности. Чаще всего речь идет о курсе в 48 недель.
"Гепатит С - социально-значимое заболевание, соответственно, конституционные гарантии бесплатного лечения для него должны исполняться в первую очередь, по сравнению с обычными заболеваниями. Однако подзаконные акты создают такой режим, что доступ к бесплатным препаратам имеют только пациенты с сочетанной инфекцией ВИЧ/ВГС, а для подавляющего большинства остальных лечение является платным", - считает российский адвокат Михаил Голиченко, ведущий аналитик Канадской правовой сети по проблемам ВИЧ/СПИД.
В 2012 году Голиченко представлял интересы пациента с сочетанной инфекцией ВИЧ/ВГС Максима Малышева, который обратился в Тверской районный суд с заявлением на местный СПИД-центр и Департамент здравоохранения. Суть жалобы заключалась в том, что хотя само лечение гепатита предоставлялось вроде бы бесплатно, все анализы и консультации инфекциониста должны были оплачиваться пациентом. Дело Малышева длилось дольше года и в конце концов было им выиграно, но за это время состояние его иммунитета ухудшилось, и в результате пациент не смог приступить к лечению гепатита С.
Недоступная терапия
В 2014 году количество выделенных бюджетных средств на закупку препаратов, по сравнению с предыдущим годом, значительно увеличилось. Согласно новейшему отчету ITPCru о доступе к необходимым препаратам, государство потратило более двух миллиардов рублей, приобретя 219 670 ампул различных пегилированных интерферонов. Этого хватает на курс лечения для 4576 человек. В последние годы для лечения применяют новые противовирусные препараты прямого действия. Лишь одно такое средство - телапревир - входит в российский перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на основе которого осуществляются госзакупки. В 2014 году на противовирусные препараты потратили около 353 миллионов рублей - этого хватит на 372 человека.
По подсчетам ITPCru, в целом лечением за счет федерального бюджета охвачено менее 1 процента зарегистрированных пациентов. "Об эпидемии знают и пациенты, и специалисты. Но единый реестр больных с гепатитом С на федеральном уровне не ведется, следовательно, у нас нет планирования потребностей в лечении. Если все это появится, окажется, что гепатит - проблема. Потребуются очень большие бюджеты. Сейчас стоимость лечения лежит на самих пациентах", - подчеркивает Алексей Михайлов. Для абсолютного большинства людей, живущих с ВГС в России, современная терапия оказывается на сегодняшний день недоступной.
ССЫЛКИ В ИНТЕРНЕТЕ
Дата 27.07.2015
Автор Александр Дельфинов