Рост цен на 654%: чем закончилась массовая проверка магазинов прокурорами
Анна Левинская, Ирина Жаворонкова, Яна Милюкова, Иван Голунов
Региональные прокуратуры проверяли сетевые магазины на предмет спекуляций с 20 по 23 января. У проверяющих не было четких инструкций – какие именно нарушения искать, поэтому где-то они заподозрили ценовой сговор, а где-то поругали за пыль на полках
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Федеральный рейд
Проверки магазинов сотрудниками региональных прокуратур проводились по распоряжению генпрокурора России Юрия Чайки в связи со значительным ростом цен на продукты питания. Соответствующее поручение было дано 16 января 2015 года, указано в письме прокуратуры Ростовской области районным коллегам (копия есть у РБК). Источник в Генпрокуратуре подтвердил, что проверки проходят во всех российских регионах.
Прокурорам было поручено с 20 по 23 января выяснить механизм ценообразования на социально значимые товары в торговых сетях, проанализировать обоснованность повышения цен и подготовить отчеты. Для проведения столь масштабной проверки прокурорам предписано сравнивать цену поставки и на полке в динамике, запрашивать таможенные декларации, товарно-сопроводительную документацию, сверяться с кодами ТН ВЭД Таможенного союза и прочими. Вышестоящее начальство предупредило их о «недопустимости формального подхода».
Небольшие отчеты с описанием проверенных компаний появились на сайтах правоохранительных органов в минувшие пятницу и субботу, 23 и 24 января.
Например, в Самарской области сотрудники прокуратуры сравнили цены августа и декабря 2014 года и обнаружили, что капуста, огурцы и перец подорожали на 353%, 544% и 654% соответственно. За тот же период серьезно выросла стоимость гречки – на 276%. Свыше 50% прибавили в стоимости мясные продукты, мороженая рыба, сыр, сметана и картофель. Как отмечается в сообщении, в январе рост цен продолжился: за 22 дня на 26% подорожали томаты, на 48% – огурцы, на 58% – морковь, на 85% – виноград. По результатам проверки прокуроры обратились в местное управление Федеральной антимонопольной службы.
В нескольких регионах по окончании проверки цены в магазинах были снижены: об этом, например, отчиталась прокуратура Брянской области. Ее представители осматривали полки и запрашивали документы у директоров «Магнита», «Линии», «Европы», «Журавлей» и других: везде были случаи увеличения розничной цены в связи с ростом торговой надбавки, а поставщики цены не поднимали.
Прокуратура Тамбовской области уточнила, что в «Магните» наценка на социально значимые продукты составляет от 6 до 23%, в «Пятерочке» – от 4,7 до 25,5%, в «Экономе» – от 3,2 до 27,9%, в «Бегемоте» – от 3,7 до 26,8%. Почти сотне руководителей торговых точек прокурорами направлены предостережения о недопустимости необоснованного повышения цен.
В двух областях – Татарстане и Удмуртии – правоохранительные органы подозревают компании в ценовом сговоре. Например, Удмуртия обнаружила, что в местных сетях – «Ижтрейдинг», «Вкусный дом» и других – почти одновременно значительно поднялись цены на яйца, сахар, гречневую крупу, капусту и прочие продукты. «Таким образом, имеются основания полагать наличие антимонопольного сговора между этими хозяйствующими субъектами», – отмечается в сообщении пресс-службы республиканской прокуратуры.
«Запрещенку» (эмбарго не разрешает импортировать товары, но не ограничивает их обращение в стране) – испанский хамон, скандинавские морепродукты и американские куриные окорочка – нашли в некоторых магазинах Ростова-на-Дону.
«Чувствовалась растерянность»
Как рассказала представитель группы «Дикси» Екатерина Куманина, в большинстве случаев проверяющие приходили в магазин и запрашивали правоустанавливающие документы, товарные накладные, розничные цены на отдельные продукты. «Части документов у директоров магазинов просто нет, потому что закупки централизованны», – говорит представитель X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов. По его словам, все коллеги из регионов рассказывали о том, что в магазины помимо представителей прокуратуры также приходили чиновники местного Роспотребнадзора, Россельхознадзора, телевизионные группы федеральных или местных телекомпаний. С камерами проверки проводили и в магазинах «Дикси».
В сети «Семья» прокурорские проверки прошли в пяти магазинах, сообщил совладелец ретейлера Олег Пономарев. «Мы и так отчитываемся каждую неделю о ценах в магазинах, поэтому они делали много лишнего: проверяли ценники, сверяли сроки поставки и документы происхождения», – рассказывает Пономарев.
По данным представителя российского Metro С&С Оксаны Токаревой, в сети на прошлой неделе прошло 12 проверок, в том числе и прокурорские. Представитель «Ленты» Анна Мелешина сообщила, что компания не успела выделить достаточно трудовых ресурсов для этой проверки: «Такие объемные проверки, конечно, отнимают много времени у различных служб компании – в кратчайшие сроки нужно было предоставить значительные массивы информации».
У многих ретейлеров во время проверок создалось ощущение, что представители прокуратуры не очень понимали, как работают магазины. «Чувствовалась какая‑то растерянность. Плюс выписывались рекомендации по недопущению нарушений. Но о каких нарушениях можно говорить? У нас в стране свободное ценообразование, и если в регионах не установлена предельная наценка на какой‑то социально значимый товар, мы ничего не нарушаем», – рассказал один из собеседников РБК.
В ходе проверок были и курьезы. В одном из отчетов о проверке сотрудники прокуратуры написали, что обнаружили пыль на полках с товарами, сообщил представитель одной из региональной сетей. А в Самарской области прокуроры обнаружили, что местное министерство экономического развития, инвестиций и торговли области не проводит мониторинг цен на продукты питания в Auchan «на основании письма заместителя министра промышленности и торговли РФ от 08 августа 2014 года № ЕВ-12285/08».
Как в России регулируют цены
«Ручное» регулирование цен применяется в странах с рыночной экономикой в исключительных случаях. Закон «О торговле» дает правительству право заморозить цены на 24 социально важных продукта из специального списка на 90 дней, но лишь в том случае, если в течение 30 дней (не календарного месяца) стоимость конкретного продукта вырастает на 30% или более.
Кроме ограничения цен естественных монополий частично регулируются цены лишь на небольшой сегмент – детское питание, отмечает старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков, других запретов нет: бизнесмены могут назначать любой ценник на свои товары, ориентируясь на спрос.
http://top.rbc.ru/business/27/01/2015/5 … 2#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[editors_choice]-[horizontal]-[item_1-1]