Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Почему детей в России не пускают в школы ...

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Светлана Ганнушкина о том, почему детей в России не пускают в школы

15:59

Карен Шаинян
Шеф-редактор Slon Magazine

Приказ Минобрнауки №32, вышедший в январе 2014 года, фактически лишает ребенка, не имеющего регистрации по месту жительства, возможности попасть в школу. Только в 2014 году в России оказалось более 160 тысяч семей беженцев из Афганистана, Конго, Сирии, Украины и других стран, где ведутся военные действия. Большая часть этих семей – многодетные. И у большинства нет регистрации, поскольку получить статус беженца в России крайне трудно, и хозяева, сдающие беженцам жилье, часто не хотят оформлять регистрацию.

Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие» и руководитель сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал» рассказала Slon о новых российских реалиях, в которых тысячи детей не могут учиться, а также о том, почему единственный волонтерский центр по обучению детей беженцев на днях, вероятно, останется без помещения.

https://slon.ru/images/photos/2ae0c99338411f93a2eac0b529bad3bc.jpeg
Светлана Ганнушкина
РИА Новости / Кирилл Каллинников

Я хорошо помню, как в детстве в нашу коммунальную квартиру на Арбате каждую весну приходили из опеки и задавали один вопрос: есть ли у вас дети, которые осенью пойдут в школу? И даже при крепостной советской системе прописки тем не менее, когда речь шла о школе, никто не спрашивал, откуда эти дети взялись и где они прописаны. Есть дети – нужно учить. И осенью приходили те же люди из опеки, чтобы проверить, все ли дети записаны в школу.

Теперь все иначе. Первый раз с нарушением детского права на образование мы столкнулись в 1996 году. В общих правилах регистрации по Москве появилось положение, что без регистрации ребенок не может быть принят в школу.

Как раз тогда мы начали заниматься беженцами, появившимися в Москве после первой чеченской кампании. Тогда, я помню, мы познакомились с Аней Политковской: она позвонила и сказала: я знаю, вы занимаетесь чеченскими детьми, я хочу сфотографировать идущего в первый класс ребенка с букетом. Я довольно раздраженно ответила, что ей это не удастся.

Понимаете, когда ребенок видит, что к нему искренне хорошо относятся, это меняет все, сдвигает его представление о мире

Из-за положения в правилах регистрации многие дети в Москве впервые оказались вне школы. Тогда мы собрали студентов и выпускников МГУ и других лучших вузов, молодых людей, которые хотели учить этих детей. Мы создали что-то вроде репетиторского кружка, назвали его Центром адаптации и обучения детей беженцев и начали учить детей в первую очередь русскому языку и математике – предметам, которые невозможно изучать с середины. Но важно другое: кроме знаний, люди здесь получают поддержку. Они вписываются в большое детское сообщество, в Москву, благодаря тому, что у них здесь есть свой круг.

Мы замечали это много раз. Когда ребенку очень плохо в обычной школе, его обижают, дразнят, ужас, в общем, а потом он приходит сюда, где его принимают, – и ему становится уже не важно, что говорят в обычной школе. У него исчезают комплексы, потому что здесь у него есть свой круг. И вот когда он морально защищен этим кругом, когда у него появляется уверенность в себе, происходит удивительная вещь: там, в его школе, пропадает агрессия одноклассников к нему и все начинает налаживаться.

Понимаете, когда ребенок видит, что к нему искренне хорошо относятся, это меняет все, сдвигает его представление о мире.

https://slon.ru/images/photos/1a4ddc9ba2889acf6ecf9cbb9e40dcae.jpeg
Занятие в волонтерской школе
Комитет «Гражданское содействие»

В 2000 году Московский городской суд признал положение о регистрации для принятия в школу незаконным, потому что оно противоречит Конституции и закону об образовании. Мы и другие организации судились несколько раз, и в 2003 году Москва вообще перестала выпускать свои отдельные правила и стала жить по общему регламенту регистрации по месту жительства, где об образовании ничего не сказано. Потому что это совсем другая сфера, которую не может регулировать никакой регламент регистрации. Образование регулирует закон об образовании, Конституция, Международная конвенция о правах ребенка, наконец. А 43-я статья Конституции гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных учреждениях…». Здесь речь идет безусловно о каждом, кто находится в России, вне зависимости от гражданства или чего-то еще.

В общем, мы выиграли суд, но тогда это были городские правила. В 2007 году появился приказ уже на уровне Министерства образования, в котором также говорилось, что для обучения необходима регистрация по месту пребывания. Мы обратились в министерство, журнал «Русский репортер» устроил слушания, пришел заместитель министра Игорь Римаренко, и в итоге они выпустили дополнение к приказу, в котором были расставлены приоритеты. Там говорилось, что сначала в школу берут прописанных детей из близлежащей местности, а потом уже всех остальных. То есть тогда в министерстве с нами согласились, что дети не должны оказываться вне школ. После этого мы еще несколько лет прожили спокойно, и вот в прошлом году все началось снова.

Теперь все усугубилось тем, что записать ребенка в школу можно только через электронную базу, а она не принимает заявление, если не ввести адрес регистрации и все остальные документы, которых у беженцев нет. Теперь это невозможно технически.И чиновники настаивают на том, что так и нужно, и это очень грустно.

После того как в прошлом году вышел этот федеральный приказ, в Твери из школы исключили двух детей. Наш адвокат судился там и выиграл этот суд. Понятно, что приказ не может нарушать ни закон, ни Конституцию, ни международные соглашения. Меня поразило: когда мы выиграли, директриса школы выбежала из зала суда со слезами и сказала, что будет обжаловать решение. Я не понимаю, как это возможно. Она педагог, это ее дети, они учились у нее шесть лет. Что могло произойти с ней, когда приняли этот новый приказ?

Мы уже подали в суд, правда, и это теперь оказалось сделать не так просто. Прежде любая общественная организация могла подать в суд в интересах неопределенного круга лиц. Однако после того как мы судились последний раз, право защищать интересы неопределенного круга лиц отняли не только у общественных организаций, но даже у прокуратуры. Правда, ей его вскоре вернули, а мы так и остались без него. Поэтому теперь нам нужны «жертвы»: мы подали иски от имени двух семей, а я выступаю от имени нашей организации, прикладывая 26 обращений.

Таких детей, которым сегодня отказывают в обучении, конечно, гораздо больше. Это не только беженцы, это и дети трудовых мигрантов. На самом деле, если у семьи оформлен статус беженцев, то в школу их обязаны взять. Другой вопрос, что этот статус невозможно получить: на всю Россию статус беженцев в конце 2014 года имели 790 человек. Сколько детей беженцев и мигрантов на самом деле, никто не знает.

Да, конечно, у человека должны быть правильно оформлены документы. Никто не спорит с тем, что люди должны легализоваться, и это забота миграционной службы. Однако это не должно интересовать школу и органы образования, это не их дело.

Проблема вовсе не в переполненности школ. Сейчас огромная миграция идет во всем мире. Турция приняла больше миллиона сирийцев с начала войны, и все дети там учатся. В Подмосковье, кстати, они тоже есть: в Ногинске и Лосино-Петровском, по данным наших волонтеров, живут около 5 тысяч беженцев из Алеппо и других древних сирийских городов, разрушенных войной. Дети этих беженцев часто даже не говорят по-русски и сталкиваются с той же проблемой: в школы их не берут, потому что у них нет регистрации. Наши волонтеры сейчас работают с ними тоже. Хотя, конечно, даже язык не является препятствием: по нашему опыту, дети очень быстро учатся и начинают говорить на иностранном языке как на родном. Конечно, если дать им такую возможность.

В договоре аренды написано, что мы должны покинуть помещение в течение трех месяцев после уведомления, и вот в апреле мы это уведомление получили

В нашем Центре адаптации учатся всего 73 ребенка – из Чечни, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Афганистана и даже из Африки и с Филиппин. С ними работают 57 волонтеров. Наш центр адаптации до сих пор остается единственным местом в Москве, где учат афганских, конголезских, узбекских и любых других ребят без всякой регистрации.

В самом начале, в 1996 году, мы занимались где придется: под лестницей в редакции «Литературной газеты» и по домам в гостях у учителей-волонтеров. В 1998 году нам дали первое помещение – большой подвал на Новослободской. Долгое время комитет «Гражданское содействие» делил это помещение с Центром адаптации, потом в 2010 году у комитета появился свой офис. Теперь, правда, из того помещения нас выгоняют. Я не знаю почему. В том ли дело, что мы стали иностранными агентами (а мы ведь главные иностранные агенты, когда вышел закон, мы у себя в офисе даже сделали галерею фотографий тех иностранцев, агентами которых мы являемся). Может быть, еще почему-то, нам не объяснили. В договоре аренды, который мы заключили с муниципалитетом, написано, что мы должны покинуть помещение в течение трех месяцев после уведомления, и вот в апреле мы это уведомление получили. Без объяснения причин.

https://slon.ru/posts/54169

0

2

Детей без регистрации не берут в российские школы. Неправильно поняли?

Приказ Министерства образования и науки, по которому в российских школах с 2014 года перестали принимать детей, не имеющих регистрации по месту жительства, оспорила в суде правозащитная «Гражданское содействие»

Текст: Мария Локотецкая

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2015/08/10/school.jpg
Фото: Константин Сазончик/ТАСС

В «Гражданском содействии» считают, что документ противоречит конституции России и ряду международных актов. В свою очередь, в министерстве BFM.ru заявили, что в школах неправильно трактуют приказ, и запрета принимать детей без прописки в нем не содержится.

«Гражданское содействие» просит признать недействительным и противоречащим федеральным законам пункт №9 приказа  Минобрнауки от 22 января 2014 №32 «О приеме граждан в образовательные учреждения». В нем говорится, что для приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам начального, основного и среднего общего образования, родители, в частности, должны предоставить «свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории».  Родителям-иностранцам требуется предъявить документ, подтверждающий право их пребывания на территории РФ.

Детям не дают учиться

Помимо правозащитной организации заявителями по иску выступили гражданка Сирии Нассер Кавтхар и гражданин Узбекистана Нурбек Курбанов.

Женщина в 2011 году приехала из Сирии в Россию и в прошлом году получила временное убежище в связи с тем, что на ее родине идет гражданская война. Нассер, которая снимает  квартиру в Москве, в прошлом году не смогла отправить свою 7-летнюю дочь в первый класс.  В школе №1374, в Окружной службе информационной поддержки и в управлении образования Северо-восточного округа столицы матери девочки сообщили, что она должна предъявить либо регистрацию в Москве, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство. Однако хозяин съемного жилья не хочет оформлять женщине регистрацию.

Что же касается гражданина  Узбекистана, то отец четверых детей Нурбек Курбанов из Твери столкнулся с тем, что в середине учебного года двух его сыновей  —  8-классника и 10-классника — отчислили из школы после того, как   выяснилось, что у мальчиков окончился срок действия разрешения на временное проживание (у их отца оставался вид на жительство). Курбанов обжаловал приказ об  исключении детей из списка учащихся в Заволжском районном суде Твери. 15 июня этого года суд  счел, что действия руководства школы № 34 были неправомерными, и администрация образовательного учреждения не вправе была брать на себя обязанности Федеральной миграционной службы.

«Простая» позиция

Заявители полагают, что именно издание приказа Минобрнауки привело к нарушению  прав детей. «Наша позиция очень простая. 43-я статья Конституции России гласит, что образование в нашей стране гарантируется всем.  Это значит, что оно гарантировано всем вне зависимости  от наличия регистрации, легальности или нелегальности положения ребенка на территории России. Ребенок имеет на это право. Более того, это обязанность  государства и родителей обеспечить этим его», —  прокомментировала BFM.ru иск председатель Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» Светлана Алексеевна Ганнушкина. Она отметила, что получение образования также гарантировано федеральным  законом «Об образовании в РФ»,  который дает право на получение образования вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства и т.п. Также право на образование  подтверждено конвенцией «О защите прав ребенка». «Однако достаточно Конституции России. А рассуждать о легальности нахождения ребенка — это не  дело органов образования, считает правозащитника.  «Да, конечно, Москва не резиновая, — продолжает она. — Но если мы этих людей и этих  детей пустили на свою территорию, то пускать в школы мы их  тоже должны. И этого придерживаются  все цивилизованные страны».

Правозащитница отметила, что в Европе нередки случаи, когда детей забирают у родителей, если они нигде не учатся. В получении образования детьми иммигрантов или граждан из других регионов  заинтересованы и местные жители.  «В противном случае их привлекает и аккумулирует криминальная среда, они не говорят на нашем языке, не могут нормально общаться с нашими детьми и нормально существовать», — заметила Ганнушкина.

В понедельник в Верховном суде прошло предварительное слушание по делу. Представители Министерства  образования не признали иск. Они, заявили, что в оспариваемом приказе нет обязанности принимать детей в школы  только при наличии регистрации. Иными словами, в школах неправильно понимают приказ, а оспаривать в суде просто нечего.

Минобрнауки  разъясняет

В Министерстве образования BFM.ru  также  заявили, что в нормативном акте «нет ни одного пункта, в котором бы говорилось отказывать в приеме детей в школы из-за отсутствия регистрации»

«Министерство подчеркивает, что свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию», — говорится в официальном заявлении пресс-службы Минобрнауки. В нем подчеркивается, то  доступ к общему образованию, согласно российскому законодательству, предоставляется всем детям без исключения. «В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», и никаких иных причин для отказа в приказе Министерства не содержится», — отметили в министерстве. Там пояснили, что если в конкретной школе отсутствуют места, то ребенку должны предоставить место в другой школе.

Рассмотрение иска по существу назначено на 27 июня. Адвокат Андрей Боровков полагает, что закон на стороне истцов. «Если исходить из духа и буквы Конституции, то закон на стороне истцов. В противном случае это уже попахивает советскими временами, когда прописка все решала, — сказал он. – Если мигранты получили гражданство РФ в установленном  законом порядке, то на них должны распространяться все нормы российского закона и, в том числе, право бесплатно учить своих детей. А если они не получили гражданство РФ, и у них статус иностранных граждан, то для них могут быть введены особые нормы, например платное образование».

http://www.bfm.ru/news/300099

0

3

В школу можно брать детей и без регистрации, решил Верховный суд России

Суд не отменил приказ Минобрнауки о необходимости регистрации у детей при приеме в российские школы. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Текст: Мария Локотецкая

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2015/08/27/migr.jpg
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Верховный суд России в четверг признал законным приказ Министерства образования и науки, по которому в российских школах с 2014 года перестали принимать детей, не имеющих регистрации по месту жительства. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Документ оспаривала благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие». Также истцами выступали гражданка Сирии Нассер Кавтхар и гражданин Узбекистана Нурбек Курбанов. Семилетнюю дочь Нассер не взяли в первый класс в Москве из-за того, что хозяин съемной квартиры отказался прописывать мать девочки с ребенком.  Она переехала в Пушкино, но и там история повторилась. Сама женщина в прошлом году получила в России временное убежище в связи с тем, что у нее на Родине идет гражданская война. В четверг она лично приехала в суд.

Гражданин  Узбекистана, отец четверых детей Нурбек Курбанов из Твери доверил представлять его интересы юристам «Гражданского содействия». Мужчина столкнулся с тем, что в середине учебного года двух его сыновей  —  8-классника Нусратуллоха и 10-классника Умара — отчислили из школы после того, как  выяснилось, что у детей окончился срок действия разрешения на временное проживание.

Приказ раздора

В обоих случаях директора школы  оправдывали отказы пунктом 9 приказа № 32 Министерства образования и науки от 22 января прошлого года. В нем прописан порядок для приема  в общеобразовательные учреждения начального и среднего общего образования. В документе говорится о необходимости регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, а также о том, что родители-иностранцы должны предъявить документ, подтверждающий право на пребывание в России.

По словам представителей комитета «Гражданского содействия»,  с начала учебного года к ним обратились порядка 40 семей мигрантов, у которых возникли проблемы с зачислением детей в школу. Аналогичные жалобы стали поступать к ним уже и от граждан России.

Представлявший интересы организации в суде адвокат Михаил Кушпель заявил, что приказ Минобрнауки противоречит статье 43 Конституции РФ, Международной конвенции «О правах ребенка» и федеральному закону РФ «Об образовании», где сказано, что каждый ребенок имеет право на образование вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства и т.п. Таким образом, по мнению истцов, обжалованный приказ противоречит основному закону страны, а также международным правовым актам.

Кушпель сообщил, что  представители «Гражданского содействия» не раз пытались устроить многих детей иностранных граждан в российские школы, но успехом их  попытки не увенчались, «везде идет ссылка на данный пункт приказа».

Глава «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина назвала «опасным для общества» принятие документа, который противоречит Конституции. Она отметила: если дети остаются предоставлены сами себе, их аккумулирует криминальная среда. Ганнушкина считает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети иностранцев учились в российских школах. «Они становятся носителями нашей культуры и языка. В противном случае мы теряем это влияние. Язык и культура — это большее влияние на мировое сообщество, чем политика сегодняшнего дня, которую проводит государство», — сказала правозащитница. Она сообщила, что недавно была на конференции в Туркмении, которая шла по-английски. «Дети ничего не понимают по-русски. Мы не должны терять этот способ влияния и распространения нашей культуры», — убеждена Ганнушкина.

«Если министерство считает, что дети находятся нелегально на территории РФ — ну что ж,   обратитесь в ФМС. Но это не может быть функцией Минобразования — следить за регистрацией детей», — уверена правозащитница.

По ее мнению, оспариваемый пункт приказа Минобразования должен быть, если не отменен, то изменен, или же к нему должны появиться разъяснения. «Проблемы надо решать, а не бороться с ними репрессивными методами», — отметила правозащитница.

Сложности поступления в школу

Сотрудница «Гражданского содействия» Анастасия Денисова рассказала суду, что лично общалась с директорами и юрисконсультами школ, которые отказываются брать детей без регистрации. «Они говорили мне, что не знают, как трактовать приказ, и сами крайне недовольны, что выполняют несвойственные им функции. Они хотят заниматься учебным процессом, подготовкой 1 сентября, а не выполнять функции ФМС. Люди говорят, что хотят взять детей в школу, но не могут», — отметила Денисова. По ее словам, само слово «регистрация» трактуется директорами школ по-разному. Некоторые из них просят предъявить у родителей годовую регистрацию на ребенка.

Также Денисова поведала о проблемах при подаче заявления о приеме в школу. По ее словам, в настоящее время оно заполняется в электронной форме на портале госуслуг. В заявлении указана графа «регистрация». Без нее электронная система заявление просто не пропускает, а директора школ не принимают заявление лично от родителей. «Они говорят, идите в ОСИП (Окружные службы информационной поддержки). Там объясняют: «Мы — техническая служба, мы только можем помочь вам заполнить заявление, если вы не владеете Интернетом. Мы за вас не можем написать регистрацию», — описывала сложности поступления в школу Денисова.

Представители истцов просили признать оспариваемый пункт приказа Минобрнауки частично недействующим и отменить пункт №9. В свою очередь, представитель Минобрнауки Ольга Федорова заявила, что приказ министерства правомерен и ясен. По ее мнению, неправильная трактовка приказа не является основанием для признания его незаконным. Она заявила,  что в нормативном акте «нет ни одного пункта, в котором бы говорилось отказывать в приеме детей в школы из-за отсутствия регистрации». «Отказать в приеме ребенка в школу могут только  по одной причине — из-за отсутствия в ней свободных мест», — сказала она.

Федорова отметила, что при издании приказа в министерстве учитывали: устраивать детей в школу пойдут граждане, как с регистрацией, так и без нее. «Поэтому было сформулировано два принципа. Если ребенок проживает на данной территории, и это подтверждено документом, то самый простой способ —  это предъявление  регистрации по месту жительства или по месту проживания. В этом случае ребенок попадает в первый поток на зачисление», — сказала она. В случае же если у ребенка отсутствует регистрация, то родитель или его законный представитель должны предъявить свидетельство о рождении ребенка, сообщила Федорова. «Сложно представить родителей или законных представителей ребенка без этого документа», — сказала она.

«Дополнительный» документ

В то же время представитель гражданки Сирии, член «Гражданского содействия» Анастасия Денисова обратила внимание суда на то, что свидетельство о рождении упоминается в приказе министерства лишь как дополнительный документ к свидетельству о регистрации. В ответ Федорова пояснила, что этот документ прилагается дополнительно к заявлению в школу, а вовсе не к свидетельству о регистрации. По ее мнению, это вполне ясно, и «большинство образовательных организаций понимают этот блок приказа правильно».

Федорова отметила, нормы для поступления детей в школу были приняты с учетом миграционной политики. Она заявила, что директора школ «регулярно предоставляют ответы на запросы ФМС», и, если оспариваемый пункт приказа отменить, то учителей начнут привлекать  к административной ответственности по статье 18.11 КоАП (Нарушение иммиграционных правил).

Эти слова вызвали недоумение у Светланы Ганнушкиной. Представитель «Гражданского содействия» заметила, что по данной статье лицо можно привлечь к ответу только за непредоставление или несвоевременное представление в орган исполнительной власти информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства.

По ее словам, если в школу придет запрос из ФМС, педагоги и учителя должны ответить, сколько у них учатся детей без регистрации и написать: «Помогите их зарегистрировать». «Кого и за что тут могут осудить? Я не понимаю», — заметила она.

Привлеченный к спору представитель Министерства юстиции выступил на стороне Минобрнауки, как и Генеральная прокуратура. В итоге, выслушав доводы сторон, судья Юрий Иваненко иск отклонил. Была оглашена лишь вводная часть судебного акта, поэтому неясно, какой именно из аргументов ответчика суд положил в основу своего решения. Но судя по всему, судья согласился с доводами представителя Минобрнауки о том, что в школы можно брать детей и без регистрации, достаточно лишь заявления и свидетельства о рождении.

Кто в доме хозяин

Светлана Ганнушкина сказала Business FM, что разочарована принятым решением.  Она намерена обжаловать его в апелляции. «Все, что проистекает из приказа Минобрнауки, приводит к тому, что детей без регистрации просто не берут в школы. Ну, напишите так, чтобы людям было понятно, измените формулировку». По словам правозащитницы, она надеялась, что министерство представит в суд соответствующие письменные пояснения. «Этого было бы достаточно, чтобы отозвать нашу жалобу.  Но они просто решили показать, кто в доме хозяин», — заметила председатель «Гражданского содействия».

Стоит отметить, что Нурбек Курбанов в четверг отозвал свой иск. Это было связано с тем, что в июне этого года Заволжский суд Твери уже защитил его права и отменил приказ руководства школы № 34 об отчислении его сыновей из школы. Тогда суд пришел к выводу, что администрации учреждения не следовало брать на себя функции ФМС.

Почему детей в России не пускают в школы ...

0

4

Кого отбирают в элитные школы Москвы: детей или родителей?

Каким критериям должны отвечать семьи, которые хотят устроить своего ребенка в элитную частную школу? И достаточно просто денег? Об этом — в продолжение специального проекта Ивана Медведева «Первым классом»

Текст: Иван Медведев

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2015/08/31/lazer.png
Фото: Юрий Белинский/ТАСС

С момента запуска проекта «Первым классом» мы узнали, что 1 миллион 200 тысяч рублей за 10 месяцев в московской школе — это не предел. Есть ценники и в два миллиона. Причем, учреждение с таким прайсом себя никак не рекламирует, заинтересованные и так в курсе. И в этом, по словам некоторых экспертов, как раз и кроется смысл платного образования в элитных школах — узкий круг.

Отбор соответствующий. Ранее представители частных учебных заведений уже говорили Business FM, что детей отбирают не столько по уровню знаний, сколько по степени обучаемости, а значит, попасть в платную школу может почти любой ребенок. Показатель слишком субъективный: если школа заинтересована в этом ученике, его возьмут. Но отсеивать могут и родителей.

В Сколковской гимназии, которая в этом году только начинает работать, всего 72 ученика. О критериях отбора родителей Business FM рассказал председатель правления гимназии «Сколково» Александр Лаптев.

Александр Лаптев
председатель правления гимназии «Сколково»

«Планируется, что в гимназии будут обучаться, прежде всего, дети тех, кто живет и работает в «Сколково». Мы их называем участниками экосистемы «Сколково». Но допускаем, что могут обучаться и дети из-за пределов «Сколково», соответственно, плата дифференцирована, то есть для участников экосистемы плата составит порядка 17 тысяч рублей в месяц. Те, кто не относится к этой системе, плата — значительно выше».

Выше — это 750 тысяч рублей в год. В школах Ломоносовского холдинга, где стоимость обучения может доходить почти до полутора миллиона рублей в год, говорят, что не каждый, у кого есть эти деньги, может обучать своих детей в их учебных заведениях.

Прямо на сайте сказано: обязательно итоговое собеседование директора школы с учеником и родителями, при котором определяется соответствие ценностей семьи и школы. То есть человек, не важно каким способом заработавший, например, в 90-е, и душой оставшийся там же, придя с сыном и мешком денег, уйдет обратно. Иначе как объяснить такое соседство остальным родителям?

Так чьи же дети учатся в таких школах? В основном отпрыски бизнесменов и обеспеченных людей культуры, говорит научный руководитель Ломоносовской школы Марат Зиганов. О чиновниках осторожно:

Марат Зиганов
научный руководитель Ломоносовской школы

«Чиновников у нас практически в последнее время нет. Были даже случаи, когда чиновникам приходилось забирать ребенка в государственную школу со словами «а что скажут мои коллеги». Если муж — бизнесмен, а жена — чиновник, то возможно, но в договоре пишет, как правило, папа».

Подводя итог, стоит отметить, что и платные, и государственные школы готовят детей к ЕГЭ. Представители частных образовательных учреждений, опрошенные Business FM, в списке вузов, куда обычно поступают их выпускники, называют одни и те же университеты. Билеты в МГИМО, Вышку, МГУ, Бауманский или Финансовую академию обещают и те, что за 300 тысяч, и те, что за миллион с лишним. Зачем платить больше? Но ведь никому в России не нужно объяснять, что значит сидеть за одной партой с «правильным» человеком.

http://www.bfm.ru/news/301683

0

5

Минобрнауки: дети мигрантов в РФ имеют полное право на бесплатное образование

В ведомстве признали, что это создает дополнительную нагрузку на образовательную систему регионов

Все дети, которые оказались на территории РФ, «имеют абсолютно те же права на образование, в том же объеме, как и любой ребенок граждан России». Об этом заявил в понедельник в Брюсселе в конференции министров образования и по делам молодежи государств Совета Европы глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов, передает ТАСС.

«Это гарантия нашего законодательства. Мы считаем, что Россия является привлекательной страной для миграции, скорее как наше преимущество. Яркие талантливые люди, которые приезжают к нам из других стран, или просто трудолюбивые люди, пусть без особых талантов, они в России нужны. И задача любого общества дать им возможность самореализоваться в том случае, если это им не удалось сделать на своей родине, естественно, включая право на образование детей», – сказал он.

«У нас есть и критические гуманитарные ситуации, как, например, та, которая сложилась в прошлом и в этом году в связи с большим притоком вынужденных переселенцев, беженцев из восточных регионов Украины. Сейчас практически в каждом российском регионе есть эти люди. Конечно, больше всего их в Ростовской области, в Краснодарском крае, в тех российских регионах, которые граничат с Украиной, – отметил министр. – В этих регионах принимаются специальные меры для того, чтобы обеспечить этим людям, в том числе их детям, все, что необходимо для полноценной социализации».

«Все дети – и дошкольного, и школьного возраста из этой категории мигрантов получают в России образование, что создает дополнительную нагрузку на образовательную систему соответствующих регионов. Мы осознанно идем на то, чтобы все права этих детей в сфере образования были защищены», – отметил Ливанов.

http://www.bfm.ru/news/320199

0