Сдается Россия. Что делает Китай с чужой землей?
Евгений Карасюк
Обозреватель Slon Magazine
Китай становится все более заметным игроком российского агробизнеса. Накануне Забайкальский край подписал с китайской компанией Zoje Resources Investment протокол о намерениях, по которому может передать ей в аренду на 49 лет 150 тысяч га сельскохозяйственных земель. По оценке губернатора Константина Ильковского, это чуть менее 20% неиспользуемых регионом посевных площадей. Если СП состоится, то окажется не первой и уж точно не самой крупной из подобных сделок. Ранее звучали предложения лишить губернаторов права сдавать земли в аренду КНР, чтобы не наносить урона почве, но их пропустили мимо ушей. Напротив, за последние 7 лет чиновникам стало легче заключать такие сделки в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – появились новые законы, новые административные и финансовые структуры. Что происходит с землей, когда на нее приходят китайцы?
Много ли пахотных земель в самом Китае?
Менее 130 млн га, что крайне мало для страны с населением 1,368 млрд. Оставшиеся земли в зоне высокого риска из-за галопирующей урбанизации и нещадной эксплуатации китайскими аграриями. Как установило совместное исследование Министерства охраны окружающей среды и Министерства земельных и природных ресурсов КНР, примерно пятая часть, или 24,5 млн гектар пахотной земли Китая серьезно загрязнены неорганическими веществами (кадмий, никель, мышьяк). Не жалеют китайцы и пестициды – местная норма их использования в разы превышает мировую. В итоге в Поднебесной загрязнено 9,5 млн гектар пахотных земель, отмечало Китайское общество почвоведения.
Год назад председатель Китайской инвестиционной корпорации Дин Худонг на страницах Financial Times заявил о планах суверенного 6,5-миллиардного фонда больше инвестировать в сельское хозяйство во всем мире – «по всей цепочке создания стоимости». По прогнозам Организации международного сотрудничества и развития, к 2022 году Китай удвоит закупки импортного кормового зерна и импорт говядины, а зарубежные поставки в Поднебесную соевых бобов вырастут на 40%. Реализация сценария тем вероятнее, чем больше сельскохозяйственной земли будет под непосредственным контролем КНР.
Сколько земли готова предоставить Россия?
В аренду российскими регионами – в основном восточнее Урала – передано как минимум 600 тысяч га пахотной земли (цифра не учитывает теневой оборот). Это менее 0,5% от общих посевных площадей страны, или около 17% земель, которые специалисты считают заброшенными. Главный китайский арендатор земли в России – северо-восточная провинция Хэйлунцзян – еще пять лет назад получила в распоряжение свыше 426 тысяч га приграничных территорий – для выращивания овощей и зерна, скотоводства и дальнейшей переработки сельхозпродукции. Дополнительные 146 тысяч га арендовал приграничный город Муданьцзян.
Дальневосточные масштабы согласуются с привычными для китайцев объемами земельных сделок в других странах. Среди них, помимо африканских государств – Куба, Венисуэла, Бразилия и Аргентина. Например, только в одной аргентинской провинции Рио-Негро лидер китайского агропрома Heilongjiang Beidahuang Nongken взял в аренду 300 тысяч га земли. 5 млн га КНР арендовала на Украине — это 5% общей площади Украины (на момент заключения соглашения), или 9% ее пахотных земель. КНР обрабатывает 6,3 тысяч га даже в горном Таджикистане, где все посевные площади составляют меньше миллиона га.
Согласно свежему исследованию «Architecture of the global land acquisition system: applying the tools of network science to identify key vulnerabilities», Китай является лидером по числу стран, чью земли он «импортирует» – 33 государства. По этому показателю Поднебесная опережает других влиятельных арендаторов – Великобританию (30) и США (28). Россия – среди крупнейших «экспортеров». Мы сдаем свою землю в использование 14 странам.
Топ-20 стран по количеству государств-партнеров в сделках с землей
Источник: Architecture of the global land acquisition system: applying the tools of network science to identify key vulnerabilities
Каким именно и под какую деятельность – не уточняется. Впрочем, известно, что Китай не единственный в Азии заинтересован развивать сельское хозяйство на российском Дальнем Востоке. Переговоры ведутся с Японией. А в конце прошлого года северокорейские дипломаты достигли договоренности с хабаровскими властями об агропроектах на краевых территориях. Схема партнерства та же, что и с КНР: «С российской стороны мы бы хотели получить в аренду более 10 тысяч гектаров, с корейской – предоставить рабочую силу и технику», – заявил замминистра сельского хозяйства КНДР Го Мен.
Каково состояние земель, на которых поработали китайцы?
Состояние – тяжелое. В 2011 году экспертное управление администрации президента РФ подвергло острой критике методы китайского земледелия: почва, испытавшая на себе такое воздействие, оказывается потерянной для сельского хозяйства на долгие годы. Старший советник Китайского института международных стратегических исследований Ван Хайюнь в своей колонке, опубликованной на днях газетой «Хуаньцю шибао», пишет о высокой квалификации китайских фермеров, однако тактично напоминает им о необходимости «тщательно продумать, как они будут охранять экологическую обстановку в районах освоения и соблюдать современные экологические стандарты при применении ядохимикатов и удобрений».
Об используемых китайцами удобрениях, между тем, известно лишь то, что 98% из них попадают в Россию незаконно, отмечал ранее начальник отдела земельного контроля управления Россельхознадзора Юрий Лакиза. Согласно выводам приморской лаборатории этого ведомства, изучившего почву после ее обработки китайскими фермерами, предельно допустимая концентрация ацетохлора и малатиона (пестициды) в ней была превышена в 2,4 и в 1,5 раза. Орошение происходит в том же неумеренном режиме. На Кубани судебным приставам даже пришлось опечатать скважины, используемые китайскими овощеводами, однако те сделали подкоп, врезали трубы ниже уровня земли и продолжали незаконно добывать пресную воду.
Высокие урожаи овощей, зерновых и бобовых культур, получаемые китайцами любым доступным способом, укрепляет продовольственную безопасность КНР, но не только. Соевые бобы, например, активно используются в новой энергетике. «Трансграничная крупномасштабная скупка земли», как ее обозначил Всемирный банк, часто служит источником поставок сырья для производства биотоплива. На него в мировых масштабах, по оценкам исследователей Land Portal, может приходиться до двух третей всех инвестиций в землю.
Сколько китайцев переселяется в Россию для работы на земле?
До 25 человек на гектар заброшенной земли, следует из расчетов президента корпорации «Хуасинь» Ли Дэмина – его многопрофильная компания 10 лет назад сама арендовала 4,8 тысяч га для развития агробизнеса. В рамках реализации 158 проектов, прописанных в соглашении о партнерстве с провинцией Хэйлунцзян, оговаривалась необходимость завести в Россию «50 тысячах специалистов». Однако речь в данном случае идет лишь об официальном трудоустройстве. «Жэньминь Жибао» пишет о фактически бесконтрольном потоке китайцев в Россию, получивших коммерческую визу, но в нарушение закона занимающихся здесь овощеводством. В китайском наполовину крестьянском обществе крепнет убеждение: торговля ширпотребом – вчерашний день. Будущее за работой на земле, где бы эта земля не находилась.