Шпаргалки XXI века
Вместо традиционных "бомб" и "гармошек" сегодняшние студенты выбирают невидимые чернила и смартфоны. DW узнала о последних достижениях любителей шпаргалок в Германии и о том, какую шпаргалку немцы мечтают получить из России.
"Со времени изобретения бумаги шпаргалка стала популяризироваться, развиваться и уже в ближайшие к нам века завоевала себе в науке выдающееся положение", - так о "спасательном круге" непутевых школяров еще в начале XX века писал сатирик Аркадий Аверченко. Сегодня российские школьники - рекордсмены по списыванию.Этот нелестный факт был выявлен в ходе международного исследования вопросов преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), результаты которого были опубликованы в конце мая 2015 года. На такую проблему жалуются 35% директоров российских учебных заведений.
В Германии учащиеся школ и студенты грешат списыванием в гораздо меньшей степени, но шпаргалки и здесь популярны. Вот только "дедушкиным" методам, вроде начертания формул на коленках, противостоят технические приспособления, достойные агента 007.
Cимпатические чернила и часы с подсветкой
Еще в I веке н. э., по свидетельству Филона Александрийского, для скрытой передачи информации использовали сок чернильных орешков и раствор железомедной соли. В наши дни на смену им пришли бесцветные чернила и ультрафиолетовый светодиод, встроенный в обыкновенную шариковую ручку. При нажатии кнопки фонарик загорается, и тайные письмена на бумаге, одежде и других предметах становятся видны. Ловкое движение рук - свет гаснет, и улика буквально тает в воздухе. Единственная задача - до экзамена запомнить, где искать необходимую информацию. Ведь исписанный лист выглядит первозданно белым.
К списыванию на экзаменах прибегают и немецкие студенты
Вариация на ту же тему - наручные часы с ультрафиолетовой подсветкой. "Эффективно и доступно. В интернете их можно приобрести без проблем", - рассказывает в интервью DW Матиас Рёш (Mathias Rösch), директор Музея школьной истории при Нюрнбергском университете. Его коллекция шпаргалок насчитывает более 3000 экспонатов - от традиционных "бомб" и "гармошек" до высокотехнологичных электронных устройств.
А-ля Энди Уорхол
Пачка сока, iPhone, ножницы и клей - стандартный боекомплект студента, готовящегося к спецоперации "Шпаргалка". Результат примерно часовой работы, правда, больше напоминает объект поп-арта, а не шпионское оборудование. В результате нехитрых манипуляций в картонной упаковке проделывается отверстие, внутрь вставляется смартфон. От бдительного взгляда преподавателя устройство скрывает специальная "шторка". При необходимости ее можно сдвинуть в сторону: доступ к информации, хранящейся в памяти телефона, свободен.
"Подойдет для университетов, где в поточной аудитории экзамены сдают до 500 студентов", - выносит приговор Рёш. В классах с небольшим числом учащихся, по его мнению, слишком высока вероятность "срезаться". А это чревато для незадачливого школяра весьма печальными последствиями.
Неясные последствия
"С юридической точки зрения, у ученика нельзя просто так отобрать мобильный", - поясняет профессор Лейпцигского университета Бригитте Лацко (Brigitte Latzko). На педагогическом факультете этого вуза феномен списывания проанализировали с научной точки зрения.
Упаковка сока утолит и жажду знаний
Нормы, запрещающие пользоваться сотовыми во время экзаменов, в немецких законах четко не прописаны. Поэтому в силу вступает прецедентное право. Какая кара ожидает "преступника"?
По словам Матиаса Рёша, двух мнений быть не может: "Вкатят "пятерку" (самую низкую в Германии оценку. - Ред.). Да еще и мобильный отберут". Есть, правда, и более либеральные преподаватели. Те, скорее всего, лишь пожурят и отправят на пересдачу. И только в единичных случаях немецкие учителя сделают вид, что ничего не заметили.
Живи ярче!
"С появлением новых технологий ухищрения учащихся становятся все утонченнее", - признает Лацко. В Музее школьной истории, к примеру, хранится настоящая жемчужина студенческой изобретательности. "Пей фанту! Живи ярче! Сдай на "пять"!" - так, перефразируя известный рекламный слоган, можно выразить суть этого экспоната. Он представляет собой бутылку, на этикетке которой - краткий конспект пройденного материала. Для его изготовления нужны всего-то сканер, компьютерная программа для обработки данных и цветная печать.
Некоторые учащиеся мыслят более глобально. "Был случай, когда ученик прямо на экзамене устроил "телемост" с группой поддержки за рубежом", - рассказывает Рёш. В числе использованных спецсредств - спрятанная под одеждой видеокамера и микронаушники без динамика. Интернациональная "спецоперация" закончилась провалом. "Преступная сеть" была разоблачена. А ее "идейный вдохновитель" с позором удален с экзамена.
Шпаргалка-мечта
Впрочем, все это блекнет перед образцом студенческой изобретательности, за которым ведет охоту Матиас Рёш. Он признается, что мечтает заполучить в свою коллекцию... патронташ для шпаргалок. Ареал поисков - Россия. "Местные ученики рассказали мне, что у них он в ходу", - добавляет директор музея.
Пояс с множеством нашитых кармашков - для тех, кто на экзаменах привык действовать наверняка. Бумажки с ответами вставляют в "гнезда" патронташа, как гильзы, - в среднем в него вмещается от 20 до 40 шпаргалок. Чтобы нужная "выстрелила" - необходимо как можно быстрее ее найти. Налицо, как говорится, ловкость рук и никакого… Впрочем, этическая сторона вопроса в данном случае не рассматривается.
По утверждению Рёша, к десятому классу школы на шпаргалки "подсаживаются" 30-40 процентов учащихся. Впрочем, уверен он, подобная зависимость не всегда пагубна: "Чтобы составить хороший справочный материал, надо перечитать гору литературы. Так что в подобных методах есть свой толк.
Согласятся с директором музея в Германии немногие. "Честные" знания котируются здесь намного выше "подпольных", а точнее - "подпартных".
Дата 01.06.2015
Автор Екатерина Венкина