Рыбка войны
На возможное усиление санкций ЕС премьер Медведев пообещал дать «симметричный» ответ. То есть, если ответ будет выдержан в логике «бей своих, чтобы чужие боялись», лишить граждан России еще чего-нибудь из съестного или, не дай бог, лекарственного. Первой ласточкой (или, скорее, рыбкой) стал запрет ввоза в нашу страну «опасных для здоровья» шпрот, который политики Эстонии и Латвии однозначно расценили как усиление российских санкций.
Обострение ситуации в Донбассе, которое к тому же произошло накануне заседания «большой семерки», видимо, ставит крест на возможном ослаблении санкций против России. Окончательное решение по ним должно быть принято на саммите Евросоюза в конце июня. Правда, европейские спикеры уже заявляют, что санкции будут как минимум пролонгированы до января 2016 года в том же объеме. А Украина и вовсе будет настаивать на том, что санкции надо усилить, ссылаясь на последние события в Донбассе.
Наша страна, пока устами премьера Дмитрия Медведева, обещает дать в таком случае «симметричный ответ».
Россия давно придерживается правила, в соответствии с которым ни один шаг обидчика не должен остаться без ответа. На прошлой неделе стало известно о том, что Москва передала европейским партнерам список лиц, которым, оказывается, ограничен въезд в Россию. Правда, не стала объяснять, по каким критериям он был составлен. Польша теперь предлагает Евросоюзу создать ответный список. МИД грозится расширить свой.
Так что градус напряжения пока только растет.
Год назад «симметричным ответом» на европейские санкции стало введение Россией продуктового эмбарго. Внутренний рынок попытались быстро переориентировать на других поставщиков, оживить собственное производство, но спустя год можно убедиться в том, что часть продуктов из продажи просто пропала, часть — серьезно подорожала. Включая свои, отечественные.
Некоторые поставщики просто обанкротились. Потому что вложили всю свою «оборотку» в поставки продуктов, которые – без всякого переходного периода – взяли и запретили к ввозу. Пострадали и российские товаропроизводители. Потому что, например, птица может быть своя. Только кормить и холить ее нужно зарубежными кормами и добавками, которые – после взлета курса – стали золотыми.
В итоге пока толком не удалось «импортозаместить» ни санкционные фрукты, ни санкционные овощи. Про стоимость мяса и качество оставшихся на прилавках сыров лучше вовсе умолчать.
Граждане в ответ на радикальное решение правительства стали меньше есть – рост цен вынуждает экономить на еде и товарах первой необходимости. По свежим данным Росстата,
почти половина опрошенных негативно оценивают свои экономические перспективы.
Каким может быть «симметричный ответ» сейчас? Есть подозрения, что таким же. Пытаясь наказать Европу, ударим по собственному потребителю.
Уже в четверг Россельхознадзор запретил ввоз в Россию консервированной рыбной продукции из Латвии и Эстонии, включая любимые в нашей стране шпроты. Символ советского праздничного стола, потом символ отсоединяющихся от Союза стран Балтии. В общем, шпроты в банке, казалось, всегда были неотъемлемой частью нашей жизни. Оказалось – отъемлемой.
Если свежая и замороженная рыба попала под российские антисанкции еще в августе 2014-го, то рыбные консервы в список «запрещенки» тогда не включили. Недоработочка вышла. Сейчас исправили.
Объяснение Россельхознадзор, конечно, дал в привычном стиле, без всякой политики: дескать, невозможно отследить продукцию до конкретного судна, а Балтийское море сегодня сильно загрязнено.
Правда, в таком случае получается, что Балтийское море в Калининграде, где ловят ту же рыбу, сильно чище, чем в ста метрах, но уже в Прибалтике.
Европейские потребители санкциям только рады — цены на продукцию, попавшую в российские стоп-листы, резко снизились. Европейские производители, напротив, от санкций страдают. Однако надежды России на то, что фермеры, теряющие доходы от экспорта, нажмут на свои правительства и тем самым внесут раскол между членами Евросоюза в отношении санкционной политики, тоже пока не оправдались. Точнее, производители-то нажали, но правительства санкции снимать отказались, и пришлось просто искать другие рынки сбыта. Или – другие каналы поставок.
Так, знаменитые польские яблоки, предназначенные нашей стране, частично были проданы другим странам, а частично попали в Россию под видом яблок из стран, не попавших под санкции, – тут поляки должны быть «благодарны» Белоруссии и Казахстану. И даже если эмбарго отменят, поляки все равно планируют уменьшать свою зависимость от российского рынка.
Год назад мы угрожали ответить на усиление санкций запретом ввоза в Россию и импортных промышленных товаров. Одно время речь зашла даже о лекарствах. Лишь после того, как выяснилось, что российский фармацевтический рынок не в состоянии в обозримом будущем заместить импортные лекарства, а наши и закупаемые в Китае «аналоги» зачастую оказываются просто вредными для здоровья (например, многие больные диабетом физически не могут пользоваться российским инсулином – им становится только хуже), разговоры стихли.
Но кто может гарантировать, что сегодня-завтра об этом вновь не вспомнят?
Конечно, принцип «бить своих, чтобы чужие боялись» трудно назвать цивилизованным и даже адекватным. Но у России сегодня, по сути, нет других рычагов для «симметричного ответа» на санкции.
Не продавать в Европу нефть и газ? Но один Китай не может заменить всех потерянных из-за санкций торговых партнеров России. Как уже писала «Газета.Ru», парадоксальным образом даже с Китаем мы сегодня торгуем все меньше, в том числе углеводородами.
Арестовать имущество западных фирм в России, как предлагают некоторые депутаты? Но российского имущества за рубежом тоже немало. Остается «бомбить» своих. В условиях «холодной войны», о которой с упоением говорят пропагандисты, то и дело грозя «враждебному миру» ядерным оружием, это, видимо, не кажется властям слишком большой ценой.
Правда, с таким подходом с реальным развитием страны, главный показатель которого вовсе не рост оборонного бюджета, а здоровье и повышение качества жизни своих граждан, придется повременить. Если вырастить яблоки на замену польским или обойтись без хороших сыров гражданин еще может, то произвести необходимое для жизни лекарство или быстро собрать в сарае томограф – никак.
Куда более адекватным «симметричным ответом» были бы реальные усилия, ведущие к окончанию войны.
Но в это почему-то верится сегодня все меньше. Вот и остается российским политикам наказывать «своих», пугая «чужих». А когда «чужих» все больше, «своих» приходится наказывать все строже. Когда противостоишь врагу, некогда считать потери.
Америка нам враг, конечно. И Европа все больше враг. И Прибалтика с Украиной. В этом уверено, если верить соцопросам, большинство россиян. Но, судя по нашим «симметричным ответам», и Россия ведет себя по отношению к российским гражданам не слишком дружественно.
Встает вопрос, а так ли верно изречение «я сам себе не враг»?
Из выпуска от 05-06-2015 рассылки «Газета.Ru - Первая полоса»