Почему санкции против России будут продлены
Ольга Гулина
Эксперт Института миграционной политики (Берлин)
России нужно готовиться к сохранению нынешнего санкционного режима как минимум до конца 2015 года. При полной реализации Минских соглашений санкции могут снять раньше, но это не слишком вероятно
В июле 28 странам ЕС придется принять решение о дальнейшей судьбе санкций в отношении России. Это очередное испытание европейского единства приближается неумолимо, и встает вопрос, каким будет расклад сил и чем закончится голосование. Внутри 28 государств ЕС не наблюдается ни растущего единства, ни усиливающегося раскола, что с большей или меньшей вероятностью позволяет предугадать возможную стратегию на будущее — санкции в отношении России будут сохранены, но не будут ужесточены.
Убежденными сторонниками санкций были и остаются Германия, Нидерланды, Франция, Великобритания, страны Балтии и Польша. Последняя занимает более радикальную позицию. Как заявила премьер-министр Польши Эва Копач, «санкции в отношении России должны быть ужесточены хотя бы потому, что...» — и далее список требований, на которые не отвечает Россия, очень широк. От «возврата Крыма» до доступа представителей ОБСЕ на контролируемые сепаратистами территории.
Значительное большинство государств ЕС — Италия, Швеция, Финляндия, Португалия, Словения, Чехия, Венгрия и даже Греция — это условные сторонники санкций. Сомнения в пользе санкций для разрешения конфликта на Украине, опасения по поводу потери рынков, финансовых и экономических связей для этих стран остались позади. Их руководство сегодня формирует свою позицию очень четко: только полное претворение Минских соглашений в жизнь позволит заново поставить вопрос о разумности санкций.
В ряду условных сторонников санкций и руководство Испании, выступающее с новаторской инициативой разделить введенные санкции по смыслу. Предлагается оставить в силе санкции за присоединение Крыма, а санкции, вызванные дестабилизацией и военным столкновением на востоке Украины сохранить или отменить в зависимости от ситуации и поведения вовлеченных сторон, а также их готовности следовать обязательствам в рамках Минских соглашений 2014 года.
Самая малочисленная группа — это государства, до сих пор сомневающиеся в необходимости и значимости уже введенных санкций. Среди них Кипр, Люксембург, Словакия и Австрия. Австрия, которую Украина постоянно обвиняет в «сокрытии коррупционных капиталов правительства Януковича», призвала страны ЕС подумать о возможных путях медленного свертывания санкций и стратегиях выстраивания отношений с Россией в долгосрочной перспективе. Энергозависимая Словакия и глава ее МИДа Мирослав Лайчак сомневается в значимости введенных санкций по причине «разворачивающихся событий на территории Восточной Украины». Интересы двух других государств в этой группе менее прозрачны и понятны.
С каждым днем все очевиднее, что время и введенные санкции играют против всех сторон, вовлеченных в конфликт и в его разрешение, — Украины, России и стран Запада. Европейские эксперты все чаще рассуждают, что канцлер Германии Ангела Меркель, говорившая о «другой реальности», в которой находится российское руководство, ошибалась. В «другой реальности» оказались лидеры государств ЕС, рассчитывавшие оказать влияние на Россию путем введения санкций, полагавшие, что страна достаточно «европеизировалась», чтобы этот аргумент на нее подействовал.
С другой стороны, экономические санкции сегодня — пожалуй, последний разумный ответ, который остался у стран Запада в урегулировании конфликта на территории Украины. Санкции — это промежуточное звено между восстановлением связей или развертыванием военных действий. Это дорога с ограниченным движением, регулировщиком на которой пока выступает Россия, но лишь потому, что применение силы или военный путь разрешения конфликта на Украине неприемлемы для европейцев. К разрыву дипломатических отношений и открытому объявлению войны никто не готов — этому решению и противостоят введенные санкции.
А потому вопрос об автоматическом продлении, усилении или отмене санкций на предстоящем саммите государств Европейского Союза в июле, как и в перспективе ближайших лет, является чисто номинальным. Санкции будут сохранены в том же объеме просто потому, что выбор невелик и другой стратегии разрешения конфликта просто нет ни у одной из сторон.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.