Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Прямое народовластие как идея

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Получил по рассылке сообщение о теме "К теме местного самоуправления" на дружественным нам ресурсе наших соседей Гжельский портал - http://e-gzhel.ru/forum/index.php?showtopic=2768

Наткнулся на интересные мысли по поводу организации системы управления, малозависимой от власти международного финансового капитала.

Суть такая:

1. На местном уровне делается репрезентативная выборка местных жителей (регулярно).

2. Все эти люди дружно собираются для решения определенного для них круга вопросов.

3. На собраниях выслушивают экспертов, которых сами же приглашают (сами выступать не пытаются, ибо в выборке большинство - не ораторы).

4. Принятые решения оформляются в законодательный акт, по которому также проходят слушания.

Меня заинтересовала эта тема (в свете событий происходящих в поселке "Снежинка") и я пошел дальше по ссылкам приведенным в этой теме.

Думаю участникам ресурса будет интересно ознакомиться с найденными в результате этого поиска материалами.

0

2

Прямое народовластие как идея (Орлов Ю.М. Президент Отделения психологии международной академии информатизации)

Пишут о русской идее, об идее новой России. Прежде чем думать об идее, которая способствовала бы возрождению России, нужно определить смысл и функцию идей в жизни человека. Тогда можно будет произвести отбор тех идей, которые окажутся пригодными для решения поставленной проблемы выживания России.

Что такое идея? Подойдем к ответу на этот вопрос с позиций не философии, а психологии поведения.

Идея - это, прежде всего программа некоторого поведения, в самом широком смысле. Одна и та же идея может существовать в обыденном сознании как принцип, обеспечивающий правила повседневного поведения. Тогда она приобретает вид социальных стереотипов, моральных максим, суждений здравого смысла и житейской мудрости, а также пословиц и поговорок. Она может приобретать форму, как религиозных верований, догматов, мифов, так и научных теорий. Те действующие программы поведения, которые человеком не осознаются, обычно не называют идеями. Теоретическая идея создает возможность понимания и организации знаний в систему. Это программа умственного поведения ученого, обеспечивающая понимание, предвидение и организацию фактов. На ней строятся научные теории.

       Например, идея атомизма скрыто существовала почти тысячелетие, пока в прошлом веке не легла в основу молекулярно кинетической теории теплоты. А до этого физики пробавлялись такими скудными понятиями как теплород и флогистон. В политике и государственном мышлении она проявляется в идее плюрализма, с помощью которой сокрушаются централизованные государства современности. Практическая идея выступает как программа поведения, направленная на решение жизненных задач, начиная от идеи сварить суп и такой, как создать финансовую пирамиду.

       Идея организует поведение, информацию, психическую энергию человека для ее реализации. Сама по себе идея - некое бесплотное информационное образование, которое обладает способностью активизироваться, лишь, когда появляются люди, которые разделяют эту идею. Тогда идея действует через поведение людей. Когда говорят о новой идее России, то ищут в области духовных предметов. Придается особое значение идее Бога. Считается, что православие возродит Россию. Идея Бога является стержнем, обеспечивающим ориентацию в мире и создающая способы поклонения перед высшим существом. Она также является основой совести.

       Идея поклонения одному богу состоит в том, чтобы умиротворить его злобность и получить покровительство через жертвы. Ацтеки разделяли идею, согласно которой они могли заполучить благосклонность своего бога, только зарезав на алтаре примерно пятьдесят тысяч человек в год. Авраам отказался перерезать горло своему сыну, заменив жертву ягненком. Тем самым он изменил программу поклонения и сделал идею бога менее кровожадной. Кровожадность жертвоприношения в христианстве сгладилась в том, что сам бог принес в жертву своего сына, чтобы люди не грешили, помня о том, что Иисус принесен в жертву и страдал за их грехи для того, чтобы они вели безгрешную жизнь. А если грешат, то знают, что они причиняют боль невинному сыну бога. На практике это проявляется в том, что некоторые русские помещики за грехи и провинности барчука пороли мальчика, с которым этот барчук играл. Барский сын должен был страдать эмпатическим переживанием боли, которую получает друг, извивающийся под плеткой, и дальше не совершал проступки.

       Итак, христианский Бог внедрил через своего представителя в людей идею поклонения себе посредством милосердия и любви, но для этого он сам должен был принести в жертву своего сына и тем самым навечно утолил свою жажду в жертве. "Не жертвы хочу, а любви". Идея любви человека к человеку как средства управления поведением человека и его выживания достаточно распространена, но при этом не замечают того, что проявления энергии любви зависят и от других идей.

       Например, соединение ее с идеей расового превосходства или с идеей классовой борьбы любовь выращивает фашизм и практику коммунизма. Ведь большинство войн ведется не из врожденной агрессивности и злобности человека, а для защиты любимых и близких от врага. В рэкете любовь жертвы к заложнику соединяется с респектабельной и богоугодной идеей получения прибыли. Значит, любовь сама по себе не может быть средством возрождения человека, а тем более государства, так как результат зависит оттого, какой идеей связывается любовь.

       Правовая идея обеспечивает представления людей о социальной справедливости и способствует не только справедливому или несправедливому поведению, но и посредством идеи власти влияет на организацию управления обществом. Ведь власть может существовать только в том случае, если и властвующие и подчиняющиеся власти люди разделяют эту идею власти. Существуют различные идеи власти от единовластия до прямого народовластия, имеющие различные оттенки и вариации. Некоторые считают, что монархическая идея как раз и соответствует обновленной России.

       Итак, существует огромное множество идей, среди которых нужно будет выбрать такую, которая могла бы, в конечном счете, стать основанием других идей и привести к возрождению новой России. При этом, наверное, следует иметь в виду, что философы идей не создают, а только выражают их, и делают понятыми для людей. Задача философа состоит в том, чтобы усмотреть в жизни и в повседневном мышлении людей идеи и исследовать их на предмет пригодности для культивирования и распространения.

       Рассмотрим некоторые из них. В коммунистическом манифесте была развита идея вечной борьбы богатых и бедных, зла и добра, которые должны привести, в конечном счете, через революцию к торжеству добра и благоденствию человечества. Эта идея борьбы противоположностей в удобном для революции варианте впервые была отчетливо сформулирована в учении проповедника Мани, согласно которому борьба Бога добра и Бога Зла должна завершиться победой первого и люди должны способствовать этому. Манихейство отцами церкви было квалифицировано, как кровожадная идея и осуждена как ересь еще во втором веке. Но идеи меняют свой облик. Ариман становится Князем мира сего и превосходно приспосабливается к религии любви. Поскольку в марксизме эта идея приобрела научную форму, то в условиях борьбы религии и науки идея борьбы противоположностей как движущая сила прогресса распространилась беспрепятственно, особенно среди интеллигенции, так как у нее, под влиянием научного мировоззрения не было иммунитета против манихейства. Сначала люди, разделяющие эту идею, организовались в партию, а потом она овладела массами. Что из этого получилось, мы знаем.

       Любая идея имеет логические связи с другими идеями, которые ей должны соответствовать. Манихейская идея борьбы противоположностей хорошо гармонирует с идеей принудительного, насильственного изменения поведения людей так, чтобы восторжествовало добро. "Добро должно иметь крепкие кулаки". Идея насилия в управлении людьми ради их же блага преобладает и становится сердцевиной идеи власти: "государство - аппарат насилия". Правовое государство в свете этой идеи лишь упорядочивает функцию насилия и не более. В этой ситуации идея же ненасильственного управления поведением человека кажется утопической и оказывается не востребованной.

       Современный человек не разделяет идею ненасильственного государства, поскольку считает такое государство невозможным, хотя в обыденной жизни люди достаточно часто практикуют ненасильственное управление поведением человека, основанное на учете его желаний и интересов. Если мне нравится работа, то меня не нужно к ней принуждать. Если мне работа не нравится, то я принуждаюсь к ней сегодня необходимостью заработать деньги на пропитание и жизнь, а ранее, в рабстве, - надзирателем с плеткой. Таким образом, в обыденной жизни наличие желания работать делает меня свободным от принуждения к данной работе и, соответственно, от насилия. Но только в обыденной жизни.

       Современный человек резко отделяет государство от своей жизни. Если Аристотель определял государство как "общение ради блага всех", то современный человек убежден в том, что государство всем служить не может, а создает благо только для части граждан, которые могут захватить государство, наделив государственными функциями людей, которые служат этой части граждан. Если подумать об этих функциях, то их несколько: Функции надзора за тем, чтобы люди, преследуя свои цели и удовлетворяя свои потребности, соблюдали правила, которые приняты в этом сообществе, поощряли добропорядочных граждан и наказывали тех, кто не соблюдает эти правила.

       Идея ненасильственного государства кажется абсурдной, пока мы не конкретизируем ее. Попробуем применить понятия принуждения и ненасилия к конкретному поведению и конкретному человеку.

       Рассмотрим отдельное поведение. Налоги являются государственным делом. Для принуждения граждан к уплате налогов создана налоговая инспекция, полиция и приняты законные карательные меры. Это вынужденная мера, так как граждане не хотят платить налоги, и государство создает дорогостоящий аппарат насилия для сбора налогов. Необходимость в насилии и принуждении отпала бы полностью, если бы подавляющее большинство граждан желали бы платить налоги. Но это сегодня кажется утопией просто потому, что идею добровольной уплаты налогов разделяет незначительно большинство граждан.

       Однако правомерно поставить вопрос: "В каком случае граждане добровольно по общему согласию, по желанию, вносили бы деньги на общественные нужды? Например, на обучение, поддержание здоровья, порядка, отлавливание преступников, содержание инвалидов, стариков и старух и на воспитание и на оплату труда чиновников". Ответ будет прост: если эти граждане составляют небольшое и обозримое сообщество, если они выразили согласие на эти взносы и если эти взносы успокаивают их совесть; притом они точно знают, что деньги не разворовываются и расчет на расходы сделаны правильно. И если к этому добавить особое уважение, которыми пользуются те, которые делают взносы сверх договоренного, то мы получим точную схему добровольной по желанию уплаты налогов. Такая государственная форма может быть наименована как прямое народовластие. Сегодня это воспринимается как утопия, на самом же деле недавно в 16-18 веках северные районы России жили по этой схеме. В чем же должна состоять идея новой России?

Идея прямого народовластия или непосредственной демократии, в противоположность демократии представительной, должна стать главной идеей Новой России.

Но это невозможно, - думает читатель. - Ведь идея только тогда становится материальной силой, когда она распространена и "овладеет массами. А сегодня никто не слышал о прямом народовластии. Ни один политик не имеет этой идеи в своем репертуаре!". Действительно политики не обсуждают идею прямой демократии. Они не могут об этом подумать, так как они сами являются продуктом представительной демократии. Распространенной ошибкой является представление о том, что сила идеи в ее распространенности. Атомистические представления в науке начала 19 века разделяли единицы, которые подвергались шельмованию и один из них, Больцман покончил самоубийством, не выдержав морального террора ученых. А сегодня атомистическая идея является основанием научного мышления. Итак, качество идеи, её истинность определяется не распространенностью ее в умах, а тем, делает ли она жизнь более эффективной. Широкая распространенность идеи не свидетельствует о ее жизнеспособности или истине. Например, идея улучшения жизни путем выбора хороших депутатов в законодательное собрание и хорошего президента весьма распространена, но она не работает. Люди постепенно убеждаются в ее слабости, что проявляется в том, что они отказываются голосовать. Люди уже знают, что можно выбрать очень талантливого справедливого и гениального человека, но он быстро испортится, играя по правилам игры представительной демократии. Это свидетельствует о глубоком кризисе идеи представительной демократии. Представительная демократия изжила себя. Сегодня она уже не народовластие. Она стала средством, наилучшим образом, обеспечивающим господство незначительного числа представителей мирового финансового капитала над народами. Именно в представительной демократии, через избирательную систему и парламентаризм, который узаконивает подкуп в виде лоббирования, реализуется необыкновенно эффективная формула обогащения: "деньги - власть - деньги". Сохраняя правила игры представительной демократии, мы воспроизводим среду и условия для полного господства мирового и российского финансового капитала над народами России. Это очевидно для каждого и не нуждается в доказательствах. Стоит только спросить себя: "Сколько стоит избрать депутата или президента?" У кандидата этих денег нет, и он их получает в течение избирательной кампании и должен их возвратить, обеспечивая сверхприбыли спонсорам. Только в системе прямого народовластия каждый гражданин России приобретет реальную, а не декларируемую возможность эффективно влиять на управление своей территорией и брать на себя ответственность за принимаемые решения. Только в этой системе практически, а не декларативно устраняется отчуждение власти от гражданина.

Подобно тому, как никто иной вместо меня не может пить, есть, отдыхать, - все это я должен делать сам для себя - подобно этому я не могу передавать другому власть, то есть отдавать право принимать решение обо мне и моем образе жизни другому человеку, каким бы хорошим он мне не казался.

Подлинная власть неотчуждаема от гражданина. Только создав систему прямого народовластия, гражданин перестанет передавать власть представителям, а будет пользоваться ею сам. А может возродить Советы? Ведь советы возникли как форма прямого народовластия. Возрождение советов в форме представительной демократии с ее избирательной системой приведет к беспредельному господству в стране финансового и иного капитала сверху донизу через механизм местного самоуправления. То, что сегодня и происходит. Практика выборов - бесстыдный и наглый, открытый подкуп голосов на фоне разрушения общечеловеческих ценностей стала обыкновенным явлением, с которым человек почти свыкся. Итак, советы возникли как форма прямого народовластия. Однако в борьбе за власть партия большевиков превратила советы в один из приводных ремней господства одной партии. Реально действующие советы приобрели внешнюю форму представительной демократии, а на самом деле были приводным ремнем власти партийной номенклатуры. Прямое народовластие при этом было уничтожено. Именно поэтому разгон советов в октябре 1993 года прошел легко. На защиту Советов не поднялся народ, и новой власти не представляло труда заменить их бюрократическими органами управления. Советы пробовали защищать только люди, приобщенные к власти, а не простые граждане. Советы могли удовлетворительно обеспечивать самоуправление в определенных пределах при постоянном контроле одной партии, что сдерживало коррупцию, позволяло в какой то мере учитывать интересы населения, территорий. Люди чувствовали, что у них есть власть, какая она ни есть, и которая в какой то мере решает местные проблемы. Сейчас же местная власть находится в руках бюрократии. Этим поддерживается ностальгия по Советам. Но граждане России не считали советы органами прямого народовластия, так как вопрос о том, кто будет заседать в Совете, решался в кабинетах Партии. Немного истории: Каждый народ в развитии своей государственности переживал длительный период прямого народовластия. Все областные города Киевской Руси имели органы прямого народовластия в виде Народного Собрания, вече. Князья приглашались для управления, и в качестве таковых были только пользователями власти, а не носителями ее. Они управляли по договору. Подлинными носителями власти были граждане данного сообщества. Другое дело, когда князьям удавалось полностью захватить власть, как это было сделано в московском княжестве с помощью Золотой Орды. Однако это было не естественным, а деформированным развитием. С ростом государств, прямое народовластие стало невозможным по следующим причинам.

·  1) в силу ограниченности возможностей натуральных средств коммуникации, на которых оно было основано.

·  2) Действующие регламенты народного собрания с ростом числа участников его затрудняли принятие решений. Сходы и Вече становились недееспособными и более походили на митинги, чем на собрание, где вырабатывается решение.

·  3) Возможности подкупа и манипулирования большинством голосов увеличились. Толпу нетрудно организовать на деструктивные действия и разные беззакония.

·  4) Добропорядочные граждане не желали брать на себя бремя власти и отказывались посещать собрание, а вместо них на собрание приходили люмпены и подкупленные горлопаны. Гражданин не был обязан быть членом собрания.

Недостаток опыта участия населения в сходах, а также искусство манипулирования мнением большинства делало возможным господство в собрании небольших групп людей, которые добивались принятия решений в своих интересах. Это ослабляло государство, так как граждане не желали выполнять законы, принятые против их воли, что способствовало также росту насилия. Ко времени Ивана Третьего Новгородское государство, формально основанное на прямом народовластии, стало колоссом на глиняных ногах и не выдержало конкуренции с Московским княжеством. Аристократы Новгорода, ослепленные богатством, не желали тратить деньги на создание постоянного войска. Москва же имела профессиональных солдат. Возрождение Советов прежней форме сегодня недопустимо. Сегодня должны быть Новые Советы, основанные на механизмах и правовой идее прямого народовластия, когда действительным носителем власти признается гражданин общины, а органы самоуправления являются только пользователями власти, порождаемой Народным Собранием или Советом Территориальной Общины. Возможности прямого народовластия Современные средства коммуникации делают возможным прямое народовластие в системе местного самоуправления.

Основания для этого есть.

·  · Имеется опыт прямого народовластия. Принцип прямого народовластия сегодня реализован в Швейцарских общинах, в суде присяжных. · Кроме этого имеются психологические предпосылки для прямого народовластия. Современный человек имеет опыт участия в собраниях и имеет достаточно дисциплины, чтобы соблюдать регламенты, принятые собранием.

·  · Гражданин через средства массовой коммуникации получил представление о том, каким образом вырабатывается решение в парламентах. Современный средний россиянин, в отличие от новгородца 15 века имеет опыт участия в различных собраниях и в состоянии выполнять регламент собрания.

·  · Принцип народовластия соответствует коллективному бессознательному россиян, так как все народы, населяющие Россию, имели этот опыт общинного самоуправления.

·  · Конституция РФ, и Государственная дума допускают прямое народовластие в законе о местном самоуправлении. Недавно принятый Думой закон, определяющий формы контроля против фальсификации выборов Президента допускает форму прямого народовластия, чем законодательно признается, что представительная демократия изжила себя.

Известно, что главными функциями местной власти являются утверждение бюджета, принятие правовых актов, определяющих образ жизни в данном сообществе и утверждение в должности, и принятие отчетов главы и чиновников самоуправления. Эти функции в управлении швейцарских общин сегодня осуществляются путем поголовного опроса граждан, имеющих избирательное право. В типовом Уставе территориальной общины, разработанной круглым столом Российского Земского Движения, которым руководил автор настоящей статьи, утверждается следующее:

"5.2. Любой член Общины может участвовать в работе народного собрания. Если Община велика, то участие в Народном собрании осуществляется членами общины по очереди, определяемой жребием. Способ жеребьевки определяется Народным собранием. Участие в собрании является в соответствии с российскими традициями "земской обязанностью", выполнение которой необходимо и почетно. Член общины может отказаться от участия в собрании данного созыва".

Данная процедура может обходиться без средств телекоммуникации, которые еще недоступны для отдаленных поселений. Она создает возможность на некоторое время каждому гражданину взять на себя бремя власти и ответственность за решения об образе собственной жизни, не перекладывая их на посредников, которые, как правило, злоупотребляют властью, если не в своих интересах, то в интересах тех, кто им может платить. Комплектование состава Нового Совета не требует проведения избирательной кампании, что в сотни, раз удешевляет власть. Стоимость жеребьевки, обеспечение безопасности, и организационные расходы не сравнимы по цене с процедурами представительной демократии или прежних Советов. Прямое народовластие, может быть распространено и на уровень Районных Советов, члены которых будут делегированы по квоте на короткий срок от каждой территориальной общины данного района. Городские Советы могут быть созданы аналогично. Вопрос же о центральной власти этим проектом не затрагивается. Советы данного состава сохраняют полномочия в течение 3 месяцев. После этого происходит полное или частичное обновление состава Собрания путем жеребьевки. Преимущества, которые открываются при этом, - уникальны. · Возможность каждому члену общины принять участие в работе совета в порядке очереди, определяемым жребием. · Участие в работе власти каждого члена общины, способствует развитию в нем правосознания, повышает ответственность и устраняет иждивенческие настроения в людях, которые приводят население в политические ловушки различного рода.

· Затрудняет коррумпирование органа власти,

· дает возможность каждому члену общины разделять бремя и ответственность власти.

· Участник собрания не получает никаких преимуществ перед рядовым членом общины, а скорее даже жертвует своими правами на время пребывания у власти.

· Система отменяет выборы, то есть те правила игры, которые обеспечивают в наше время финансовому капиталу успешно манипулировать сознанием и управлять обществом в своих интересах, а не в интересах всех граждан. Эти - негодные правила игры должны быть заменены другими правилами, соответствующие духу народа.

· Устранение избирательной системы оздоровит жизнь территориальных общин, устранит источники искусственных кризисов, стимулируемых предстоящими выборами, когда политика и работа ответственных должностных лиц ориентируются на привлечение и заигрывание с избирателями, а не на дело.

· Жребий не подвластен партиям и интересам людей. Он соединяет божественное и земное. На жребии основаны критерии принятия решений в современной науке, когда она имеет дело со случайными процессами. Жребием пользовались наши предки. Жребием пользуется наука в принятии решений с помощью статистических критериев.

· Замена выборов членов Новых Советов жеребьевкой усиливает зависимость управления от народа. Ходячее возражение против жребия: посредством жребия, по закону больших чисел, достигается усредненное представительство. Может ли средний человек заниматься управлением? Ведь управление высшее искусство, требующее не только знаний и опыта, но и особой интуиции. Управлением должны заниматься самые лучшие, доказавшие это и внушающие доверие, а не "кухарки". Предлагаемая система прямого народовластия не отвергает искусство управления, а предполагает его, так как управители выбираются и утверждаются народом в соответствии по их таланту и эффективности управления. Вводится только прямая ответственность главы администрации перед Собранием и не более. Жребий применяется только в определении членства Собрания. Иные должности в системе самоуправления выбираются Собранием или назначаются лицом, полностью ответственным перед Народным Собранием Общины. Проект основан на различении двух фундаментальных вещей: акта порождения власти и актов пользования властью в целях управления. Порождение власти осуществляется только и только волеизъявлением члена народного собрания. Других источников власти не должно быть. Это четкое различение делает невозможной борьбу законодательной и исполнительной властей, ибо власть ОДНА, и она создается только в Собрании. А в Управе происходит только управление, то есть пользование властью, как это и должно быть. Должностные же лица органов управления будут зависеть только от собрания, а не от собственной партии, денежных вливаний и вышестоящей бюрократии. Устранение влияния денег на самоуправление оздоровит жизнь. Благоприятные последствия прямого народовластия трудно описать. Достаточно сказать, что на уровне местной власти политика станет врачеванием душ. А сейчас политика - грязное дело. Любое дело должно встретить поддержку активной части населения. Посмотрим, что получат государственные люди и политики. Государственные мужи приобретут в Народном Собрании опору, уверенность и волю, так как будут зависеть не от трех или четырех хозяев (партия, финансирующие группы, вышестоящая бюрократия и интересы дела), а только от Народного Собрания. В Писании сказано, что не может быть у человека двух хозяев.

Ни одна партия не сможет захватить власть. Поэтому Партии перестанут стремиться к захвату власти и приобретут истинную свою природу: выражать определенные идеи и интересы определенных слоев населения перед единственным источником власти Новыми Советами. В Советах будут изъявлять свою волю не профессионалы, а граждане, которые будут принимать правовые акты для себя. Их согласие - единственный источник принятия акта. Сила государства в исполнении законом и правил. Когда люди принимают правила для себя, то они склонны будут их исполнять, и закон не будет нуждаться в принуждении к его исполнению, как это происходит сегодня. Прямое народовластие - основывается на ненасилии. Принуждение же и насилие являются не общими, а частными случаями жизни ненасильственной власти при особых случаях, например ловли разбойников и мошенников. Возрастание профессионализма законодателей. Профессионалы будут обслуживать Собрание, разрабатывая проекты актов, проводя их экспертизу, убеждая Собрание к принятию акта или отказу от него. Только в новых Советах профессионалы будут служить народу, и будут выращиваться кадры управленцев, способных преданно служить народу. Ученые Международной Академии Информатизации (МАИ) совместно с аналитиками Совета Общин Российского Земского Движения исследовали исторический опыт, виды, традиции прямого народовластия, имевших место в разное время на территории Российского государства, других стран и в результате разработали принципы, структуру, основы организации непосредственной демократии в условиях территориальных общин, традиционных для России. Они воплощены в пяти основных документах: Устав Земской Территориальной Общины, Уложение о Народном Собрании, Уложение об Управе Общины, Уложение об Общинном Суде, Регламент работы народного собрания, названный как "Этический кодекс члена народного собрания". Эти, разработанные Круглым столом документы могут лечь в основу для разработки правовой структуры Новых Советов. Я убежден, что 21 век положит начало прямому народовластию и изживет власть мирового финансового капитала. Новая Россия может создать формы народовластия, которые станут главной идеей реформ государственности в третьем тысячелетии. Это будет ответ России на мировой кризис представительной демократии и у России будет чему поучиться и другим странам в изживании представительной демократии, язвы 20 века. Международная Академия Информатизации и Совет Общин Российского Земского Движения предлагает сотрудничество в идеологическом, информационном и психологическом обеспечении процесса формирования местной власти, свободной от избирательных систем любого рода, результатом которого должно быть качественное обновление государственности.

Президент отделения психологии МАИ,
Председатель Совета Земских Общин РЗД,
академик МАИ Ю. М. Орлов

http://sanogen.ru/direct.htm

0

3

О ПОСТРОЕНИИ ПРЯМОГО НАРОДОВЛАСТИЯ

Эффективное решение программных задач Рос­сийского земского движения будет во многом зави­сеть от того, сможет ли Россия построить действен­ное и подлинное самоуправление и местную власть.

Ниже публикуется интервью главного редакто­ра журнала Виктора Глумакова с Советником РЗД, академиком Международной академии информа­тизации Орловым Ю. М., под руководством которо­го члены круглого стола РЗД выработали основные документы, определяющие структуру народовла­стия и управления в первичной ячейке самоуправ­ления, территориальной общине, примерный Устав которой был опубликован в «Российской газете» 19 ноября 1994 года.

* * *

- Юрий Михайлович, Вы убеждены в том, что формой местного самоуправления долж­но быть только прямое народовластие. На чем держится это убеждение?

- Все проблемы сегодняшнего дня могут быть решены только через прямое народовластие, которое должно строиться снизу вверх, а не наоборот. Местная власть должна быть непосредственной, пря­мой властью, которая будет решать проблемы каждо­го жителя общины. Только она, а не представитель­ная власть, может решить основные проблемы от­дельного человека по месту его жительства.

- Итак, прямое народовластие. Чем оно отличается от привычных нам форм демокра­тической власти?

- Прежде всего следует отличать понятия власти и управления. Власть - принятие решения о прави­лах гражданского общения людей и о том, что можно делать, чего нельзя, а управление - это вызывание желательного или устранение нежелательного для власти поведения.

Власть можно рассматривать как возможность, энергию, основу управления. Между властью и управ­лением такое же соотношение, как между энергией и работой. Благодаря энергии возможна работа, точно так же благодаря власти возможно управление. Но власть и управление - разные вещи и их смеши­вать нельзя.

- Нельзя ли подробнее объяснить это различие?

- Если взять отдельного человека, то его воля является властью, а то, что он делает, как ведет себя - следствием управления собственным поведением.

Воля - сердцевина власти. В этом смысле источни­ком реальной власти является не народ, а отдельный гражданин.

Если же взять группу людей, то решение о том, какой порядок, правила гражданского общения они будут соблюдать, образует власть членов группы, а действия по достижению жизненных целей - состав­ляют управление. Можно сказать, что власть учреж­дает правила поведения, а управление - реализует эти правила. Основой правил поведения являются обычаи. Однако жизнь постоянно усложняется, и обычаи не могут упорядочить всю жизнь; люди вынуждены создавать новые правила.

- Следовательно, сущность народовла­стия состоит как раз в том, что народ прини­мает определенные правила, законы.

- Слово «народ» здесь все путает. Лучше говорить о том, что каждый гражданин данной об­щины принимает участие в принятии неких новых правил поведения. А народ - это абстракция и от имени народа можно делать и то, с чем народ не сог­ласен.

- Прямое народовластие - это когда каждый человек выражает согласие или несог­ласие с некоторым правилом, которое пред­стоит принять.

- Да. Каждый человек.

Прямое народовластие, когда в принятии реше­ния об этих правилах участвуют непосредственно все члены группы или общины. Между носителем власти, гражданином и актом принятия решения связь непос­редственная, без посредников.

А представительная демократия состоит в нали­чии посредника между отдельным гражданином и властью, которая принимает законы. В представи­тельной демократии власть по существу с помощью определенных приемов, узаконенных конституцией и законом о выборах, захватывается народными пред­ставителями на определенный срок. Происходит от­чуждение власти от отдельного гражданина. Это вредит государству в целом, и особенно опасно для местного самоуправления.

Если в прямом народовластии непосредственное со­гласие каждого гражданина с принимаемым законом выражается немедленно в момент его принятия, то в представительной демократии эта связь отсрочена. Народ­ный представитель на определенный срок становится полностью независимым от своих представителей.

Это имеет свои плюсы и минусы. В представи­тельной демократии гражданин перекладывает от­ветственность и заботу о благосостоянии общества на своего представителя и не занимается принятием законов или правил.

Минусы состоят в том, что представители народа могут злоупотреблять доверием и преследовать свои эгоистические интересы, что выражается в коррупции и в том, что политика превращается в большой бизнес.

- В каких формах может на местах осуще­ствляться прямое народовластие? Через схо­ды, собрания на площади? Ведь если в общине более трех тысяч человек, то трудно провести собрание и серьезно обсуждать вопрос. Сход немедленно превратится в митинг, в котором будут преобладать горлопаны. Богатые и вли­ятельные члены общины могут подкупать этих горлопанов и создавать нужное большинство.

Есть еще одно обстоятельство. В зависи­мости от того, кто придет на собрание и кто не придет, будет определяться ход собрания. Сход может так же легко превратиться в господство или люмпенов, или денежного меш­ка и мафии. Это будет похуже собрания представителей.

- Вы хорошо описали обычный опыт сходов и митингов. Но работу собрания можно упорядочить. Это сделано в Уставе общины. Приведу фрагмент устава:

«5.2 Любой член Общины может участвовать в работе народного собрания. Если Община велика, то участие в Народном собрании осуществляется членами общины по очереди, определяемой жребием. Способ жеребьевки определяется Народным собранием».

В этом пункте записано, что каждый по очереди может участвовать в собрании. Обычно посещение собрания гражданином является величиной случай­ной: он может прийти и не прийти на собрание. Это моделируется с учетом размера общины и помеще­ния, в котором должно проходить собрание.

- Однако захотят ли граждане ходить на эти собрания? Ведь сегодня на выборы едва половина населения приходит. Мне кажется, что прямое народовластие! не осуществимо, ибо нет механизма активного функционирова­ния такого собрания. Поневоле нужно будет избирать представителей.

- Я опять обращусь к Уставу.

«Участие в собрании является в соответствии с российскими традициями «земской повинностью», выполнение которой обязательно и почетно. Член общины может отказаться от участия в собрании данного созыва».

Он может отказаться, но будет заменен другим, на которого выпал жребий. Поскольку жеребьевка, стоит гроши, то такая замена, в отличие от замены выборного представителя, легко выполнима.

Нетрудно представить, что если собрание каждо­го созыва будет действовать 3 месяца, то каждый из 40 тысяч граждан общины обязательно будет членом собрания один раз в течение двух с половиной лет (если зал собрания вмещает 400 человек).

- А если гражданин не захочет участво­вать в собрании?

- Он не может отказаться участвовать в собра­нии. если он принят в члены общины, а это предпо­лагает согласие гражданина с ее Уставом. Когда гражданин пишет заявление о принятии его в общину, то он выражает согласие с его уставом. Если же он не согласен, он, естественно, не вступает в общину.

- Значит гражданина принимают в общину?

- Это является необходимым условием строи­тельства власти снизу. Власть всегда основана на согласии подчиняться ей. Акт принятия гражданина в члены общины есть законное выражение этого согла­сия и легитимизация власти органов власти общины.

А если граждан просто объявят членами общины и спустят сверху закон о местном самоуправлении, согласие с которым они не выражали, то эти гражда­не не будут эту власть считать своей и подчиняться ей, как это происходит сегодня. В этом случае общинни­ки не будут соблюдать законов, которые принимает местная власть, и их придется принуждать к этому. Поэтому при разработке устава мы исходили из принципов согласия и строительства власти «снизу».

- Почему Вы уверены, что собрание из 400 человек не превратится в митинг или в нечто похожее на Новгородское вече?

- Митинги буйные именно потому, что туда идут буйствовать и выражать протест. Происходит как бы отбор протестующих. Точно так же и на сход идут те, кому почему-то это нужно. А в нашем Уставе этого отбора нет. Выборка случайна и представляет дух и психологию общинников наиболее близко к сути. Отбора нет.

- Но 400 человек - это много. Смогут ли они обсуждать правильно вопрос?

- Смогут, так как они его не будут обсуждать, а только принимать предложения или отказываться от них. Обсуждать будут эксперты и профессионалы, как это происходит в суде присяжных. Приведу положение из Устава.

«5.4 Число членов действующего в данный пери­од Народного собрания определяется Уложением о Народном Собрании общины.

Член общины, которому выпал жребий быть участ­ником собрания, присягает на Конституции РФ и Уставе Общины и берет на себя обязанность соблюдать:

этический кодекс Народного собрания,

добросовестно выслушивать аргументы ЗА и ПРОТИВ предлагаемого решения,

голосовать по собственной совести и разумению, не представляя чьих-либо интересов,

не участвовать в споре сторон, в предваритель­ных перед голосованием сговорах, консультациях, дискуссиях, не принимать петиций, ходатаев, пред­ставителей от общественных организаций, партий.

Он обязан голосовать ЗА или ПРОТИВ или воздер­жаться относительно проекта решения. Его действие должно основываться только на обсуждении вопроса по существу на сессии Народного собрания.

Явное или скрытое объединение участников на­родного собрания во фракции недопустимо и являет­ся нарушением прав членов общины на беспристра­стное и честное рассмотрение вопроса по существу.

5.5 Народное собрание общины не является представительным органом, так как его участники не представляют ничьих интересов, а принимают решение сами для себя и которые сами должны выполнять. Народное собрание осуществляет прямое народо­властие. Его решения обязательны для всех членов общины, без исключения».

- А если они не будут соблюдать этиче­ский кодекс?

- Они не могут его не соблюдать. Если на вас выпал жребий быть членом собрания, то вы даете согласие выполнять регламент собрания еще до собрания. Если вы не согласны, то вас не включают в члены собрания, и все. Притом, перед собранием вы даете обещание соблюдать регламент, который явля­ется частью Устава.

- Значит, устав запрещает членам собра­ния участвовать в дискуссии?

- Устав культивирует мудрость. Мудрость со­стоит в том, что человек должен выслушивать ЗА и ПРОТИВ. А если он участвует в дискуссии, то теряет мудрость, поскольку должен принять какую-то сто­рону и обсуждать это. В суде присяжных дискутируют профессионалы ЗА и ПРОТИВ, а присяжные только слушают, и это обеспечивает мудрость принимаемых решений.

- Если мы примем этот устав общины, то полностью отменяются всякие выборы в мес­тные органы власти? И не нужно будет тра­тить миллиарды на выборы?

- Да. Потребность в них отпадает. Затраты мизерные, только на жеребьевку и оповещение и оформление зала собрания.

Отпадает необходимость и в политических парти­ях, которые приготовились участвовать в выборах в местные власти. Собрание пополняется за счет жребия, и члены собрания будут принимать решения для себя, а не для других, как это делают народные представи­тели. Это порождает в России совершенно новый вид демократии, которому принадлежит будущее.

- Но с этим не согласятся власть имущие.

- Согласятся, ибо это в их интересах. Сегодня власть служит денежному мешку. А тогда государст­венные и местные деятели будут служить народу, представленному в народном собрании. Это в их интересах. Никому не хочется быть продажным, даже государственному деятелю, который сегодня должен делать дело и смотреть, что будет с его партией и как к нему относится мафия, которая провела его на выборах. А при прямом народовластии он будет отвечать только за свое дело эффективного управле­ния и не более. Поэтому новое, прямое, народовла­стие в интересах государственных людей.

- А какого размера должна быть терри­ториальная община?

- Община должна быть больше комитетов само­управления. Комитеты могут входить в общину как субъекты общины.

Община должна быть достаточно велика, поряд­ка 20-40 тыс. человек, для того, чтобы она могла быть субъектом собственности и иметь достаточное финансовое обеспечение за счет налогов. Поэтому будет верно, если община будет совпадать с сегод­няшними минимальными административными округа­ми, принятыми в нашей стране.

- А как Вы мыслите образование этих общин как органов самоуправления?

- Любая Община может быть уже сегодня зарегистрирована как общественная организация. Для этого должно быть не менее 10 учредителей и устав и учредительские документы.

Предлагаемая система максимально упрощает процесс реформирования местной власти и самоуп­равления. Предполагается прохождение следующих фаз.

1. Регистрация территориальной Общины как общественной организации.

2. Вовлечение граждан в члены Общины.

3. Если число членов общины станет больше половины численности населения данного админист­ративного округа, данной организации вышестоящей властью присваивается статус органов местного са­моуправления.

4. Глава администрации данного административ­ного округа может быть избран Председателем Упра­вы территориальной общины, что обеспечит эволю­ционное перерастание сегодняшней местной власти в новую форму прямого народовластия.

Предлагаемая схема устраняет возможность кон­фронтации местной сегодняшней власти с нарожда­ющимся прямым народовластием, меняются только линии подчинения: если сегодня глава администра­ции полностью зависит от вышестоящего главы, партии, к которой принадлежит, от качества выпол­няемого управления, то с момента, когда он становит­ся Председателем Управы, он подчиняется только народному собранию.

Материалы, оформляющие систему и структуру прямого народовластия, состоят из пяти основных типовых документов.

1. Устав территориальной общины. Опубликован полностью в «Российской газете» от 19 ноября 1994г. в приложении «Земство».

2. Уложение о народном собрании территориаль­ной общины.

3. Этический кодекс члена народного собрания (регламент собрания).

4. Уложение об управе территориальной общины.

5. Уложение об общинном суде.

Указанные пять документов разработаны Отде­лением Международной академии информатизации - Ассоциированного члена ООН под моим руковод­ством, приняты на Круглом столе Российского зем­ского движения в качестве типовых документов, образующих правовую основу народовластия. В раз­работке принимались во внимание мировой и россий­ский исторический опыт общинной жизни и проекты законов о местном самоуправлении, разрабатывае­мых в Государственной Думе.

http://sanogen.ru/direct2.htm

0

4

И еще по этой ссылке можно прослушать выступление - http://sanogen.ru/direct.mp3

Довольно интересно, а самое главное я услышал многое того, что происходит у нас в поселке в настоящее время ...

0

5

snezhinka написал(а):

- Прежде всего следует отличать понятия власти и управления. Власть - принятие решения о прави­лах гражданского общения людей и о том, что можно делать, чего нельзя, а управление - это вызывание желательного или устранение нежелательного для власти поведения.

Власть можно рассматривать как возможность, энергию, основу управления. Между властью и управ­лением такое же соотношение, как между энергией и работой. Благодаря энергии возможна работа, точно так же благодаря власти возможно управление. Но власть и управление - разные вещи и их смеши­вать нельзя.

snezhinka написал(а):

Почему Вы уверены, что собрание из 400 человек не превратится в митинг или в нечто похожее на Новгородское вече?

- Митинги буйные именно потому, что туда идут буйствовать и выражать протест. Происходит как бы отбор протестующих. Точно так же и на сход идут те, кому почему-то это нужно. А в нашем Уставе этого отбора нет. Выборка случайна и представляет дух и психологию общинников наиболее близко к сути. Отбора нет.

- Но 400 человек - это много. Смогут ли они обсуждать правильно вопрос?

- Смогут, так как они его не будут обсуждать, а только принимать предложения или отказываться от них. Обсуждать будут эксперты и профессионалы, как это происходит в суде присяжных

Да, интересно пишут.

0

6

taukit написал(а):

А насчёт свергать ВИ... Дык я бы пока повременил....
В любом случае первой должна появится какая либо схема управления, в которой народ мог бы и хотел принимать реальное участие.

Специально для taukit БОЛЬШУЮ ЛОЖКУ и медка боченок ;) . Сколько пытался данную мысль многоуважаемой Александре Петровне донести - не смог.

0

7

А где моё сообщение?!

Снимаю вопрос. Нашёл. Только не пойму никак нафига надо было его переносить?

Отредактировано taukit (2010-06-02 17:37:33)

0

8

Цензура !?

0