«Средний размер взятки растет из-за силовиков»
Роман Доброхотов
Средний размер взятки в России составляет порядка 250 000 руб. – такие данные сегодня озвучил замглавы МВД РФ Сергей Булавин. Еще только в 2008 году ДЭБ МВД называл совсем другую цифру – 9000 руб. Как пояснила Slon Елена Панфилова, директор центра антикоррупционных исследований Transparency International, взятки просто стали серьезнее расследовать. Но средний размер, и правда, вырос – в основном, по данным Transparency International, дело тут в усилении роли силовиков в российском бизнесе.
С декабря 2008 года департамент экономической безопасности МВД публикует данные о среднем размере взятки в России.
Какие цифры называло МВД
– Елена, как можно интерпретировать тот разброс в оценках средней взятки, который мы видим в отчетах наших правоохранительных органов?
– У нас перед глазами лежит табличка цифр, которые в то или иное время в течение этого года или прошлого года озвучивало МВД. Здесь есть и 293 000, здесь есть и 60 000, и самые разные другие цифры. В реальности это не размер средней взятки по стране, а средний размер тех взяток, которые были ими расследованы. А, согласитесь, расследовать они могут по-разному – то много, то мало, то большие, то маленькие. Кроме того, они смешивают воедино и бытовую взятку, и крупный бизнес.
– Получается, что увеличение размера фиксируемой взятки свидетельствует о том, что наши правоохранительные органы несколько осмелели и стали ловить более крупную рыбу по сравнению с 2009 годом?
– Да не то чтобы они осмелели, просто в связи с этой полицейской реформой работают чуть более активно. Я думаю, что если бы им дать волю, они бы и больше выдали. Очень часто их воля ограничена волей политической, которая зачастую не дает отмашки на подобные расследования. Но то, что они чуть более активно работают в этом сезоне, – это безусловная правда.
– А существуют ли хоть какие-то более-менее научные методы реально определить средний размер взятки?
– Да, в этом году, насколько я знаю, Минэкономразвития размещает тендер на проведение большого исследования коррупции в бизнес-сфере у нас. И через достаточно хорошо отлаженные социологические методы, действительно, ее можно определить.
– То есть это будут опросы бизнесменов?
– Да.
– Но коррупцию в высших чиновничьих слоях так не выявить…
– Ну, еще раз говорю, все методы имеют свои ограничения. Вот так же, как и метод подсчета по выявленным МВД случаям не все выявляет, правда ведь? Общую совокупную мы, конечно, никогда не узнаем. Но какие-то срезы…
– Можно какой-то сделать вывод о тенденциях уже сегодня?
– Да. Тенденции таковы, что средняя взятка растет, и растет она в силу силового характера нашей коррупции – очень часто взятка дается не за бизнес-преимущество, а за то, чтобы тебя не закрыли в тюрьме, за то, чтобы тебя не обвинили в преступлении. Аппетиты у силовой бюрократии в нашей стране растут, и взятка, соответственно, средняя тоже растет.
– А «Транспаренси» как-то сейчас считает уже?
– Следите за новостями: 2 ноября мы опубликуем индекс взяткодателей, в котором Россия будет присутствовать. А 1 декабря мы опубликуем индекс восприятия коррупции, наш годовой индекс.
– И там можно будет посмотреть сравнение с предыдущим годом, да?
– Там не будет средних взяток, но там будут тенденции.
– Если говорить о масштабах коррупции в целом по рынку, то последняя официально озвученная оценка – это слова Дмитрия Медведева о том, что на госзакупках разворовывается 1 триллион рублей. А в целом как-то можно оценить рынок коррупции?
– Да. Вот как раз в исследовании, которое будет опубликовано 2 ноября, там будет ранжирование по тем секторам, которые представляют предприниматели. Но обычно у нас на первых местах строительство и управление земельными ресурсами.
– А какая-то примерно суммарная цифра для экономики ущерба от коррупции, известна?
– Нет, у меня ее нет. Это, соответственно, от 1 триллион рублей, и до бесконечности.
http://slon.ru/russia/sredniy_razmer_vz … 9993.xhtml