Почему онкобольным в России становится легче убить себя, чем купить лекарство
Ситуация с лечением онкобольных в России выглядит катастрофической. Растущие цены на лекарства вынуждают людей пойти на самоубийство. Проблему сегодня обсуждают в Думе
Текст: Наталия Шашина
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Помощь онкобольным сегодня обсуждают на совещании в Госдуме с участием представителей Минздрава. С начала февраля только в Москве зарегистрировано 11 случаев самоубийств, которые совершили люди, болевшие раком. Как сейчас живут российские онкобольные?
Пациенты жалуются, что российские лекарства в последнее время подорожали. Их стоимость не критична, но все равно достаточно высока для тех, кому приходится платить за них из своего кармана. Импортные, которые и до этого стоили не дешевле, значительно выросли в цене с ростом курсов евро и доллара, и теперь их стоимость для многих стала неподъемной. И все это на фоне того, как закончилась федеральная онкологическая программа, за счет которой онкологические клиники закупали оборудование и лекарства, рассказывает заведующий отделением обезболивания Российского онкологического научного центра имени Блохина Сергей Теодорович.
Сергей Теодорович
заведующий отделением обезболивания Российского онкологического научного центра имени Блохина Сергей Теодорович«Сейчас программа признана недостаточно эффективной, и финансирование по ней прекращено, дальше его не будет, а на фоне курсовой разницы стоимости валют понятно, что импортные лекарства дорожают. Кроме обезболивания, есть многие другие группы препаратов, в первую очередь химиотерапевтические, которые будут стоить еще дороже, и доступность их уменьшится».
Из-за этого проблемы с лекарствами сейчас возникают во всех регионах. Теперь онкология финансируется из Фонда обязательного медицинского страхования. А тарифы, прописанные в ОМС, в лучшем случае покрывают половину стоимости лечения, а обычно примерно одну четверть, говорит завотделением Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Рогачева Павел Трахтман.
Павел Трахтман
завотделением Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Рогачева«Оставшаяся сумма, она ничем не покрывается, и больница должна закупать лекарства эти за счет зарплаты персонала, что мало кто собирается делать, либо вообще не назначать эти лекарства пациентам, поскольку по нашим законам пациент либо лечится по ОМС и все получает бесплатно, либо лечится полностью за свои деньги, и все полностью оплачивает. Сейчас пациентам предпочитают не назначать никакого лечения, потому что больница его оплатить не может, чем что-то назначать, — в этом проблема».
По крайней мере, сейчас получить обезболивающие все же проще, чем раньше, хотя это по-прежнему требует долгой беготни и получения справок. Выписку рецептов упростили после громкого самоубийства контр-адмирала ВМФ Вячеслава Апанасенко, который год назад застрелился из наградного пистолета.
Сейчас в Интернете начат сбор подписей за возобновление национальной онкологической программы. Пациенты надеются, что теперь, после серии самоубийств, онкологию возьмут под особый контроль.