Тренд: почему автомобиль начинает напоминать компьютер
Ира Соломонова
В 2011 году известный предприниматель, сооснователь венчурного фонда Andreessen Horowitz Марк Андриссен объявил, что программное обеспечение пожирает мир. Пришла пора признать, что оно скоро пожрет автомобильную индустрию. Или, по крайней мере, перевернет ее с ног на голову. По мнению заместителя редактора и старшего комментатора раздела бизнеса Financial Times Джона Гэппера, в автоиндустрии начинается революция, в результате которой ключевые места достанутся не привычным брендам вроде Ford, а технологическим компаниям. Журналист отмечает несколько признаков этой революции.
- Компании из Кремниевой долины бросают вызов Детройту: Tesla Motors, Google, а теперь и Apple. Как показывает опыт Tesla, технологическая компания вполне может быть автопроизводителем. Как показывает опыт Google, для этого она даже не обязана выпускать детали.
- Роль поставщиков комплектующих растет последние несколько лет. Крупнейшие из них – Bosch, Continental, Denso – вкладывают огромные деньги в научно-исследовательские разработки в области электроники: в автомобилестроительном подразделении Bosch трудятся 34 тысячи инженеров, треть из них занята разработкой ПО. Когда автомобили были механическими, у того, кто собирал их из миллиона деталей, было больше власти, чем у тысячи поставщиков. В эпоху электронных машин соотношение сил изменится, знамя перейдет в руки поставщиков. Доля электроники в стоимости автомобиля с 20% в 2004 году вырастет до 40% в 2015-м.
- Автомобиль, с точки зрения программиста, начинает напоминать компьютер, пишет Гэппер: устройство с ПО и приложениями, разработанными в Калифорнии, из деталей, произведенных у нанятых поставщиков, собранное все вместе на фабрике еще где-то. Возможно, для самоуправляемого автомобиля Google применит ту же модель, что для Android: будет продавать технологию как платформу конечным производителям.
Подобную революцию мы наблюдали на компьютерном рынке, отмечает журналист: там тоже главным стала операционная система и определенные ключевые компоненты, и потоки прибыли изменили направление. Автопроизводители еще могут спастись, считает Гэппер, если всерьез займутся разработкой электроники и программного обеспечения для своих продуктов. В противном же случае наступит день, когда крупнейшими брендами на рынке автомобилей станут неавтомобильные пока имена.