Как нас предали: почему запретами не спасешь бизнес
Федор Овчинников
Основатель «Додо Пицца», автор блога sila-uma.ru
Какой вариант принесет больше пользы компании? Запрет, который плохо работает и провоцирует конфликты, или свободная конкуренция за таланты, которая стимулирует всех развиваться? Ответ очевиден
Кадровый соблазн
Нас предали. Люди, которых мы пустили в свой дом, вероломно ударили нам в спину, стоило только отвернуться. Во всяком случае, именно так казалось топ-менеджерам нашей компании. И в предатели они записали наших же собственных франчайзи, ради которых мы трудимся день и ночь.
Многие большие сети бросают своих партнеров на произвол судьбы. Вот вам стандарты, вот вам вывеска — вперед, гребите. У нас другая философия.
Мы хотим, чтобы каждый партнер добивался успеха. Поэтому стараемся хорошо их подготовить к открытию своего дела. Прежде чем начать работать, каждый франчайзи «Додо Пицца» должен пройти курс подготовки в нашем учебном центре в Сыктывкаре, где мы знакомим партнеров со всеми ключевыми аспектами бизнеса.
Мы поставили себе цель — создать эффективный учебный центр, разработать действительно полезную программу. Среднее время, за которое наши партнеры пересекают точку безубыточности, в этом году составило 3,3 месяца (в прошлом году показатель был 4,3). По-моему, есть еще куда стремиться, но результат уже не самый плохой. Однако есть и побочные эффекты.
Приезжая на обучение, предприниматели знакомятся с персоналом нашей собственной сети пиццерий, также работающей в Сыктывкаре. Найти хорошего управляющего непросто, особенно в регионах. А от менеджмента в нашем бизнесе зависит все. Тут-то у наших партнеров и возникает соблазн: предложить нашим сотрудникам больше денег или увлечь карьерным ростом и увезти с собой.
То есть наши собственные франчайзи начали переманивать наших же людей, которых мы нашли и обучили. И после нескольких таких попыток топ-менеджеры «Додо Пиццы» предложили запретить нашим партнерам эту порочную практику. Для нас ведь тоже кадровый вопрос стоит остро. Сыктывкар не такой большой город, и найти толкового человека тут довольно тяжело.
Конкуренция требует защиты
Никому из топ-менедежров не пришло в голову, что таким образом они сами совершают предательство, и куда более вероломное: предают идеалы свободной конкуренции и открытого рынка, пытаясь ограничить рынок труда.
При этом все наши менеджеры искренне разделяют идеалы капитализма. Каждый работает на своем месте потому, что оказался лучше других, а не потому, что он чей-то родственник. Все нацелены на достижение сверхрезультатов, все хотят исполнить задуманное и построить российскую сеть пиццерий, которая добьется успеха по всему миру.
Я уверен, что все наши менеджеры были бы крайне возмущены, если бы рост нашей сети в России или в других странах начали сдерживать какими-то нерыночными ограничениями. Но конкуренция — оружие обоюдоострое.
Она кажется привлекательной, когда дает нам шанс пробиться наверх и получить то, чего у нас нет. Занять более высокую должность. Построить инновационную компанию. Потеснить прежних лидеров... Когда эта же самая конкуренция дает шанс другим сбросить нас с пьедестала, она уже не выглядит столь привлекательной.
Чтобы сохранить завоеванное, сразу хочется эту конкуренцию ограничить под вполне разумными и даже благовидными предлогами.
Не одни только топ-менеджеры хотят запретить переманивать у них сотрудников. В свою очередь, франчайзи мечтают запретить другим партнерам открываться в регионах, которые они присмотрели для себя. А наши ключевые поставщики хотят запретить франчайзи покупать ингредиенты на стороне, даже если они окажутся там дешевле…
Многие люди на словах поддерживают идеи свободной конкуренции. Намного меньше тех, кто готов следовать им до конца, применяя принципы открытого рынка в отношении самого себя. И чем больше становится твой бизнес, тем отчетливее начинаешь это понимать и тем сложнее отстаивать рыночные идеалы в своей же собственной компании.
Я понял, что конкуренция требует защиты: если вовремя не принять меры, люди, которые остаются искренними защитниками свободного рынка, могут очень быстро оказаться в меньшинстве.
Это крайне опасно, ведь в долгосрочной перспективе только открытая конкуренция может обеспечить компании здоровый рост и процветание. Любая несвободная система, построенная на ограничениях, проиграет свободной, основанной на добровольном и неограниченном обмене ценностями.
Наша история с «предательством» партнеров — отличный тому пример. Да, мы можем запретить партнерам переманивать персонал. Но как это осуществить на практике?
Запрет не решение
Наши сотрудники не крепостные крестьяне, они вольны выбирать себе место работы. А наши франчайзи — независимые предприниматели, которые работают с нами до тех пор, пока это им выгодно и пока они нам доверяют.
Любой запрет только кажется решением проблемы. На самом же деле это плацебо, которое дает лишь временный эффект. Зачастую он лишь скрывает проблемы, а значит не позволяет их устранять.
Напротив, если позволить франчайзи действовать, как им заблагорассудится, нашим менеджерам придется конкурировать за своих сотрудников с нашими собственными партнерами. Нужно будет так построить работу, чтобы люди не хотели от них уходить. Это значит мотивировать их, развивать, создавать карьерные перспективы...
Какой вариант принесет больше пользы компании? Запрет, который плохо работает, провоцирует конфликты, нередко нарушается и тем самым подрывает доверие к другим правилам, или свободная конкуренция за таланты, которая стимулирует всех развиваться? Ответ очевиден.
Да, открытый рынок не самая комфортная среда для жизни. Конкурировать — из месяца в месяц, из недели в неделю, изо дня в день — действительно сложно. Люди, которые действительно зарабатывают свои деньги, а не получают их по распределению, знают это не понаслышке. К счастью, они также способны понять, что именно дыхание в спину не дает нам останавливаться в развитии.
Мне все-таки удалось переубедить своих менеджеров и отстоять право наших партнеров вести самостоятельную кадровую политику. Я сделал это с помощью простого примера.
Если следовать логике запретов, я должен всячески скрывать имена наших топ-менеджеров и никогда не рассказывать об их достижениях. Мы же строим открытую компанию и, наоборот, стараемся продвигать тех, кто приближает глобальный успех «Додо Пиццы».
Да, есть вероятность, что из-за этого кто-то обратит на них внимание и захочет переманить. Значит, моя задача заключается в том, чтобы сделать все, чтобы им не хотелось уходить. Пока вроде удается.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.