Новые девяностые: как сделать Россию богатой

Евгений Чичваркин
Предприниматель

Россия — одна из самых неэффективных больших экономик мира. Но уже через несколько лет все начнет меняться: победят те, кто хочет богатеть, а не воевать. Статья публикуется в цикле «Россия после кризиса»

Процветание — истинная ценность

Происходящее сейчас в России можно описать простой метафорой: если положить на траву огромный лист железа, то жизнь под ним начнет загибаться. Самые стойкие растения выживут, хотя и не будут расти, а нестойкие — умрут. И если этот лист железа потом убрать, то под ним окажется совсем другой набор растений, нежели на соседней поляне. Правда, у тех, кто выживет, будет больше места для дальнейшего роста.

Россия — по-прежнему страна уникальных возможностей и номер один в мире по запасам многих природных ресурсов. Мы даже не представляем себе, сколько в нашей земле сокровищ: это триллионы долларов. До кризиса мы занимали шестое место в мире по величине ВВП, а в перспективе можем претендовать даже на большее и далеко не только за счет нефти и газа. Эти возможности мы сможем использовать, когда будут выстроены нормальные взаимоотношения в обществе, нормальное законодательство и налоговая система, позволяющие бизнесу развиваться, а талантливым людям — съезжаться со всего мира, делать карьеру и гонять вверх-вниз по социальному лифту.

В последний раз подобный толчок к развитию мы получили в девяностых. Рост последних 20 лет — во многом производная от ельцинских реформ, либерализации экономики, приватизации и т.д. Благодаря, а не вопреки реформам девяностых, в наших квартирах появились компьютеры и плазменные панели, а по улицам невозможно было проехать из-за иномарок. И благодаря тем реформам множество людей занялись бизнесом.

И сегодня таких потенциальных предпринимателей в несколько раз больше, чем существующих. Кто придумал, что люди в России не хотят работать, а хотят жить бедно и все отдавать государству? Это чушь. Мы это проходили в «Евросети». Люди, особенно молодые, легко вовлекаются в игру «заработай больше — и живи лучше». К нам приходили работать люди без образования, с низким уровнем гуманитарной культуры, порой настроенные просто что-то где-то утащить. И за три-шесть месяцев они совершенно преображались (не все, конечно). Они понимали, что ходят на работу, чтобы получать деньги и менять их на блага. А это прекрасный стимул к саморазвитию. Людям нужно вернуть простую ценность: богатеть не стыдно и совершенно нормально.

Сейчас ввиду множества глупостей, совершаемых властью, огромное количество человеческих, финансовых и природных ресурсов России толком не используются. Поэтому, несмотря на колоссальные возможности, Россия сегодня — одна из самых неэффективных больших экономик мира. И это объясняется прежде всего государственным и коррупционным вмешательством. Даже если в государстве внешне полный порядок, за этим всегда стоит та или иная степень неэффективности.

Окно возможностей

При изменении политических правил игры в России откроется и новое окно возможностей для бизнеса. Оно, вероятно, будет коротким — точно меньше, чем в девяностые. Во-первых, те, кто сегодня находится у власти, очень быстро начнут борьбу за право снова быть у руля. И совсем не факт, что, когда они это право получат, то захотят, чтобы страна стала самой эффективной в мире. Во-вторых, когда Россия снова откроется внешнему миру, на наш рынок пойдут крупнейшие мировые компании, опирающиеся на крепкий финансовый фундамент, опыт, знания и управленческую структуру. И это добавит сложностей нашему бизнесу, хотя и заставит его развиваться в условиях нормальной конкуренции, что точно пойдет на пользу всей экономике.

В этой ситуации перспективным станет любой нормальный бизнес, будь то банк розничного кредитования или строительные услуги. Например, людей, которые хотят жить в своем доме, потенциально очень много. Вообще жить коллективно в больших домах в России начали всего несколько поколений назад, а до этого все жили отдельно друг от друга. Строительство отдельно стоящих домиков — с учетом количества свободной земли в России — может озолотить не одну сотню компаний. Просто представьте, сколько десятков метров не хватает на одного человека для нормального уровня жизни, и перемножьте это на то, сколько людей живут в России и потенциально могут вернуться в страну. Индивидуальное и инфраструктурное строительство — это триллионы. Огромный потенциал остается и в добыче полезных ископаемых. То, что лежит в земле, неизбежно будет дорожать.

Вместе с тем такая новая, конкурентная и открытая экономика создаст и колоссальное количество новых микрониш, которые крупные и международные компании занять не смогут: они просто не понимают, как вести такой бизнес. Это может быть что угодно, от косметологических услуг до продажи индивидуальных автомобильных номеров или ритуальных услуг, которые сегодня зачастую представляют собой лишь чудовищное вымогательство денег у родственников покойного.

У нас огромные возможности для развития внутреннего туризма. Я бы сам хотел заняться этим направлением. Искупаться в радоновых ваннах, съездить на Северный полюс, понаблюдать за медведями, нырнуть на дно Байкала или полетать со стерхами — почему я должен смотреть на то, как этим занимается один человек, хотя мог бы каждый?

Примеры таких бизнесов есть и сейчас (скажем, маленькие туристические компании, организующие тур по крышам в Петербурге). Но, как правило, если подобные компании разрастаются, они сталкиваются c высокой арендой, налогами и вымогательством чиновников. И всегда остается риск, что к тебе придут и потребуют как минимум поделиться. В нашем бизнес-климате, с нашим законодательством и правоприменением что-то хорошее сделать очень и очень трудно.

Лишние люди

Серьезная проблема, которая нас ждет при переходе экономики на новые рельсы — это возвращение к нормальной жизни бывших военных, сотрудников силовых и правоохранительных структур, вахтеров и охранников, а также тех, кто сейчас «отрывается» на Донбассе. Абсорбирование этих групп потребует огромных финансовых вложений, иначе они будут представлять опасность для общества. Охрана и прочее силовое предпринимательство, которым они занимаются сейчас, в новой ситуации потребуются в значительно меньших масштабах.

Это огромное количество мужчин, привыкших мало работать и жить за чужой счет, придется каким-то образом пристраивать. В разных странах эта проблема решалась по-разному: где-то ее просто игнорировали, где-то заливали деньгами, где-то выжигали террором или вовсю задействовали тюрьмы. У России, к счастью, потенциально есть деньги. С большим количеством таких людей мы, наверное, сможем договориться и купить их лояльность, предоставив им параллельно бесплатную возможность обучиться мирной профессии, создающей добавленную стоимость; а со всеми, кто не перестанет нарушать права других людей, придется воспользоваться грузинским опытом.

Есть и другая крупная группа людей, вынужденных заниматься непроизводительным трудом из-за особенностей нашего законодательства и требований бюрократии. Это, например, бухгалтеры. Вероятно, за их благосостояние тоже должно будет отвечать государство. Этим людям нужно будет помочь найти себя в новом качестве или же достойно кормить их до конца жизни — ведь пусть их профессия в другом обществе и не так востребована, они, вероятно, были в ней хороши. Все это касается и пенсионеров советского времени, перед которыми у государства остается долг. И если правильно провести новую приватизацию, либерализацию экономики, обеспечить нормальный инвестиционный климат — общество найдет эти деньги.

Мы умеем играть по чужим правилам

Окно возможностей для России может открыться через три-четыре года, а может быть, даже и раньше. Какой бы ни была российская правящая и деловая элита, как бы она ни опиралась на коррупционные связи и судебную систему для решения своих бизнес-вопросов, у большинства из этих людей нет стремления к доминированию в мире, чувства избранности и святости. Они просто хотят очень много денег. Чтобы зарабатывать очень много денег, нужно торговать с Западом. А чтобы торговать с Западом, нужно более или менее играть по правилам Запада.

Мы по этим правилам играть умеем, и прекрасно. Вспомните, как негосударственные и государственные компании проводили размещения акций на Западе или как мы провели Олимпиаду — и выиграли в ней. Это показывает, что мы можем играть по правилам и можем занимать лидирующие позиции даже при правилах, которые придуманы не нами, если у нас есть достаточно воли к победе.

Можно, конечно, фантазировать, что предельно честные либералы в какой-то момент придут к власти в России, но это всего лишь моя мечта. Скорее, когда «партия войны» уступит место «партии бабла» — то есть когда в российских элитах проявится воля к свободе и к тому, чтобы сделать страну более свободной и открытой для инвестиций и предпринимательства, — нас ждет век процветания. Понятно, что лидеры этой партии будут очень много думать о себе, но на то она и «партия бабла». А чтобы богатеть дальше, им будет необходимо, чтобы народ мог оставлять в магазинах много денег, покупать дома и машины — чтобы разбогатели все вокруг.

В цикле статей «Россия после кризиса» ведущие экономисты и эксперты рассуждают о том, на какие преимущества наша страна может опереться в развитии экономики, что играет в нашу пользу, а что помешает долгосрочному росту.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://daily.rbc.ru/opinions/business/3 … c7f1d68cf4