Конфликт

Игорь БАЛДАКОВ,

член Адвокатской палаты Тульской области

МЕТРЫ ПРЕТКНОВЕНИЯ

http://gra.litsa.ru/pics/0/030.jpg

Осенью 2007 года ко мне обратилась жена дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Виталия Попкова Нина Михайловна. Попросила помочь ей разобраться в конфликтной ситуации вокруг ее земельного участка в садовом товариществе “Южный” в Веневском районе Тульской области.

Рядом с участком Нины Михайловны – участок со скважиной и водонапорной башней. Естественно, земля под ними – в общем пользовании. И тридцать лет никто ни к кому никаких претензий не предъявлял. А тут решили скважину и башню подремонтировать, огородить так называемую санитарную зону.

Замерили примыкающие участки, и оказалось, что участок Попковой “залез” на территорию этой самой санитарной зоны. Нине Михайловне предложили забор перенести. Она отказалась. И тогда 30 августа 2007 года, воспользовавшись ее отсутствием, председатель СНТ В. Нахимов распорядился забор отодвинуть. Отодвинули, ничего не замеряя, примерно на 2, 5 метра. Из-за этого пострадали яблони, смородина, малина Нины Михайловны, хозяйственный сарай вообще оказался на территории санитарной зоны…

Конфликт, на первый взгляд, не стоит выеденного яйца. Подумаешь, повздорили люди из-за клочка земли. Но должен же быть план участков товарищества… Всего-то и делов, что поставить эту ссору на правовые рельсы. То есть ввести в рамки закона. На деле все оказалось не так просто: у каждой истории есть своя предыстория.

Весной 2007 года садоводы вдруг узнали, что уже не являются членами ими же организованного товарищества. Оказывается, по документам в налоговой инспекции их исключили решением общего собрания … еще в 2000 году. Хотя они продолжали исправно платить взносы, налоги. 22 июня, как гласит выписка из протокола общего собрания, на котором вроде бы присутствовали 130 человек из 200, семеро учредителей создали садовое некоммерческое товарищество “Южный” (дальше – СНТ). Протокол собрания отсутствовал, СНТ зарегистрировали на основании выписки из него.

Нину Михайловну и других членов кооператива такое отношение к себе возмутило. Она высказала все, что думала на сей счет, Нахимову. Тому это не понравилось. Пожалуй, с этого и начался конфликт. В разные инстанции посыпались жалобы…

Стал разбираться. Выяснилось, что границы земельных участков изначально не были четко определены, как того требует земельное законодательство. А тот, на котором поставили водонапорную башню, не указан ни в списке членов товарищества, ни на схеме “Южного”. Земли общего пользования, в том числе спорный участок с башней, не только не оформлены в собственность товарищества, они вообще не отмежеваны и не поставлены на кадастровый учет. Проще говоря, не зарегистрированы.

Представители суда выезжали на место, обнаружили “ямки и части столбов, на которые Попкова и Нахимов показали, как на прежнее место нахождения забора, который был перенесен 30.08.2007 года”.

Факт избрания В. Нахимова председателем товарищества 17 июня 2006 года подтверждается выпиской из протокола общего собрания от 17… мая. Мало того что суд это не удивило. Он посчитал, что в данном случае просто “отсутствует предмет спора”. На том основании, что Нахимов все-таки был избран, а когда – не суть важно.

Выходит, органы госрегистрации могут фиксировать любые сведения, основанные на подложных документах и считать их законными. Тем самым государство подтверждает правомочность действий любого конкретного лица без доверенности от имени некоммерческой организации.

Председатель СНТ Нахимов сам говорил, что в прокуратуру он представлял протоколы общих собраний, в которых умышленно указывал большее количество присутствующих на собрании, чем было на самом деле и отмечалось в протоколах, представленных в суд.

Собрания товарищества проводились, хотя они не были правомочны принимать какие-либо решения, поскольку на них никогда не было кворума. Большая часть указанных в протоколах членов СНТ таковыми не является, так как они продали или подарили свои садовые участки. Другие собственники получили их по наследству, однако членами СНТ не являются, поскольку в товарищество их не принимали. Некоторые поручали ходить на собрания родственникам, не “оснащая” их доверенностями.

13 июня 2008 года общим собранием СНТ “Южный” принято решение об исключении Н. Попковой и В. Левкина из числа членов товарищества, поскольку те “постоянно саботируют, жалуются”. В протоколе его есть удивительная для нормального человека запись: “Самолет Попкова летал во время собрания над площадью с людьми довольно низко, занимаясь аэрофотосъемкой, шумом моторов заглушая даже мегафон в течение нескольких минут”. Вы можете себе представить 87-летнего генерал-полковника, дважды Героя Советского Союза, хотя и аса в прошлом, за штурвалом самолета, производящего аэрофотосъемку дачного собрания?

Свой последний, сорок первый вражеский самолет Виталий Иванович сбил над Берлином в мае 45-го. А в день, когда шло то злосчастное собрание, находился в госпитале. Но тот, кто ничтоже сумняшеся вписывал эти строки в протокол, то ли был не в курсе, то ли уже настолько привык к фальсификациям, что реальность и придумки стали для него единым целым.

Одним махом решили отключить от электро- и водоснабжения участок В. Левкина на том основании, что он теперь не является членом товарищества и отказывается от заключения с ним договоров на поставку указанных услуг… Веневский районный суд постановил дать воду и свет на участок Левкина. Включили, а дней через десять снова отключили.

Когда президенту Адвокатской палаты Тульской области Владимиру Калачеву стало известно, что я принял защиту интересов Попковой, он в частной беседе попросил меня выйти из дела, разорвать договорные отношения с ней. Свою позицию объяснял тем, что в этом садовом товариществе большие интересы у родственников заместителя председателя Тульского областного суда Валентины Трановой, которая курирует гражданские дела. Потому, мол, у меня ничего не выйдет, наживу лишь неприятности. Мало того, могут быть неприятности и у адвокатской палаты, так как у Трановой и Нахимова влиятельные родственники в Москве.

Интересы СНТ “Южный” представляла адвокат М.В. Имомербекова. Я продолжал помогать Попковой. И тут пошли разного рода сплетни, угрозы. Меня даже попытались лишить адвокатского статуса. Так как в отношения адвоката с клиентом никто не имеет права вмешиваться, нашли другое. Год назад я как глава комиссии по работе с правоохранительными органами Общественной областной палаты обращался к начальнику управления внутренних дел, ФСБ. Так вот спустя год всплыла копия этого обращения, которое было истолковано как негласная работа с органами. Дескать, разглашаю адвокатскую тайну. Какую конкретно?

Через восемь месяцев после публикации в “Новой адвокатской газете” моей статьи предъявлено обвинение, что нарушил адвокатскую этику. Было возбуждено дисциплинарное производство. С чего бы это? Неужели все потому лишь, что на земли “Южного” кто-то “большой”, как говорят, глаз положил? В связи со всем этим позволю высказать свои причины-версии происходящего.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. Нина Михайловна своим обращением в суд по поводу нескольких отнятых метров вольно или невольно вскрыла попытку рейдерского захвата приманчивой территории СНТ. Рейдеры ведь обычно начинают с малого: изучения обстановки, засылки своего “казачка” в приглянувшуюся организацию (Нахимов не был членом СТ “Южный” до его избрания председателем), постепенного выдавливания неугодных и сопротивляющихся.

Веневская земля – на границе Московской и Тульской областей. Чернозем отсюда в свое время машинами возили для продажи подмосковным дачникам. Кругом изумительной красоты леса, бьют родники. Даже глава соседнего с Веневским Новомосковского района объяснял, что участие в этих делах закончится печально для меня. “Тут все схвачено, – говорил он. – Работает мафия. Никто тебе не поможет”.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. Конфликт Попковой с председателем “Южного” Нахимовым сразу вышел за рамки несложившихся личных отношений. Он обнажил не всегда всем видимые, но чрезвычайно болезненные процедурные проблемы оформления дачной земли в собственность. Не провели межевание, не включили в кадастр – получите скандал. Не объяснили людям технические тонкости оформления – поимейте еще один.

Дело даже не в личности Нахимова – в системе, которая стоит за ним. Именно она определяет отношение к человеку, как к винтику в огромном механизме, от которого ничего в принципе не зависит. И коль уж с женой столь известного человека, как почетный гражданин Москвы, дважды Герой, генерал-полковник В.И. Попков, так поступают, что говорить о “простых смертных”?

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. Суд при любом раскладе ситуации постарается встать на сторону исполнительной власти. Несмотря ни на какие аргументы, “убойные” доказательства. В одном из своих решений судья Н.В. Быкова указывает, что “при осуществлении своих прав член товарищества обязан действовать разумно и добросовестно”. Но разве это касается только членов товарищества?

http://gra.litsa.ru/magazine.php?m=78&a=8