Женская доля россиянки: патриархат и освобождение от стереотипов
DW с помощью социологов выясняла, какой образ женщины доминирует в России и насколько он соответствует представлениям властей, православной церкви и самих женщин.
В Общественной палате, Государственной думе и Русской православной церкви активно обсуждают концепции конструирования социальной роли женщины. Как правило, представители властных и церковных структур видят ее прежде всего как продолжательницу рода. Они утверждают, что такая модель традиционна для России и соответствует российским ценностям. В том, насколько соответствует такое мнение реальности, разбиралась DW.
Традиционная модель
"Представления о том, какой должна быть женщина, укладывается в привычную архаичную триаду: красивая, хозяйственная и заботливая", - говорит социолог "Левада-Центра" Карина Пипия, подчеркивая, что представления об идеальной женщине практически совпадают у обоих полов. По данным опросов, проведенных социологическим центром, качества, которыми наделяются преимущественно мужчины (умение заработать и стремление к успеху), практически не ассоциируются у общества с женщинами.
РФ активно возвращает многие меры по поддержке семьи
Исторически образ женщины как хозяйственной жены и заботливой матери связан с разделением социальных ролей. В связи с необходимостью обеспечивать воспроизводство рода при очень высокой детской смертности она должна была постоянно рожать. Елена Гапова, профессор университета Западного Мичигана, отмечает, что с начала 2000-х Россия стала активно возвращать многие меры по поддержке семьи. Однако они преимущественно рассчитаны на то, что детьми занимается женщина.
"Тем самым они поддерживают разделение ролей и не побуждают мужчин к кравноправному участию в выполнении домашнего труда, - объясняет Гапова. - При этом феминистское движение не в состоянии широко влиять на изменение идеала". Патриархатная модель также распространяется в связи с формированием в постсоветском регионе национальных государств, которые стремятся закрепить традиционные образы мужественности и женственности. "Очевидно, эта модель продвигается сейчас идеологическими институтами государства", - полагает Елена Гапова.
Церковь и власть
О понимании властями роли женщины в первую очередь как продолжательницы рода свидетельствуют и инициативы парламентариев. В начале мая депутатами Еленой Мизулиной и Сергеем Поповым в Госдуму был внесен законопроект, который фактически запрещает аборты. "Подход, основанный на свободе репродуктивного выбора, противоречит традиционным христианским ценностям, ведет к духовно-нравственной деградации россиян", - пишут разработчики законопроекта.
РПЦ предложила ввести в школьную программу предмет "Нравственные основы семейной жизни"
Чуть позже РПЦ предложила ввести в школьную программу предмет "Нравственные основы семейной жизни". "К сожалению, 25 лет назад наша школа попала под влияние ветров, дующих с Запада. Школа отказалась от воспитания детей и ограничилась вложением в их головы знаний и псевдознаний", - цитирует "Коммерсант" протоиерея Димитрия (Смирнова), председателя патриаршей комиссии по вопросам семьи.
Ольга Шнырова, социолог Ивановского центра гендерных исследований, говорит о том, что большую роль в продвижении классической патриархальной модели семьи играет именно церковь. Эксперт подчеркивает: "Церковь полагает, что именно такое гендерное распределение ролей соответствует российским традиционным ценностям, о которых сейчас много говорят и пишут".
Однако, эксперты указывают, что брачное поведение определяется не только и не столько идеологическими установками и пропагандируемыми ценностями, сколько экономическими факторами. По данным Ивановского гендерного центра исследований, за последние двадцать лет существенно вырос процент девушек, которые хотят сначала построить карьеру, а только затем выйти замуж.
Реальность не соответствует пропагандируемым ценностям?
Светлана Айвазова, доктор политических наук, сотрудник Института социологии РАН, считает, что по объективным экономическим причинам женщина не может позволить себе роль домохозяйки, так как доходы российских мужчин не велики. Соответственно, традиционная модель, которая пропагандируется через СМИ, властные структуры и церковь не может оказать существенного влияния на нее в реальной жизни. "Средняя российская семья более или менее сносно выживает только при двух заработках ее взрослых членов", - объясняет Светлана Айвазова.
Ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии РАН говорит о том, что, несмотря на существование традиционной модели, доминирующий образ - женщина, успешная в профессиональной и семейной сфере. "И в этом-то и есть сложность, понимаете? Потому что, с одной стороны, это дает женщине широкий выбор социальных ролей, но, с другой стороны, их трудно совмещать", - акцентирует внимание на социальной проблеме женщин ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Мария Котовская.
Пути развития
Доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольга Симонова уверена, что решить проблему баланса профессионального и домашнего труда можно посредством использования наемных работников для бытового обслуживания и ухода за детьми.
Симонова советует откладывать брак и рождение детей до более благополучного материального положения. Возможен также отказ от модели "мужчина-кормилец" и переход к эгалитарной модели отношений, экспериментирование с формами отношений в семье и браке.
По ее словам, важный шаг к решению проблемы - стимулировать чувство собственного достоинства женщин, освободиться от стереотипов о "женской доле", "всепрощающей любви", "бесконечном терпении и заботе". В этом случае важна роль государства, которое должно усилить программы по поддержке женщин. "Большинство граждан и общественное мнение должны быть на стороне женщин, в том числе и мужчины, потому что это в наших общих интересах", - подводит итог Ольга Симонова.
Дата 11.06.2015
Автор Элина Ибрагимова, Москва