Кабмин допустил повышение пенсионного возраста для женщин сразу на 8 лет

Дмитрий Коптюбенко, Петр Нетреба, Елена Малышева

Власти конкретизировали, до какого уровня может быть повышен пенсионный возраст в России. Для мужчин и женщин он может стать единым, постепенно повышаясь до 63 лет, следует из одобренных правительством документов

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/8/00/754353342317008.jpg
Фото: ТАСС

Один возраст на всех

Упоминание темы пенсионного возраста содержится в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов. В этот четверг документ был в целом одобрен на заседании правительства. Его копия оказалась в распоряжении РБК.

«Целесообразность дальнейшего рассмотрения» такого «системного вопроса», как повышение пенсионного возраста, в нем обосновывается необходимостью обеспечения устойчивости бюджета Пенсионного фонда России. Сам вопрос ставится как «постепенное повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и мужчин (на 6 месяцев в год)».

Это первый правительственный документ, в котором конкретизируются сроки возможного повышения пенсионного возраста. В принятых в мае «Основных направлениях деятельности правительства на период до 2018 года» намечалось «провести детальный анализ и на его основе широкое обсуждение… целесообразности повышения пенсионного возраста» и возможных сроков повышения.

Ранее о поэтапном увеличении пенсионного возраста для мужчин и женщин до 63 лет говорил только, как о предложении, министр финансов Антон Силуанов в интервью Bloomberg. «Впереди нас ждут проблемы с «демографической ямой»: количество квалифицированных трудовых ресурсов сокращается, надо продлить экономическую активность де-факто последнего «рабочего» поколения», — аргументировал он.

«Это все (остаются) только предложения. Никаких решений пока не принято», — сказал РБК представитель социального вице-премьера Ольги Голодец. Представитель Минфина воздержался от комментариев.

В недавнем интервью РБК первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что принятие окончательного решения «может затянуться на год, на два». «Это очень сложный вопрос. У финансово-экономического блока правительства есть по этому поводу четкое видение, но мы все договорились, что никто никого не подталкивает к тому, чтобы провести, проломить и так далее какое-то определенное решение», — отмечал он.

Дискуссия о возможном повышении пенсионного возраста активизировалась в правительстве в начале этого года, говорили ранее РБК источники в кабинете министров. Тогда обсуждалась идея начать плавное повышение пенсионного возраста с 2018 года и закончить через пять лет, прибавляя ежегодно по полгода. В таком случае для мужчин он был бы повышен с нынешних 60 лет до 63 лет, а для женщин — с 55 до 58 лет.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил в начале года журналистам, что, по его мнению, одним из вариантов могло бы быть увеличение пенсионного возраста на пять лет. Тогда он был бы повышен до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин.

Доплатить и получить по минимуму

Еще одно требующее рассмотрения предложение, которое есть в одобренном проекте Основных направлений бюджетной политики, — это отказ от выплаты работающим пенсионерам пенсии или ее части при общем доходе пенсионера свыше 2,5 прожиточных минимума. В 2015 году в целом по России величина прожиточного минимума пенсионера составляет 7161 руб. То есть годовой доход для получения гарантированной пенсии предлагается установить в 215 тыс. руб.

Минфин уже выходил с таким предложением на правительство в феврале этого года. Но тогда министры поддержали более мягкий вариант этой реформы, предложенный Минтрудом, — с 1 января 2016 года отказаться от выплаты страховых пенсий работающим пенсионерам, которые получают доход свыше 1 млн руб. в год.

Если подготовленный Минфином документ будет одобрен, может возобновиться дискуссия и о необходимости переложить часть страховых взносов с работодателей на граждан. В документе предлагается рассмотреть вопрос о «введении взноса с работника на обязательное пенсионное страхование». В октябре прошлого года Силуанов объяснял такой маневр «необходимостью снижать прямую нагрузку в виде прямых налогов на бизнес».

«Сейчас предприятие платит за работников страховые взносы, формирует за население пенсионные накопления, взносы в Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд соцстраха. Во всем мире это где-то 50/50. Поэтому мы говорим о том, что можно было бы понижать страховые взносы для предприятий, постепенно переводя на население адресный подход к формированию своих собственных пенсий, накоплений», — пояснял ранее Силуанов, не уточняя, когда могут произойти эти изменения (цитата по РИА Новости).

http://top.rbc.ru/economics/26/06/2015/ … 0513a46a71