Опасная весна: как ультрафиолет атакует наши глаза
Константин Ранкс
Опасная весна: как ультрафиолет атакует наши глаза
© Sophie H / Flickr.com
На Европейскую часть России обрушились потоки апрельского солнечного ультрафиолета. И это самое лучшее время для того, чтобы предупредить: весна коварна, интенсивность солнечного ультрафиолетового излучения как раз достигла того уровня, когда стоит начать от него защищаться. В этом и заключается парадокс ультрафиолета – его можно сравнить с кислородом, без которого жить нельзя, но который, будучи в избытке, убивает.
Говоря научным языком, в середине апреля уровень солнечного ультрафиолетового излучения на всей территории Европейской части России и в Сибири, везде южнее широты Магадана, превысил 3 балла.
Солнце испускает самые разные лучи, в том числе и невидимые нашему глазу. Ультрафиолет – из их числа. Ученые делят его на мягкий (УФА), средней жесткости (УФВ) и жесткий ультрафиолет (УФС). На наше счастье, УФС до поверхности Земли не добирается, его полностью экранирует озоновый слой в атмосфере, о котором поговорим ниже. 95% ультрафиолета, доходящего до земной поверхности, – это УФА, и только оставшиеся 5% – УФВ.
Интенсивность ультрафиолетового излучения специалисты ранжируют по баллам. Эта система называется еще ультрафиолетовым индексом (UV-index). Когда его значения составляют 1 или 2 балла, даже жители туманного Севера с белой как снег кожей вряд ли смогут загореть – это очень слабый уровень, не имеющий биологического значения.
С 3 баллов начинается уже заметное воздействие и на кожу, и на сетчатку глаз. Северяне начинают сгорать уже при 4–5 баллах, особенно если сразу вылезут на солнечный свет и будут там бесконтрольно нежиться. В разгар лета, в июне и июле в Петербурге, а с конца мая и до начала августа – в Москве, может быть и 6–7 баллов. Для нас это много.
При этом для постоянных жителей Средиземноморья, Средней Азии или Закавказья в этом нет ничего особенного. Например, 15 апреля в полдень в Мадриде этот индекс был уже выше 6 баллов, а в июле там будет до 9 баллов, что много уже и для самих испанцев, – традиция сиесты, то есть послеобеденного отдыха, появилась не на пустом месте. А в экваториальных частях планеты даже сейчас уровень УФ-излучения зашкаливает за 14 баллов.
Для того чтобы определиться с уровнем УФ-излучения, хорошо бы воспользоваться информацией с проверенных интернет-сайтов. Я рекомендую сайт Финского метеорологического института – здесь дана удобная интерактивная карта распределения УФ-излучения на планете в реальном времени, можно получить график его интенсивности для столиц мира.
Кстати, как раз эта карта демонстрирует неоднозначность распределения УФ-излучения по поверхности планеты. Например, в понедельник, 15 апреля, в Вене УФ-индекс составлял 5 баллов. А в Софии, которая находится значительно южнее Вены, он был едва ли выше 4 баллов. Дело в том, что на величину УФ-потока к земле влияет не только высота Солнца над горизонтом, но и содержание озона в атмосфере.
Измеряют этот показатель в так называемых единицах Добсона. Если содержание озона ниже 250 единиц, можно говорить об озоновом дефиците. Среднее значение – около 350 единиц, высокое – выше 450. Известно, что по целому ряду причин весной в Северном полушарии, где живет большинство читателей Slon, индекс Добсона возрастает до 500 и более единиц, а вот осенью падает до 300.
Распределение озона в атмосфере неравномерно и зависит от множества факторов. В результате в понедельник, 15 апреля, индекс Добсона над Исландией был более 525 единиц, над Австрией – около 330, а над Болгарией – 400. В это же время над Москвой было почти 450, а над прикаспийскими степями – на сотню меньше. Наблюдать за этими изменениями имеет смысл на специальных сайтах, хотя для практических целей все же можно обойтись сайтами УФ-индекса, поскольку там учтены все факторы.
Польза ультрафиолета хорошо известна. Наибольшее значение имеет та его часть, которая обеспечивает синтез в нашем организме витамина D3. Этот витамин нужен для очень многого – в частности, для регуляции кальциевого обмена, что предотвращает рахит и остеопороз, и для мобилизации иммунной системы. Исследования датских ученых показывают, что при недостатке витамина D3 клетки нашего организма, отвечающие за уничтожение вторгшихся бактерий или вирусов, просто не просыпаются. Поэтому организм начинает заболевать. При достаточном количестве D3 все работает как надо.
Но есть и еще один нюанс. Германские ученые доказали, что рост содержания витамина D3 способствует увеличению выработки организмом человека мужского полового гормона тестостерона. А это – не только повышение либидо и стимулирование работы репродуктивной системы у мужчин и женщин, но и улучшение эндокринных процессов, которые защищают от развития сахарного диабета и ожирения.
Казалось бы – все на солнце! Тут надо быть осторожнее. Дело в том, что тот же ультрафиолет может запустить другие механизмы в вашем организме, совсем неприятные. И хотя общественность более всего наслышана о злокачественных новообразованиях на коже, которые могут появляться под действием ультрафиолета, я бы сейчас обратил внимание на поражения глаз.
Всем говорили в детстве, что нельзя смотреть на сварку. Это мощный источник жесткого ультрафиолета. Но и мягкий ультрафиолет тоже не очень-то и хорош для глаз. Катаракта, конъюнктивит, воспаление роговицы и солнечное поражение сетчатки – все эти болезни все чаще диагностируют офтальмологи. Причина – мы много ездим, часто оказываемся на солнце в южных регионах, гораздо больше любим находиться на солнце, чем наши дедушки и бабушки, и... гораздо меньше бываем на открытом воздухе, в условиях нормального освещения.
Здесь есть несколько несложных, но важных правил. Главное – носите солнцезащитные очки. При этом проблема в том, что наши глаза стараются защититься от солнечного излучения, сужая зрачок. Так в глаз попадает меньше света. Если мы наденем темные очки из дешевого пластика, количество видимого света уменьшится, зрачок раскроется, но поскольку пластмасса прозрачна для ультрафиолета, в глаз сразу хлынет его увеличенный поток. Поэтому – или стекло в линзах, или хорошие очки со специальным покрытием.
Я лично – за стекло. Оно, даже самое простое, все равно в силу физических причин полностью экранирует ультрафиолет. Но для глаз вредны не только невидимые УФ-лучи, но и видимые сине-фиолетовые. Поэтому цвет светофильтров в очках уместнее всего выбирать в желто-красной гамме. Подойдут также дымчатые очки.
Надо помнить, что если кожа может защититься от ультрафиолетового излучения потемнением, а также выделением пота, который является природным УФ-фильтром, то у глаз этой защитной системы нет. При этом глаза для современного горожанина – чуть ли не самый главный рабочий орган. Мы и без того постоянно перегружаем глаза разглядыванием светящихся экранов, что нефизиологично.