Россияне уходят во внутреннюю эмиграцию
Жить в России становится все лучше, считают многие ее граждане. Однако каждый второй отмечает, что в обществе возрастает напряжение. Противоречия здесь нет, полагает политолог Иван Преображенский.
Индекс удовлетворенности россиян своей жизнью продолжает расти и в 2015 году. По данным социологов "Левада-центра", более 80% респондентов удовлетворены отношениями в семье. Почти столько же - своим кругом общения. В целом довольны россияне практически всеми аспектами своей жизни, в том числе образованием и здоровьем, за одним исключением. Большинство из них (62%, по данным опроса "Левада-центра", проведенного в конце января 2015 года) не удовлетворены материальным положением своей семьи.
Никакого кризиса
Однако к экономическому кризису, присоединению Крыма, военным действиям в Донбассе или санкциям это недовольство отношения не имеет. Неудовлетворенность своим материальным положением сохраняется все последние годы. Ну а совсем недовольных, если верить данным Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), только 8%. Именно столько респондентов считает, что у них в городе или деревне есть вопросы, которые нельзя решить без митингов и демонстраций.
Иван Преображенский
В то же время, будучи в целом удовлетворенными своей собственной жизнью, каждый второй опрошенный социологами из "Левада-центра" полагает, что в российском обществе нарастает напряженность. Но размышлять, отчего бы это, никто не хочет.
Стратегия страуса
Цены стремительно летят вверх. По данным Росстата с 10 по 16 февраля инфляция в РФ составила 0,4%, а с начала года цены в России выросли на 5,2%, а это почти половина от прогнозируемого уровня инфляции в 12% на весь год. Причем речь идет, разумеется, о "средней температуре по больнице". В некоторых регионах ситуация заметно хуже. Труднее всего, похоже, если верить данным министерства сельского хозяйства России, живется в республике Тыва, где за прошедшее полугодие сырое молоко подорожало на 53,3%, а говядина и вовсе на 62,5%. Среднероссийские темпы роста цен превышены почти в половине регионов. И центр страны тоже не избежал подорожаний. В Московской области говядина подорожала более чем на 40%, свинина почти на 44%.
В общем, жизнь дорожает, и россияне это видят. Но говорят, что все в порядке. Что это: утрата чувства реальности или желание не замечать изменения к худшему? Похоже, что последнее. Население выбирает стратегию пассивной адаптации. Иначе говоря, прячет голову в песок и сделает вид, что не замечает никаких неприятностей.
Отсюда, вероятно, и концентрация внимания на семье. С одной стороны, речь идет о сплочении самой маленькой социальной единицы. Именно от близких людей традиционно можно ждать поддержки в тяжелые времена. Маленькой группой, состоящей из ближайших родственников, легче пробиваться в кризис. Идет усиление внутренних семейных связей и того, что социологи называют "околосемейными взаимодействиями", то есть, контактов с дальними родственниками и друзьями. В последние годы эти связи были у многих серьезно нарушены, но сегодня многие россияне вспоминают, что в девяностые годы пережить тяжелую экономическую ситуацию им помогли именно родные и ближайшие друзья.
Есть и иррациональная составляющая у этого процесса. Уход в семью может свидетельствовать о желании россиян "спрятаться" от кризиса в домашнем уюте. Иначе говоря, уйти во внутреннюю эмиграцию.
Мой дом - моя крепость
Именно этим объясняется, казалось бы, неразрешимое противоречие. Дома россиян все устраивает. Как известно, там и стены помогают. Ну а, высовывая нос на улицу, половина граждан готова признать - общество какое-то нездоровое. Соседей волнуют, в первую очередь, цены, настроение плохое, агрессия повышенная.
В этих условиях у россиян возрастает надежда на государство и доверие к власти. По данным различных социологических опросов, уровень поддержки власти продолжает колебаться в районе 80%.
Так и живут россияне последние месяцы - с зажмуренными глазами. Мол, нет никакого кризиса. У меня лично дома - нет. Холодильник полон, жена борщ готовит, сын из школы пятерку принес, а дочка в университет поступать готовится. Если кто ко мне сунется - Путин защитит. И не такое, в общем, переживали, говорят нам чиновники, а мы согласно киваем головой, зарывая ее поглубже в песок.
Иван Преображенский, политолог, постоянный участник германо-российского форума "Петербургский диалог" и российско-польского экспертного дискуссионного клуба PL-RU
ССЫЛКИ В ИНТЕРНЕТЕ
Дата 25.02.2015
Автор Иван Преображенский