Пробуждение покупателей курортного жилья за рубежом
Валерия Мозганова
В то время, как число желающих приобрести «доходную недвижимость» не менялось с конца 2014 года, на рынке заморских дач анабиоз сменился ажиотажем
Нет смысла долго объяснять, почему в прошлом декабре наши претенденты на личное курортное жилье за рубежом практически впали в анабиоз. Зато активизировались приобретатели так называемой доходной недвижимости с ее валютной арендной выручкой, такой приятной на фоне падающего рубля.
Что касается покупателей-курортников, к февралю они чуть встрепенулись. По оценкам компании Tranio.com, клиентов с большими бюджетами — от 1 млн евро — оказалось примерно столько же, сколько год назад. Ну, может, процентов на 10-15 меньше. Но вот стандартных покупателей, готовых потратить от 100 тысяч до полумиллиона евро, было немного. Доходы у них, в основном, рублевые, траты предстояли инвалютные — тогда разница кусалась.
Но как только укрепился рубль, укрепился и интерес к приморским дачам. Многие на майские отправились на заграничные просмотры. В целом, снижение спроса в сегменте — около 30%, но россияне продолжают играть заметную роль почти на каждом европейском рынке. А в сегменте доходной недвижимости ситуация, по оценкам руководителя компании Tranio.com Георгия Качмазова, развивается спокойно.
«Как начался интерес к покупке такой недвижимости в конце прошлого года, так он не снижается. Мы видим, что очень много новых клиентов, которые только впервые задумались о таком способе инвестиций и сохранения средств, и большое количество тех, кто совершает вторую, третью и уже четвертую покупку. Мотивация этих людей — делать свой пенсионный фонд, получить пассивный доход ближе к моменту, когда они будут выходить на пенсию, и впоследствии передать эти активы своим детям по наследству».
Впрочем, россиянам приходится всерьез конкурировать с американцами, китайцами и даже с самими европейцами. Банковские депозиты в Европе сейчас не слишком выгодны, а ипотечные ставки отчаянно низки. В старосветской сфере реал-эстейт очередной покупательский бум.