Россияне в кризис переключились с масла на маргарин
Ирина Жаворонкова
Производство маргарина в России в 2014 году выросло на 13%, в 2015 году оно превысит 1 млн т. Часть продукции съедают в России вместо масла, но производители зарабатывают и на экспорте, который вырос на 15% за год
Фото: Lori
Маргариновая держава
Россия в 2014 году начала активно наращивать производство маргарина — в прошлом году оно выросло на 13%, до 933 тыс. т, свидетельствуют данные крупнейшего европейского исследовательского агентства Oil World (специализируется на рынке масличных сельхозкультур и продуктов их переработки).
Причиной роста производства в России стало продовольственное эмбарго, в результате которого был ограничен импорт животных жиров и молочной продукции, уверен старший аналитик Oil World Артем Серженко. Импорт сливочного масла в Россию сократился только с января по апрель 2015 года на 71% (данные Еврокомиссии).
Вторая причина процветания маргариновой отрасли — сокращение покупательной способности российского населения. На фоне сокращения доходов и роста цен вырос спрос на маргарин со стороны производителей пищевых продуктов, в состав которых входили сливочное или растительные масла, отмечает аналитик BusinesStat Анна Анисимова. «Вырос и спрос со стороны населения — это объясняется ростом объемов выпечки, приготовленной в домашних условиях: люди стали чаще есть дома. Кроме того, маргарин для некоторых стал доступной заменой сливочного и растительных масел», — утверждает она.
Эту тенденцию заметили и в НМЖК — одной из крупнейших российских маргариновых компаний (занимает около 14% рынка). «В последние годы рынок фасованных маргаринов сокращался — по нашему мнению, в связи с изменением потребительских привычек: люди меньше готовили дома, покупали больше готовой продукции, в том числе выпечки. В этом году ситуация изменилась, и рынок показывает небольшой рост. Мы связываем это с сокращением реальных доходов населения: люди меньше ходят в кафе, покупают меньше готовой выпечки, предпочитают готовить дома, говорит директор бизнес-направления В2С НМЖК (бренды «Хозяюшка», «Сливочник») Алексей Орлов.
По словам Орлова, маргарин в России является товаром — заменителем подсолнечного масла и спрос на него каждый раз увеличивается в кризисные годы. «Поэтому, когда на подсолнечное масло растет цена, потребители переключаются на маргарин. Мы наблюдаем такое движение в периоды резкого роста цен на подсолнечное масло, что происходило в 2008, 2011, 2014 годах. В конце прошлого года цена на подсолнечное масло резко выросла — соответственно, люди стали больше потреблять маргарин», — говорит Орлов.
Еще одной растущей категорией маргариновых продуктов являются спреды (раньше их называли «мягкое масло», состоят из смеси молочных и растительных жиров). По словам первого заместителя генерального директора «Русагро» Сергея Трибунского, в этом сегменте активно растут продажи в пачках, это также признак того, что потребитель использует его как масло, указывает он.
Рост производства также произошел из-за увеличения экспорта маргариновой продукции. В 2014 году впервые объем российского экспорта превысил объем импорта, свидетельствуют данные Oil World. Экспорт маргариновой продукции в 2014 году составил более 95 тыс. т, увеличившись на 15,1% по сравнению с прошлогодними результатами, к этому привела девальвация рубля, а также сокращение производства на Украине из-за политических и экономических проблем, отмечают аналитики ID-Marketing. По данным Oil World, Украина в прошлом году сократила производство на 4%, до 269 тыс. т.
В январе–мае 2015 года рост производства маргарина в России продолжился: оно выросло на 12% по сравнению с тем же периодом 2014 года, говорит Серженко (в прошлом году рост был 4%). По итогам года темпы, скорее всего, сохранятся, считает аналитик, тогда как мировой рынок маргариновой продукции расти не будет.
Лидер рынка
Ретейлеры также заметили рост продаж маргарина. В 2014 году они выросли почти на 6% по сравнению с 2013 годом и достигли 27,5 млрд руб., свидетельствуют данные исследовательского агентства BusinesStat. Из-за изменения покупательских предпочтений и роста спроса на маргарин и спред продажи этих товаров действительно выросли, подтверждает менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента» Яна Могилевская, не называя цифр.
В магазинах сети X5 Retail Group продажи маргарина и спредов в прошлом году выросли на 2,5% по сравнению с 2013 годом, сообщили РБК в пресс-службе сети, а за первые полгода 2015-го — уже на 9%. При этом продажи сливочного масла сократились на 3%. А вот у «Дикси» спрос на маргарин и спреды не изменялся последние два года, и продажи этих продуктов за первые полгода 2015 года соответствуют динамике двух предыдущих лет, говорит представитель торговой сети Екатерина Куманина.
Крупнейший производитель маргарина и маргариновой продукции в России — это «Солнечные продукты» (входит в ГК «Букет», бренды «Россиянка», «ГОСТ», «Жар-печка», занимает 34,3% рынка). Единственным владельцем компании «Солнечные продукты», согласно базе СПАРК, является Владислав Буров. По данным журнала Forbes, первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин до 2009 года был совладельцем двух масложировых комбинатов и холдинга «Солнечные продукты», но вышел из бизнеса, продав свою долю за 350 млн руб. «Солнечные продукты» в 2014 году — лидер роста среди всех российских производителей маргарина: компания отчиталась о росте производства на 20%, продажи в натуральном выражении выросли на 5,4%, а экспорт — на 25,5%. В компании не смогли оперативно прокомментировать результаты.
34,3% российского рынка маргарина занимает компания «Солнечные продукты», 17,5% — Евдаковский МЖК (входит в ГК «Благо», бренды «Благо», «Подворье»), 14,2% рынка — НМЖК, «Жировой комбинат» — 9,1% рынка (входит в «Русагро» экс-сенатора Вадима Мошковича), 8,6% — «Эфко».
Россия — второй по размеру производитель маргарина и маргариновой продукции (в том числе спредов) в мире. Главный поставщик маргарина на мировой рынок — Пакистан, который произвел в прошлом году 990 тыс. т, сократив выпуск почти на 2%. Третья — Индия, 888 тыс. т (+8,6%).