Потоп в Сочи и ливень в Москве как репетиция надвигающихся катаклизмов
27 июня, 12:21
Константин Ранкс
Геолог, журналист
Не успела сойти вода с улиц Сочи, как циклон, обрушившийся на город, добрался до Москвы. Не исключено, что здесь тоже дойдет до потопа. Хотя москвичи должны к этим выкрутасам стихии привыкнуть – такое случалось не раз и из-за глобального изменения климата будет случаться все чаще.
Сочинские потопы совершенно не удивляют специалистов. Черноморское побережье Кавказа одно из самых влажных мест в России, здесь бывают фантастические осадки. 25 июня во время ливня, который продолжался десять часов, выпало 100 мм осадков. При месячной норме 130 мм. Но и это далеко не рекорд.
От Сочи до Москвы
100 мм осадков – много это или мало? Вообще-то нужно добавить – «100 мм на площади 1 квадратный метр». Несложный расчет показывает: 100 мм – это 100 литров на квадратный метр. Больше десяти больших ведер. Причем везде, на площади в десятки квадратных километров или десятки миллионов квадратных метров. Прямо скажем, это много.
В 2012 году в Крымске за сутки выпало, по данным Гидрометцентра России, более 156 мм осадков, а в горах, возможно, и того больше – около 258 мм на квадратный метр. По меркам средней полосы России, это примерно треть годовых осадков.
В выходные дни 27–28 июня, согласно данным московского Метеобюро, ожидаются сильные ливни, в результате чего может выпасть за сутки от 30 мм до 50 мм осадков. 50 мм – это превышение рекорда 1958 года, когда за сутки выпало 42,6 мм. На фоне кавказских дождей кажется, что это не так страшно. Однако даже такие осадки для Москвы могут оказаться хуже, чем 100 мм для Сочи.
Ведь дело не только в том, сколько воды стекает с небес, но и в том, куда эта вода может подеваться. Для сочинских предгорий выход один – собраться в долинах рек и стечь в море. Именно близость моря, всемирной дренажной системы, позволяет сразу уйти значительной массе воды, а затем в него же сходит весь потоп. Подобное бывает не только в Сочи – знакомы с ним и жители Испании, Турции и многих других мест Средиземноморья.
В Москве моря нет и в целом рельеф на тропические ливни, мягко говоря, не рассчитан.
Исторические потопы
Москва даже в пределах МКАД занимает огромную территорию, на которой есть возвышенности и низины. Знаменитые Семь холмов являются местами сбора дождевой воды, которая стекает в долины между ними, и в какой-то момент ливневая канализация уже не справляется с отводом воды.
На физической карте Москвы видно, насколько прихотлива поверхность города. Здесь воде действительно сложно найти дорогу к главному дренажному коллектору – Москве-реке. Пока она туда добирается, может произойти много бед.
29 июля 1924 года в Москве прошел ливень исключительной силы – севернее Кремля выпало более 95 мм осадков в течение полутора часов. Вода рванулась вниз по Тверской, выплеснулась на Красную площадь и затем по Васильевскому спуску к Москве-реке. Рассказывали, что в отдельных местах глубина потока была почти по пояс, чего вполне было достаточно, чтобы снести вниз людей, животных и торговые палатки. Точное количество погибших неизвестно.
Ливень часто сопровождается шквальным ветром. 24 июля 2001 года в северной части города были затоплены все магистрали, а также несколько станций метро. Погибло шесть человек, несколько десятков пострадали. 13 июня 2010 года ветер повалил около двух тысяч деревьев, а в центре города потоками воды было парализовано движение транспорта. Десятки электроподстанций вышли из строя.
Периодически наблюдаются шквальные ветры и даже торнадо, вроде того, что наблюдался в 2009 году в подмосковном городе Краснозаводске. Тогда вихрь срывал крыши с домов, поднимал в воздух машины и деревья. Одним из самых страшных был смерч 16 июня 1904 года, когда сначала на Москву падали градины весом 400–600 грамм, а затем появился хобот смерча, поднимавший в воздух избы и вырывавший с корнем деревья.
Зри в корень
Самая большая проблема Москвы не в небе, а под землей. Одна из главных проблем – это карстовые процессы в недрах Москвы, то есть образование пустот и последующее перемещение грунтов, которое проявляется в виде провалов.
Дело это известное со стародавних времен. Еще в 1871 году сообщалось о наблюдении девяти провалов только на Кремлевском холме. Сейчас разрушение подземной среды растет невиданными темпами. И в случае подтопления территории эти процессы ускоряются. Например, 20 июня 2015 года на МКАД образовался провал размером 1,2 на 2 метра. По словам заместителя мэра Москвы Петра Бирюкова, этот провал как раз связан с интенсивными ливнями.
Чем больше будет таких ливней в Москве, тем больше будет потопов, тем сильнее будут ослабевать грунты в основании московских зданий. Инженеры-геологи знают, как падает прочность песчаных грунтов, когда они оказываются в обводненном состоянии. И конечно, отдельная большая проблема – это затопление подземных коммуникаций.
Усилить же эффективность ливневой канализации можно, но это требует огромных расходов. Тем более что решетки канализации во время ливней стремительно засоряются всевозможным мусором. Положение могли бы спасти специальные открытые водотоки, которые позволяли бы из низин уходить воде стремительно к Москве-реке. Но сейчас, похоже, это не самая главная головная боль Москвы. Хотя очень скоро может ею стать.
В ожидании катастрофы
Глобальное потепление означает не столько жаркий климат, сколько гораздо более непредсказуемый. Энергия, которая скапливается в атмосфере благодаря парниковому эффекту, приводит к тому, что ливни и засухи, ураганы и цунами происходят все чаще. И наносят ущерб не только городам, но и, например, сельскому хозяйству. Исследования, проведенные по заказу британских властей, показывают, что если курс на эксплуатацию природных ресурсов не изменится кардинально, то уже к 2040 году в результате сильных климатических изменений наступит Большой голод.
Увы, к тому же 2040 году возобновляемая энергетика займет лишь треть энергетического баланса мира, а это значит, что глобальное потепление остановить не удастся. Так что уже сегодня надо готовиться к жизни в условиях непрерывной чрезвычайной ситуации. Очередная репетиция – в ближайшие сутки.