Сочи ликует: позиции выездного туризма в России пошатнулись
Рынок покинули 45% туристический компаний, занесенных в Единый федеральный реестр. Чем вызвано такое решение и где теперь предпочитают отдыхать российские туристы?
Текст: Сергей Ткачук
Фото: ТАСС
Число туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, по сравнению с прошлым годом сократилось почти вдвое. С рынка добровольно ушли почти 900 компаний. 45% — ровно столько туристических компаний, которые числились в Едином федеральном реестре, ушли с рынка. Причины — общее состояние экономики, снижение спроса на туры и сложности в получении финансовых гарантий. При этом данный процесс скорее положительный, чем отрицательный, считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Было бы гораздо хуже, если бы эти компании обанкротились в разгар сезона.
Майя Ломидзе
исполнительный директор Ассоциации туроператоров России«Прошлый год был очень непростым для туристических компаний, многие из них не успели подстроиться под изменившуюся конъюнктуру рынка, и эти компании, к сожалению, закрылись с большим резонансом и ущербом для туристов. В этом году те компании, которые поняли, что конкурировать будет очень тяжело, в большинстве случаев это средние, мелкие компании, решили не работать в достаточно непростой экономической ситуации. Платежеспособный спрос снизился, и снижение потока практически на всех выездных направлениях составляет от 10% до 30% по сравнению даже с не очень удачным прошлым годом. Поэтому работа с ценами, которые ниже себестоимости для компании, была бы фатальна».
При этом выросли самостоятельные поездки россиян за границу, что отражают продажи авиабилетов. По сравнению с прошлым годом они увеличились на 25%, говорит управляющий директор компании OneTwoTrip Михаил Соколов.
Михаил Соколов
управляющий директор компании OneTwoTrip«Если кто-то говорит про снижение спроса или снижение фактических продаж, то эти люди имеют в виду продажу турпакетов. Мы наблюдаем такую тенденцию: индивидуальных путешественников становится все больше и больше. В том числе положительная динамика онлайн-трэвела обусловлена банкротством большого количества туроператоров. Люди не хотят рисковать, покупать ваучеры, иметь риск того, что свой отпуск они не смогут провести так, как они его запланировали».
Отмечается изменение направлений для путешествий, выросло количество туристов, предпочитающих отдых на родине. Сейчас соотношение внутренних и заграничных авиаперелетов составляет примерно 50 на 50. В прошлом году в России отдыхали лишь 40% всех туристов. При этом в лакшери-сегменте ситуация не изменилась, рассказывает гендиректор компании «Содис» Александр Чугунов. Хотя в начале года и здесь отмечалось падение продаж, сейчас ситуация выровнялась.
Александр Чугунов
гендиректор компании «Содис»«Есть ощущение, что немного экономят. Но оно больше психологическое, то есть начинают с того, что экономят, потом постепенно все равно покупают то, что привыкли. Люди привыкли к определенному уровню обслуживания, к определенному уровню сервиса, и готовы за это платить. В лакшери-сегменте люди ездят не на зарплату, не на последние заработанные деньги, а доля денег, которые они тратят на свой отдых, незначительна на общем уровне их доходов и благосостояний. Поэтому курсовая разница, курсовые вещи, они не так влияют на лакшери-сегмент».
Зато курсовая разница заметно отразилась в этот сезон на Сочи. Многие отели выкуплены до конца лета почти полностью. Это обусловлено уровнем сервиса и новыми услугами — в частности, отдых по системе all inclusive. Плюс в этом году туроператоры стали продавать пакетные туры, что значительно снижает стоимость путевки. К тому же в Сочи можно найти отели на любой вкус — как в эконом-, так и в лакшери-сегменте.