Вот — новый поворот. «Умные дома» в ожидании «золотой лихорадки»
23.09.2014
Автоматизация жилища, считавшаяся уделом сверхобеспеченных граждан, стремительно становится народным достоянием. Рынок растёт, количество предлагаемых решений множится, зашевелились крупные игроки: наступает эпоха Интернета Вещей. Нажав на смартфоне пару кнопок, можно включить свет в гостиной, находясь за пару тысяч километров от дома. Холодильник сообщает в Twitter о фактах открытия дверцы и, похоже, точно знает, куда делся последний кусочек сыра с плесенью. Светлое будущее несётся в наши жилища на всех парах — только успевай платить.
На звание «самых умных» в данный момент претендуют американские дома — рынок автоматизации жилища в Соединённых Штатах основательно оживился. Крупные охранные операторы, даже не пытаясь поделить территорию страны на сферы влияния, захватывают один штат за другим. При этом домашним клиентам предлагается весьма внушительный спектр услуг, оказываемых дистанционным путём: охранно-пожарный мониторинг, контроль загазованности, определение затоплений, удалённый доступ к системе через защищённый веб-ресурс либо приложение для смартфона; извещение заказчиков о зарегистрированных событиях в форме SMS-сообщений и по электронной почте; видеомониторинг и запись видеоданных посредством облачных сервисов; управление домашними устройствами, в частности, термостатами и осветительными приборами. С точки зрения рынка охранных услуг, это, по сути, демпинг. Подмяв под себя домашних пользователей, такого рода компании создают прецедент «бытового» подхода к охране — то есть коммодизации жилищного сектора.
Коммодизация, сдвиг определённой категории продуктов либо услуг от бизнес-формулы B2B к клиентской формуле B2C, сама по себе — явление достаточно позитивное. Однако в определённых условиях коммодизация ведёт к общему снижению качества продукции при одновременном расширении спектра её потребительских свойств. Подобное уже произошло с автомобилями, ноутбуками, продуктами питания — по сути, явление это характерно для нового века в целом. И на первых ролях в этих процессах находились (и находятся) крупные корпорации.
Поступь гигантов
В последний год наблюдается интенсивный приток в сектор автоматизации и охраны жилища крупных игроков, репутация и капиталы которых сложились за пределами охранного рынка. Среди таких «непрошеных гостей» — прежде всего телекоммуникационные корпорации. Охранные услуги рассматриваются ими всего лишь как расширение спектра сервисов, оказываемых клиентам. Чаще всего здесь наблюдается несколько облегчённое отношение к специфике отрасли безопасности, складывавшейся десятилетиями в условиях плотных ответственных отношений поставщиков услуг охраны с клиентами, структурами, отвечающими за реагирование, и страховыми компаниями.
Нередко преимущества, предоставляемые пользователям в рамках решений типа «умный дом», на поверку оказываются не такими уж существенными. Пример: интеллектуальный детектор дыма от компании Nest, приобретённой и продвигаемой всей мощью рекламной машины Google, продаётся втрое дороже сертифицированных противопожарными службами обычных датчиков. При этом, в отличие от них, он не способен обнаруживать превышение допустимой концентрации двуокиси углерода (для этого нужно приобретать отдельный интеллектуальный детектор). Заявленное преимущество — способность локализовывать источник дыма с точностью до места установки. Однако для того, чтобы воспользоваться этой возможностью, пользователь должен соответствующим образом запрограммировать систему. А в состоянии «из коробки» устройство, обходящееся потребителю втрое дороже стандартного, работает практически так же.
Формирование жилищного окружения из «Интернет-вещей», имеющих самостоятельный доступ во всемирную сеть, стимулируют компании-производители бытовой техники, которые, судя по последним событиям, также не намерены оставаться в стороне от гонки. Компания-стартап SmartThings, успешно прорвавшаяся на рынке автоматизации жилища со своим аппаратным хабом и облачным сервисом, управляемыми с пользовательского смартфона, в августе 2014 года была приобретена крупнейшим вендором домашней техники — корейской корпорацией Samsung. Новые хозяева SmartThings сосредоточили в своих руках полный цикл домашней автоматики — от смартфонов и управляющего ПО до оконечных устройств — холодильников, кондиционеров, микроволновок и т.д. Учитывая наличие в товарном предложении Samsung охранного оборудования (в том числе камер видеонаблюдения), потенциал нового игрока может оказаться достаточно существенным, чтобы корпорация отвоевала себе достаточно увесистую долю на этом рынке.
Безопасность и не только
Американские исследователи рынка установили, что около 86% клиентов, приобретающих системы «умный дом», руководствуются в первую очередь соображениями обеспечения охраны домашнего имущества. При этом более половины опрошенных в ходе исследования домовладельцев уверены, что «Интернет вещей» станет реальностью уже в ближайшие пять лет. То есть большинство потребителей уже морально и финансово готовы к переводу домашнего бытового окружения на новый уровень. Если он, конечно, станет чем-то реально новым: на данный момент, судя по критическим публикациям в прессе, пользователю «умного дома» приходится прилагать слишком много усилий к настройке системы и привязке её к реалиям конкретного жилища.
Одна из последних волн критики в адрес «подключённых домов» разразилась по следам исследований «Интернет-вещей» и домашних охранных систем на предмет выявления сетевых уязвимостей. Особенно впечатляющей оказалась возможность перехватить управление домашним освещением через дыру в защите интеллектуального осветительного прибора Phillips Hue. Судя по всему, достаточно большое количество конкретных моделей устройств оказались в реальности недостаточно защищёнными. Как только массовый хакер доберётся до всех этих приборов, идея «умного дома» может оказаться навеки дискредитированной. Поэтому проблема сетевой безопасности «Интернет-вещей» становится острее день ото дня: практически ежедневно рынок пополняется новыми железками, оборудованными возможностью выхода в Интернет.
Распространённой мотивацией к приобретению интегрированных решений безопасности жилища и управления бытовой техникой является получение возможности дистанционного контроля за действиями лиц преклонного возраста, детей и домашних животных, оставленных дома без присмотра. Это, без сомнения, удобно, но требует от пользователя личного участия: на данный момент услуги удалённого мониторинга детей и животных на рынке отсутствуют в силу множества причин, а надзор за стариками более эффективен в рамках систем персонального мониторинга PERS, относящихся к совсем другому сектору рынка безопасности.
Цена вопроса
Судя по материалам исследований, более половины домовладельцев готовы заплатить за полнофункциональную систему «умный дом» 500 и более долларов, как минимум — в виде первоначальных затрат. Большинство предложений, фигурирующих сегодня на американском рынке, легко укладывается в полтысячи баксов. А в случае подключения к облачному сервису видеохостинга и/или управления системами клиент заключает договор с поставщиком соответствующих услуг.
Интересно, что европейские компании предпочитают не тарифную оплату сервиса на помесячной основе, а включение единовременного сервисного сбора в первоначальные затраты. Кроме этого, по обе стороны Атлантики прогрессирует модель ценообразования, называемая freemium (от английских слов «free» — бесплатный и «premium» — добавочный) — в ней базовый пакет услуг предоставляется бесплатно, а все дополнительные сервисы требуют периодической оплаты. Подобная система знакома пользователям спутникового телевидения и облачных хранилищ данных вроде Dropbox.
Если управляющий софт «умного дома» позволяет подключение системы к сервисам профессионального охранного мониторинга, в силу вступают тарифы соответствующих охранных предприятий. Большинство решений облачного управления, однако, предполагает, что пользователь возьмёт функции мониторинга и управления на себя. Это ещё одно свойство «умных домов», превращающее их в подобие супа из топора, который фигурирует в популярной сказке о хитреце-солдате. Чтобы система работала эффективно и стала реально удобной, от самого клиента требуется слишком много усилий. Однако для того, чтобы это понять, необходимо приобрести хотя бы одну систему — а потом, борясь с раздражением и разочарованием, стойко нести бремя пользования ею. Не исключено, что некоторые пользователи спустя полгода попросту махнут рукой на ультрасовременные возможности. Выключать свет в гостиной с айфона прикольно, но хлопать рукой по выключателю на стене как-то привычнее.
Ещё со времён Клондайка североамериканская экономика характеризуется периодическими бумами, которые теперешние эксперты предпочитают именовать «пузырями». Станет ли теперешний всплеск интереса к «умным домам» очередным пузырём, готовым лопнуть и оставить пользователей ни с чем, — вопрос времени и, пожалуй, дальновидности производителей. Ряд экспертов высказывает мнение о том, что вся эта беготня несколько преждевременна, и, прежде чем переходить на гиперавтоматизированные решения «умных домов», следует для начала научиться рационально и с умом пользоваться самым обыкновенным «аналоговым» жильём. Чего в общем случае не происходит: нередко при проектировании и строительстве жилищ игнорируются элементарные меры защиты от вторжения, перерасхода коммунальных ресурсов и т.п. Возможно, следует начать именно с этого — и, овладев основами культуры строительства и эксплуатации жилья, потихоньку переходить на всякие модные штучки. Но, похоже, уже поздно. Этот рынок не остановить: свернув на свою дорогу, он мчится на всех парах, «и мотор ревёт»...
Компания: Security Focus (Секьюрити Фокус)