Деофшоризация: будут прятать деньги не там, а здесь

Как работает антиофшорный закон и какова причинно-следственная связь громких российских инициатив

Текст: Михаил Сафонов

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2015/07/16/dollary.break.tass.png
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Переводить средства в офшоры стало сложнее. Российские банки могут отказать в перечислении денег в иностранные юрисдикции. Об этом Business FM рассказали источники в банковской отрасли. Это связано с законом о деофшоризации. И можно предположить, что следствием этого процесса стала инициатива ФСБ засекретить реестр недвижимости.

Рядовая в недавнем прошлом для России ситуация. Некто перечисляет деньги иностранной компании. На Кипр или еще куда-нибудь. Это может быть выплата дивидендов или, к примеру, процентов по депозитам. В общем, доход из России. По антиофшорному закону, теперь, чтобы перевести средства, нужно раскрыть конечного получателя денег, рассказать банку обо всей цепочке платежей. В противном случае, банк может отказать и скорее всего это сделает. Потому что иначе ему придется платить штраф и, вероятно, объясняться с органами.

Об этой стороне деофшоризации Business FM рассказали сразу несколько источников в банковской сфере. И о новой особенности работы российских кредитных организаций главному редактору радиостанции Илье Копелевичу рассказал совладелец группы БИН, банкир Микаил Шишханов.

Микаил Шишханов
совладелец группы БИН, банкир

«Банки сегодня — не просто почтовые ящики, мы являемся агентами надзора. И это правильно, это во всем мире так. И если мы этого не сделаем, мы не построим правильную прозрачную экономику. И в том числе, с учетом этих ограничений, которые накладываются на движение денежных средств, чистоту этих средств, это является серьезнейшим антикоррупционным законом».

О том, что есть ограничение на перевод денег за рубеж, если не ясен конечный получатель, рассказали Business FM и в компании «Эрнст энд Янг» (EY). И сказали, что сейчас это одно из важнейших явлений, которое повлияет реально на возможность выводить сомнительные деньги. Говорит партнер EY Алексей Кузнецов.

Алексей Кузнецов
партнер EY

«Российский банк, или российская компания, выплачивающая процентный доход из России, не может автоматом не удерживать налог у источника. Нужно каким-то образом удостовериться, что то лицо, которое пытается применить международные соглашения, имеет на это право».

Чиновнику будет сложнее спрятать незаконно полученные средства. Но власти придумали и послабление — амнистию капиталов, которая, по общему экспертному мнению, пригодится в основном именно коррупционерам. И вот какой процесс теперь, возможно, начнется. Граждане возвращают из-за границы свои капиталы. Они амнистированы, их владельцы прощены. Что делать со средствами дальше? Снова перевести за рубеж? Окно прикрыто. Нужно вкладывать здесь. Но куда? В бизнес? Чиновнику нельзя им заниматься. Скорее всего, он вложит средства в недвижимость. Купит, например, доходный дом. Все это позволяет предположить, что неслучайно именно сейчас ФСБ предложила засекретить реестры недвижимости. Вдруг там произойдут изменения, о которых широкой публике лучше не знать? Тогда в этом можно усмотреть прагматику — стимул вернуть деньги в страну, прятать их не там, а здесь.

http://www.bfm.ru/news/298168