Тестовые задания уходят из ЕГЭ
Планируется полностью отказаться от этой части экзамена. Эксперты — о том, с какими формами контроля можно столкнуться во время выпускных испытаний
Текст: Полина Воробьева
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Рособрнадзор планирует постепенно отказаться от тестовой части ЕГЭ, как это было сделано по русскому языку, математике и литературе. По словам главы ведомства Сергея Кравцова, такое усовершенствование экзамена позволит максимально полно оценить знания школьников.
Нужны ли тесты на экзаменах, должны определять специалисты по конкретному предмету. Мнение о том, что они не проверяют знаний, не подтверждается практикой. Чаще всего хорошие экзаменационные работы включают в себя в том числе задания множественного выбора, поскольку это позволяет пройтись по всей программе, считает проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович.
Григорий Канторович
проректор Высшей школы экономики«Задания с развернутым ответом принципиально не могут охватить всю программу, поэтому кому-то повезет, а кому-то нет. Вопрос только в том, что мы хотим измерить педагогически. Прохождение некоторого уровня просто общего развития, знания и компетенции в предмете или нам желательно, чтобы он знал все? Преувеличены страхи, что он что-то угадает, потому что из этих девяти задачек, которые когда-то были в математике, — это тоже не очень большая величина. А по русскому… часть знаний русского языка — правильное написание слов. Какие у нас ошибки: двойная согласная или одинарная, «а» или «о», «е» или «и». Тут сама жизнь ставит вопрос в форме множественного выбора».
Школы пытаются соблюдать субординацию, выполнять распоряжения сверху. Но жизнь вносит свои коррективы, и якобы отменный тест по русскому языку просто принял нужную форму.
Всеволод Луховицкий
член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»«Неправда то, что уже сейчас убрана тестовая часть ЕГЭ по русскому языку, она осталась, это те же самые тесты. И просто вместо того, чтобы отмечать один из четырех вариантов, ребенок после четырех вариантов должен написать, какой из них правильный. То есть это некое лукавство для того, чтобы выполнить требования начальства, а само по себе заранее говорить, должны все тесты быть убраны или оставлены, это неправильно, это должны решать специалисты, а не кто-либо сверху».
Тесты — это одна из форм контроля и, безусловно, она не может быть единственной. С одной стороны, они облегчают получение оперативной информации: знает ребенок или нет, в этом их плюс. С другой, как только дело касается сложных, особенно гуманитарных проблем, где невозможны однозначные ответы, тесты становятся весьма неэффективными, считает заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург.
Евгений Ямбург
заслуженный учитель России«По литературе ну еще 5-7 лет назад можно было бы встретиться с такими тестами: «Любил ли Онегин Татьяну?» Там было 3 ответа: «Да, любил», «Нет, не любил», правильный ответ — «Когда как». Понятно, что это вызывало и смех, и аллергию у людей, которые тревожатся за знания детей, и за их уровень общей культуры. Уже в этом году эти угадайки, они сняты. С другой стороны, есть какие-то вещи, которые можно проверять с помощью тестов. Плохо, когда ученики путают эпохи, мало себе представляют, когда что происходило. Путают Первую мировую со Второй мировой по годам. Поэтому здесь не надо впадать в какие-то крайности и быть экстремистом. Тесты должны дополняться устными ответами».
Устная часть — говорение — в качестве эксперимента появится при сдаче иностранного языка. Можно сдать только обязательную письменную работу, но без аудирования ста баллов не получить. Между тем впервые в этом году школьники смогут пересдать ЕГЭ по каждому предмету — и даже в том случае, если просто нужен более высокий балл.