Экономические и политические прогнозы для России на 2021 год
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться22016-02-26 19:07:14
По итогам 2016 года объем ВВП России, как следует из консенсус-прогноза ЦР ВШЭ, сократится на 1,5%, а на темпы роста в 2% годовых, которые еще недавно воспринимались едва ли не как катастрофические, экономика, согласно усредненному мнению экспертов, выйдет лишь в 2021–2022 годах.
Экономисты предупредили о закручивании спирали рецессии в России
Поделиться32016-10-10 23:06:14
КПД для власти
Текст: Владимир Кузьмин
Российская газета - Неделя №7094 (226)
06.10.2016 00:48
Премьер озвучил экономическую политику на пятилетие
Дмитрий Медведев: Каждый рубль бюджета любого уровня, который вкладывается в конкретные проекты, должен улучшать качество услуг, товаров, инфраструктуры. Фото: Олеся Курпяева/РГДмитрий Медведев: Каждый рубль бюджета любого уровня, который вкладывается в конкретные проекты, должен улучшать качество услуг, товаров, инфраструктуры. Фото: Олеся Курпяева/РГ
Экономическая повестка ближайших пяти лет будет ориентирована на рост экономики и улучшение жизни людей, заявил премьер Дмитрий Медведев на заседании XV Международного инвестиционного форума в Сочи.
В этом году сочинский форум проходит после выборов в Госдуму. "Люди вне всякого сомнения выбирали, как они хотели бы жить дальше, кому доверят страну на ближайшие годы, - оценил премьер итоги волеизъявления россиян. - И тот результат, который мы получили, это не только показатель политической стабильности, хотя это очень важно, не только победа для "Единой России", если говорить о той политической силе, которую я представляю, но и большие возможности, и прежде всего это, конечно, огромная ответственность перед людьми, которые нам поверили, которые нас поддержали".
Заниматься экономикой приходится в непростых условиях: на собственные внутренние экономические проблемы наложились введенные в отношении России санкции. "Но даже в таких условиях умение конвертировать политическую стабильность внутри страны в эффективное развитие национальной экономики - это прямая обязанность власти, - считает Медведев. - И приняв властные полномочия, мы взяли на себя обязательства сделать все необходимое в текущем политическом цикле для роста экономики, возобновления ее роста, скажем так прямо, а главное для улучшения жизни людей. И экономическая повестка ближайших пяти лет будет ориентирована именно на это".
Власти и раньше концентрировали на этом внимание, но сейчас, отметил глава кабмина, речь идет о большем, чем просто о мерах стимулирования экономики или о проведении качественной социальной политики. "Сегодня в России существует запрос на реальное изменение экономической и социальной среды. Ну а задача власти на все это ответить, ответить по возможности быстро и результативно", - заявил Медведев.
Сегодня в России существует запрос на реальное изменение экономической и социальной среды
На государственном уровне определены 11 приоритетных направлений развития, затрагивающих самые разные сферы социальной и экономической жизни. Чтобы добиться эффективности, вся работа по ним, как известно, переведена на проектный подход. "Каждый рубль бюджета любого уровня, который вкладывается в конкретные проекты, должен улучшать качество услуг, товаров, инфраструктуры, а каждый нормативный акт, который мы издаем в рамках проектного подхода, те документы, которые принимают депутаты, должны давать конкретный результат", - сказал премьер.
Но просто выделить деньги, которых сейчас в госказне не так и много, недостаточно. Еще потребуется четкая реализация всех принятых решений на местах, а это напрямую зависит от исполнительной власти в регионах.
"Надо признаться, что критика, которая раздается в адрес системы государственного управления за недостаточную гибкость, низкую эффективность, абсолютно справедлива, - подчеркнул глава правительства. - Государственная машина действительно неповоротлива и несет в себе черты переходного периода: сохраняет и часть советских управленческих механизмов, и какие-то черты, которые появились в 1990-е годы, и наши последующие новации. Но надо прямо сказать, что ее коэффициент полезного действия остается низким". А в нашей огромной стране с ее многоступенчатой системой управления работа государственного аппарата должна быть на порядок более качественной, добавил он.
Изменить жизнь граждан к лучшему можно только создав в стране эффективную и крепкую экономику. Этой задаче подчинен блок приоритетных проектов роста, где первым номером выступает развитие малого предпринимательства. Сейчас малый бизнес России обеспечивает работой четверть занятых в экономике людей. И это мало, считает Медведев, поскольку общемировая планка достигает 40 - 50%. "Потому в ближайшие два года необходимо сделать все, чтобы в этой сфере начали работать 435 тысяч новых малых компаний", - озвучил премьер одну из задач. Помогать малому бизнесу будут при освоении новых рыночных ниш расширением доступа к закупкам крупнейших корпораций, в регионах - развитием инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. "И, конечно, нужно сделать так, чтобы кредиты для малых предприятий стали дешевле", - добавил Медведев.
Поделиться42016-10-10 23:43:01
Не менее важна и незыблемость налоговой нагрузки - даже несмотря на сложности с доходами. "Напротив, с помощью налоговой политики будем создавать стимулы для бизнеса", - сказал министр. Так, до 2021 года продлевается упрощенный порядок налогообложения для малого бизнеса. А для ИП и самозанятых вводится льготный период на 2 года, когда они полностью будут освобождены от уплаты налогов.
Поделиться52018-12-19 03:03:46
Эксперты зафиксировали нежелание крупных компаний стать прозрачнее
Большинство компаний, подпадающих под утвержденную правительством концепцию открытости, не публикуют нефинансовую отчетность. Раскрыть эту информацию готовы лишь треть компаний
Фото: Андрей Любимов / РБК
Большинство крупных российских компаний не готовы раскрывать нефинансовые показатели, такие как действия в области корпоративной социальной ответственности или по предупреждению коррупции. Таковы результаты исследования (есть у РБК) Российской региональной сети по интегрированной отчетности в партнерстве с группой компаний «Да-Стратегия», Институтом экономических стратегий РАН, Международным инвестиционно-правовым агентством и аудиторской компанией «Нексиа Пачоли». Исследование корпоративной прозрачности проводится с 2013 года. В 2018 году было проанализировано более 1140 компаний.
Из них две трети компаний не раскрывают вообще никакую информацию либо делают это только в соответствии с формальными требованиями ЦБ, говорится в исследовании.
В мае 2017 года правительство утвердило Концепцию развития публичной нефинансовой отчетности. В связи с этим к 2021–2022 годам свыше тысячи компаний будут обязаны опубликовать нефинансовую отчетность, сказал руководитель аналитического центра «Да-Стратегия» Алексей Журавлев на презентации исследования. «Две трети компаний столкнутся с существенными сложностями по раскрытию информации», — подчеркнул он.
Как отмечается в докладе, принятая концепция пока не стала значимым стимулом повышения прозрачности компаний. «Мы предполагали, что, как в русской пословице «Готовь сани летом, а телегу — зимой», компании начнут готовиться заранее. Но все оказалось, как в пословице «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», — констатировал Журавлев.
Нефинансовые результаты компаний — например, данные о влиянии на общество и экологию (Environmental, Social and Governance, ESG) — отражаются в рейтингах и влияют на инвестиционную привлекательность бизнеса. Большинство международных и крупных национальных компаний раскрывают нефинансовые результаты, что позволяет сравнивать их между собой.
Минэкономразвития разработало законопроект с требованиями к раскрытию такой информации. Как сообщил РБК представитель ведомства, документ уже внесен в правительство.
Сейчас обсуждается список показателей, по которым обяжут отчитываться компании. Среди них — данные о случаях коррупции и количестве уволенных людей предпенсионного возраста.
Первыми согласно концепции в 2019–2020 годах должны отчитаться госкорпорации и госкомпании, публичные компании, хозяйственные общества и ГУПы с участием государства выше 50%, выручкой более 10 млрд руб. и штатом более 4 тыс. сотрудников. Очередь хозяйственных обществ и ГУПов с выручкой более 5 млрд руб. и штатом более 2 тыс. сотрудников наступит в 2021–2022 годах.
Стагнация прозрачности
Авторы доклада пришли к выводу о стагнации в развитии корпоративной прозрачности в России. А сформировавшаяся в последние годы группа компаний-лидеров осталась неизменной.
В 2014 году компании с разными организационно-правовыми формами получили возможность определиться — стать АО или ПАО. «Мы зафиксировали, что компании стали больше уходить в зону непрозрачности, самоопределяться как АО, которые не обязаны раскрывать информацию», — рассказал Журавлев.
Фото: Андрей Любимов / РБК
«Мы наблюдаем, что все больше и больше компаний раскрывают нефинансовые показатели, выходя за рамки формальных требований», — возражает директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Дело в том, что многие крупные компании публикуют нефинансовую отчетность по собственному формату, например, совмещая годовые отчеты с отчетностью об устойчивом развитии. «Кроме того, в этом году не было большого числа компаний, которые бы вышли на IPO», — отметил эксперт.
За год произошло 11 делистингов на Московской бирже. Девять компаний из выборки исследования, которые ранее раскрывали отчетность, в этом году стали непрозрачными. «В их числе могут быть компании, которые попали под санкции, и не раскрывать информацию им позволяет закон», — пояснил Спирин.
Большинство компаний соблюдают лишь формальные требования ЦБ или вовсе не публикуют нефинансовую отчетность, отмечается в исследовании. Решая, раскрывать ли дополнительную информацию, средний руководитель думает в первую очередь об угрозах, во вторую очередь — о затратах, и только в последнюю очередь — о возможностях, которые перед ним откроются, прокомментировала РБК результаты исследования партнер компании НАФКО Ирина Мостовая.
«Нефинансовая отчетность действительно делает компанию очень прозрачной для инвесторов, но и ведь и для конкурентов тоже. Раскрывать нефинансовые показатели не любят потому, что это усложняет ведение честной борьбы. В России конкуренция отягощена огромной долей госкомпаний в экономике, которые являются самыми значимыми фигурами на многих рынках, и частные компании предпочитают быть для них незаметными и непроницаемыми с точки зрения отчетности, потому что иначе их может ждать поглощение», — считает Мостовая.
Но есть и позитив
В декабре 2017 года ЦБ рекомендовал эмитентам раскрыть доходы всех топ-менеджеров. «Бизнес прислушался: 190 компаний (80%) в этом году раскрыли информацию о структуре вознаграждения членов советов директоров», — рассказал Журавлев.
В этом году также возросло число компаний, раскрывающих информацию о стратегических приоритетах в области устойчивого развития — данные о влиянии на общество и экологию. Эксперты объяснили эту тенденцию прошедшим «Годом экологии» и текущим «Годом волонтера». «Более того, некоторые российские компании заявили, что планируют выпуск «зеленых» облигаций», — отмечается в докладе («зеленые» облигации используются для привлечения средств в проекты возобновляемой энергетики, экологически чистого транспорта и т.д.).
Существенным образом на содержание нефинансовой отчетности повлияла госпрограмма «Цифровая экономика». Почти половина компаний — лидеров прозрачности сочли важным рассказать о своих проектах цифровой трансформации, в то время как годом ранее всего десять компаний упоминали проекты по цифровизации. «Мы не ожидали, что этот хайп дойдет и до отчетности», — отметил Журавлев. «Компании, которые не внедряют цифровые технологии, отстают от своих конкурентов, поэтому очевидно стремление бизнеса подсветить свой прогресс в этой области», — прокомментировал Спирин. «Рассказ о цифровой трансформации — это дань моде. Сейчас все компании осваивают цифровые технологии, но пока это не дает им сверхрентабельности», — скептична Мостовая.
Автор: Ольга Агеева.
Поделиться62019-04-23 06:42:11
Эксперты назвали основные сценарии выборов в Госдуму-2021
Сохранение четырех фракций в Госдуме, переформатирование партийного поля, появление новых провластных проектов и переход на полностью одномандатную систему — таковы сценарии выборов в 2021 году по версии «Петербургской политики»
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС
Четыре сценария для выборов
Фонд «Петербургская политика» подготовил обзор «Возможные сценарии думских выборов-2021: взгляд из весны-2019» (его копия имеется у РБК).
Инерционный сценарий «давай оставим все как есть» предполагает сохранение в Думе четырех партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ. Сильные стороны такого сценария: отсутствие рисков, связанных с реформами, и сохранение неформальных соглашений с парламентской оппозицией. Исторический аналог — прошлые думские выборы.
Слабыми сторонами такого варианта эксперты «Петербургской политики» называют невозможность удовлетворить запрос избирателей на шоу, зависимость от физической формы партийных лидеров, усталость от нынешнего политического ландшафта, невозможность выпустить социальный пар на выборах.
Сценарий «охота к перемене лиц» предполагает реформы в оппозиционных партиях — от замены их лидеров до продвижения новых политических проектов. Сильными сторонами такой схемы политологи называют оживление партийного ландшафта, омоложение элит, тестирование модели транзита власти внутри партий и дезорганизацию в оппозиции.
Ближайший исторический аналог — президентские выборы 2004 года с выдвижением Олега Малышкина от ЛДПР и Николая Харитонова от КПРФ.
Но и у такого сценария есть свои слабости: для его реализации потребуется много времени на раскрутку новых лидеров и серьезное администрирование партийных изменений. В итоге есть риск снизить эффект от реформ политического ландшафта.
Сценарий «вторую партию нам все-таки прокормить» предполагает выдвижение на выборах нескольких лояльных власти партсписков. Сильные стороны этой модели: частичная демобилизация протестного электората, появление новых ниш для лояльных кандидатов и снижение интенсивности борьбы внутри партии власти.
Исторические аналоги: выборы в Думу-1995 с блоками «Наш дом Россия» + «Блок Рыбкина» и выборы в Думу 2011 года по квотам ОНФ внутри «Единой России», а также создание «левой ноги власти» «Справедливой России» в середине 2000-х годов.
Но отрицательные стороны подобной модели — неудачные прошлые примеры и вероятность радикализации межпартийных споров.
За сценарием «нерушимый блок беспартийных» стоит переход на избрание Думы исключительно по одномандатным округам. Сильная сторона мажоритарной системы: дезориентация протестного электората, эксплуатация усталости беспартийного большинства от малопродуктивной работы партий и появление у таких выборов многих интересантов внутри элиты.
Исторический аналог — выборы в Верховные советы СССР и РСФСР (без партийных списков).
Обратная сторона мажоритарных выборов: низкая подконтрольность одномандатников, рост внутриэлитной конкуренции за лоббистские фракции в Госдуме, отказ от партий как инструмента для обеспечения центростремительных тенденций в политике.
Под последним пунктом подразумевается то, что партии на сегодня пусть мягкий, но все же инструмент по ограничению тенденции к регионализации в политике, прокомментировал РБК президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов. Центральное руководство партий способно транслировать сигналы от регионов федеральным властям, а вот Дума из одних одномандатников будет более «конфедеративна».
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Какой вариант более реалистичен
Реализация второго сценария со сменой лиц в партиях в контексте возраста их лидеров, а не с точки зрения конечных целей и снижения рисков власти наиболее вероятна, по мнению Михаила Виноградова. Первый (инерционный) и четвертый (одномандатная Дума) сценарии подкупают простотой, отметил он, поскольку в первом ничего менять не надо, а к четвертому менее готова оппозиция.
Из-за 15-летнего застоя в политике и консенсуса в элитах выборы пройдут по инерционному сценарию, полагает политолог Николай Миронов. По его мнению, высшая элита страны поделила национальные доходы и активы, минимизировала конфликты в своей среде и готовится к передаче наследства детям, поэтому в экспериментах с реформами не заинтересована. А власти в период президентского «транзита» нужна спокойная и управляемая Дума с проверенными людьми.
«Скорее всего, будут сохранены действующие лидеры партий, ставка может быть сделана на усиление роли одномандатников, но без отмены партийной составляющей, — предположил Миронов. — Вероятно, будут усилены административные фильтры на входе в кампанию. С системными партиями постараются максимально выгодно договориться».
Внедрение двухпартийной системы политолог считает маловероятным из-за риска раскола элит. Хотя он допустил, что в случае провала «Единой России» на выборах 2019–2020 годов власти могут пойти на отдельные реформы вроде введения партийного правительства.
По мнению политолога Александра Пожалова, анализировать тот или иной сценарий сложно в отрыве от контекста. Во-первых, есть вероятность изменения роли Госдумы (расширение парламентского контроля за исполнительной властью и роста влияния на назначения министров). Другие факторы: возможная смена ролей вневыборных коллегиальных органов власти (например, Госсовета или Совбеза) на фоне снижения роли парламента; перспективы укрупнения субъектов в условиях сокращения бюджетных ресурсов; электоральная динамика «Единой России» на следующих выборах; способность внешних губернаторов-технократов обеспечить управляемость социально-политических процессов в своих регионах, контролировать ход избирательных кампаний; готовность властей к проведению реальных институциональных изменений партийно-избирательной системы.
Более предметно говорить о сценариях выборов в Думу можно будет в 2020 году, то есть после единого дня голосования в 2019-м и подведения первых итогов по реализации нацпроектов президента, заключил Александр Пожалов.
Вероятность реализации того или иного сценария зависит от грядущих преобразований в парламентских партиях, поскольку «Единая Россия» пытается осуществить ребрендинг, а КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР стоят на пороге смены лидера, уверен политконсультант Дмитрий Фетисов. Кроме того, сценарии выборов в Думу связаны с развитием социально-экономической ситуации. «Если национальные проекты не дадут ощутимых результатов и не вернут доверия к органам власти, то поведение электората, не видящего политической силы для отстаивания своих интересов, может стать абсолютно непредсказуемым», — предупредил он.
Время перемен
Главные изменения накануне парламентских выборов в новейшей российской истории.
В декабре 1993 года, после расстрела сторонниками Бориса Ельцина здания Верховного совета, прошли выборы депутатов Государственной думы первого созыва. Первое место на выборах заняла ЛДПР, второе — блок «Выбор России», третье — КПРФ. К выборам не были допущены сторонники Верховного совета.
В 1995 году оформилась новая партия власти — «Наш дом — Россия» (под руководством Виктора Черномырдина). Из КПРФ в результате конфликта ушел спикер первого созыва Думы Иван Рыбкин.
В 1999 году Кремль создал блок «Единство» для противостояния региональным элитам из «Отечество — Вся Россия».
В 2003 году запустился проект националистической партии «Родина» с антиолигархической повесткой и критикой демпартий.
В 2007 году Владимир Путин возглавил на выборах список «Единой России» в рамках продвижения «плана Путина». Власти отменили выборы по одномандатным округам и увеличили барьер на выборах в нижнюю палату до 7%. Появилась «Справедливая Россия».
В 2011 году в результате рокировки с Дмитрием Медведевым Владимир Путин объявил о выдвижении на третий президентский срок. В результате раскола в «Правом деле» партию оставил основатель ОНЭКСИМа миллиардер Михаил Прохоров, на выборы власти допустили минимальное число партий.
В 2016 году произошел возврат к смешанной системе. В результате размена «Единой России» с системной оппозицией минимизирована конкуренция в одномандатных округах. Выборы перенесли с декабря на сентябрь.
Автор: Владимир Дергачев
Поделиться72019-05-13 22:10:53
Столичные власти прогнозируют сильный рост зарплат в Москве
Ожидается, что средний размер зарплаты вырастет до 135 тысяч рублей
Средние зарплаты москвичей в среднесрочной перспективе сильно вырастут. С таким прогнозом выступил департамент экономической политики и развития Москвы, опираясь на текущие экономические показатели.
«Прогнозируемое повышение макроэкономических показателей на период до 2021 года и тот рост реальных зарплат, который мы наблюдаем сегодня, позволяет нам сделать вывод, что в течение 5-6 ближайших лет средняя заработная плата в Москве вырастет до 120-135 тысяч рублей», — сообщили «Российской газете» в департаменте. Как уточнили в ведомстве, в последние годы средняя зарплата москвичей увеличивается на 5-10 процентов в год.
Поделиться82019-06-08 08:15:00
Путин утвердил стратегию развития здравоохранения до 2025 года
Президент Владимир Путин утвердил стратегию развития здравоохранения РФ до 2025 года. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации. Стратегию будут реализовывать в два этапа: с 2019 по 2021 годы и с 2021 по 2025 годы.
Документ ставит следующие цели к 2021 году:
- продолжительность жизни россиян должна вырасти до 74 лет;
- младенческая смертность должна снизиться до 5,2 случая на тысячу детей;
- смертность трудоспособных россиян должна снизиться до 419 случаев на 100 тыс. человек;
- потребление алкоголя должно сократиться до 9,1 л на человека в год;
- число курильщиков должно снизиться до 28,8%.
Кроме того, в стратегии указаны главные угрозы здоровью россиян. Среди них — сердечно-сосудистые, онкологические и эндокринные заболевания, наркомания и алкоголизм, ВИЧ-инфекции, вирусные гепатиты и туберкулез.
Также в документе указаны значимые вызовы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан. Самые важные из них — увеличение числа нетрудоспособных россиян, рост числа детей-инвалидов, жалобы граждан на доступность и качество медпомощи.
На основе документа будут разработаны госпрограммы РФ и субъектов, а также национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография».
Ранее Счетная палата выявила, что в 2018 году Минздрав не выполнил три из пяти показателей нацпрограммы «Развитие здравоохранения». Не были достигнуты показатели по продолжительности жизни, смертности от онкологии и удовлетворенности жителей качеством медобслуживания.