Деньги на колесах: как заработать на сигнализации для велосипедов
Татьяна Одинцова
Предприниматель из Томска Никита Тимошенков придумал велосипедную сигнализацию: она шлет смс, если велосипед пытаются угнать, и отслеживает его перемещение, если угнали
Предприниматель из Томска Никита Тимошенков
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
К разработке устройства, которое Тимошенков назвал Bikedefend (от англ. bike — велосипед, defend — защищать), предпринимателя подтолкнула кража велосипеда в 2013 году. Воры перекусили стандартный тросик, которым велосипед был прикреплен на стоянке. Физик по образованию, Тимошенков решил сконструировать велосипедную сигнализацию.
Основа Bikedefend — небольшая, размером в две пятирублевые монеты, электронная плата, на которую крепится сим-карта, датчик движения и GPS/ГЛОНАСС-трекер. Плата прячется в металлический корпус, который крепится на раму велосипеда под флягодержатель. Датчик движения при любой попытке сдвинуть велосипед посылает смс владельцу. Если велосипед все-таки украли, найти его можно с помощью мобильного приложения — местонахождение будет отображаться на карте.
В 2013–2014 годах проект прошел через акселератор и бизнес-инкубатор при Томском университете радиоэлектроники. Весь 2014 году команда Bikedefend дорабатывала прототип. «Мы сказали себе «стоп» только тогда, когда нас взяли во ФРИИ и рекомендовали немедленно начать продажи», — признается Тимошенков. В июне 2015 года Bikedefend получил от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) 1,4 млн руб. в обмен на семипроцентную долю в ООО «Оберег», через которое реализуется проект (остальные 93% принадлежат Тимошенкову). К этому времени на проект было потрачено 0,5 млн руб. собственных средств предпринимателя.
В июне Bikedefend начали производить по контракту на томском заводе «Экстех»: стартап поставляет комплектующие, а на заводе осуществляется сборка устройства. Начались продажи через сайт — продан 61 гаджет. Сначала цена была чуть выше себестоимости — 3200 руб., сейчас предзаказ доступен по 4299 руб. За пользование устройством придется платить абонентскую плату — 100 руб. в месяц, чтобы компенсировать Bikedefend расходы на обслуживание сим-карт. К концу лета команда планирует продать устройств на 1 млн руб. (примерно 230 штук). Мобильное приложение Bikedefend, по словам Тимошенкова, должно появиться в AppStore и в GooglePlay в ближайший месяц.
Предприниматель из Томска Никита Тимошенков
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Потенциальный рынок Тимошенков оценивает в 7,75 млн велосипедов — четверть всех имевшихся в России на конец 2012 года. «Мы ориентируемся на велосипеды стоимостью от 15 тыс. руб.», — говорит предприниматель. В течение пяти лет Тимошенков надеется выйти на продажи 500 тыс. штук в год. По оценкам агентства BusinesStat, в 2013 году в России было продано 4,3 млн велосипедов примерно на $3 млрд.
Тимошенков признает, что Bikedefend не уникально. Например, британская Integrated Trackers продает несколько гаджетов Spybike по £92,5 (около 8100 руб.), которые можно спрятать в фонарь или под сиденье велосипеда. Правда, судя по отзывам на сайте компании, большинство ее клиентов недовольны ненадежностью устройства, его высокой стоимостью и абонентской платой в £3–4 (порядка 260–350 руб.) в месяц. Немецкая компания ABUS утверждает, что владельцы велосипедов не готовы тратить на его защиту более 10% стоимости, а 52% украденных велосипедов в Великобритании стоили менее £200 (около 17,5 тыс. руб.).
Взгляд со стороны
«Меня смущает внешнее крепление»
Денис Ворошнин, владелец магазина велосипедов bikeseller.ru
Мне очень симпатична идея проекта. В условиях, когда велосипеды согласно нашей статистике крадутся ежедневно, это оборудование крайне необходимо. Я даже хотел заказать нечто подобное в Китае, чтобы доработать, но понял, что этим надо будет заниматься вплотную, а здесь уже готовый продукт. Меня смущает внешнее крепление трекера. Несмотря на заверения разработчиков в надежном креплении, мне кажется, что его легко демонтировать. На официальном сайте стартапа недостаточно информации о том, как функционирует устройство (хочется увидеть видео), нет рекомендаций. Команде Bikedefend следует этот пробел восполнить. Я готов сам его продавать и пользоваться такой сигнализацией, но хочу быть уверен в ее безупречной работе. И последнее: ждать устройство по предзаказу придется почти месяц, мои клиенты точно к этому не готовы.
«Я бы не инвестировал, потому что цена высокая для РФ»
Дмитрий Смирнов, управляющий партнер FLint Capital
Проект может привлечь своего инвестора, если у него сходится экономика и если они смогут быстро масштабировать продажи. Я бы не инвестировал, потому что конечная цена получается достаточно высокой для РФ и это разовые продажи. А в сегменте b2c очень важно, чтобы ты мог зарабатывать на нескольких покупках одного и того же клиента. Тогда стоимость его привлечения будет невысокой.
«Мы верим, что проект сможет претендовать на следующий раунд финансирования ФРИИ»
Сергей Негодяев, управляющий портфелем ФРИИ
Мы верим, что команда проекта эффективно закончит программу акселерации и продемонстрирует существенный рост, что позволит им претендовать на следующий раунд финансирования со стороны ФРИИ или других инвесторов с отечественного рынка. Проект работает в перспективной для нас области «интернета вещей» и ориентирован на массовый рынок, а команда обладает серьезными технологическими и предпринимательскими компетенциями, что подтверждается предварительными заказами.
«Возможно, Bikedefend будет так же легко снять с велосипеда, как и установить»
Гульнара Биккулова, директор департамента инновационных рынков, член правления РВК
Нам очень нравится динамизм команды Bikedefend — за последний год было уже несколько версий продукта, притом устройство достаточно хорошо воспринимается потребителем. Спрятать в автомобиле сигнализацию достаточно просто, но велосипед такой возможности, увы, не предоставляет. Пока предлагается стандартное место для крепления сигнализации, которая выпускается в унифицированном дизайне и закрепляется на самом видном месте с помощью отвертки. Возможно, Bikedefend будет так же легко снять с велосипеда, как и установить. Поэтому вопросов к перспективам проекта достаточно много. Могу предположить, что, как только велосигнализация станет достаточно распространенной, ее кража и разлочивание может стать национальной забавой. Хочется верить, что интерес со стороны потребителей и вера команды разработчиков в свой проект смогут преодолеть все возможные сомнения.