Правозащитники: вымогательство в «Матросской тишине» не единичный случай, а система
Насколько распространено вымогательство в тюрьме, кто становится его жертвой и можно ли считать дело о вымогательстве признаком реформ?
Текст: Андрей Жвирблис
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Следственный комитет разбирается с «Матросской тишиной». Пять человек задержаны в рамках уголовного дела о вымогательстве крупных денежных сумм у подследственных бизнесменов.
Согласно многочисленным свидетельствам, вымогательство в местах лишения свободы чаще всего происходит по стандартной схеме. Кто-то из сидельцев говорит сокамернику, что надо платить, если тот отказывается, ему начинают создавать невыносимые, порой даже пыточные условия. Все это, конечно, невозможно без помощи сотрудников. Уровень давления может быть разным. Например, некурящего заключенного помещают в камеру, где все курят. Или мусульманина — в камеру к тем, кто их не любит, а еврея — наоборот, в камеру к мусульманам. Или отказываются передавать жизненно важные медикаменты. Палитра богатая.
Вот что рассказывает бывшая сотрудница Сбербанка Елена Рощина. Ее попытка зарегистрировать брак с арестованным закончилась большими неприятностями — и для нее и, для него.
Елена Рощина
бывшая сотрудница Сбербанка«У меня на «Водном стадионе» в СИЗО-5 «Водник» сидел товарищ. Мы подали заявление через начальника СИЗО Доброва. Буквально через, наверное, часа три, звонит Фридон мне на телефон уже, он является положенцем. Говорит: «Роспись через нас с Кимом». Это замначальника по оперчасти, подполковник милиции. Роспись стоит 300 тысяч. Я говорю: «Я уже госпошлину оплатила, поэтому, ничего платить не будем». Потом один оперативник из СИЗО-5 мне сообщает, что Ким вызвал Рому в оперчасть, вышел оттуда, позвал Фридона и еще троих каких-то товарищей. И вот они вчетвером избили Рому».
Случай, вскрывшийся в «Матросской тишине», не единичный, это — система, утверждают правозащитники. С участием работников СИЗО вымогательством занимаются во всех тюрьмах — и не только у предпринимателей, и не только у тех, у кого есть деньги. Только суммы разные. И стоит поддаться, из семьи того, кто сломался, выжимают все, заставляют залезать в долги. Но в этот раз, по каким-то причинам стало достоянием гласности и было возбуждено дело. Скорее всего, это связано не с реформами, а с интригами внутри тюремной системы, предполагает журналист и директор общественной организации «Русь сидящая» Ольга Романова.
Ольга Романова
директор общественной организации «Русь сидящая»«В системе ФСИН довольно давно идет скрытое большое течение. Начальник ФСИН, Геннадий Корниенко, который сменил на этом посту Реймера, — он лицо вполне себе номинальное, которому эта служба не интересна. Рулит всем ФСИН господин по фамилии Рудый, весьма жесткий и далекий от мысли о переменах антиреформист. Если я скажу слово «консервативный», это будет очень мягко. Поэтому, идет довольно серьезная борьба кланов внутри ФСИН. Отсюда, как раз, и недавний совсем накат со стороны антимонопольной службы на новую систему, которая введена во ФСИН — система федеральных государственных предприятий по торговле в тюрьмах, что, по идее, хорошо, но по исполнению — как обычно... Поэтому я ожидаю во ФСИН новых скандалов и нового передела этого очень большого, очень закрытого рынка».
В апреле Пресненский суд арестовал экс-главу ФСИН Александра Реймера, который обвиняется в хищении 2,7 млрд рублей. Оперативные мероприятия в СИЗО «Матросская тишина» в среду, согласно сообщениям, проходили с участием ФСБ.