Рассчитывать на себя. Почему в России не спешат за пособием по безработице

Премьер-министр России Дмитрий Медведев пообещал бороться с безработицей, которая может возрасти вследствие развивающегося кризиса. Однако в России те, кого уже сократили, не спешат на биржу труда

Текст: Иван Швец

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2015/01/26/unemp.jpg
Фото: PhotoXPress

Правительство выделит 50 млрд рублей на борьбу с безработицей. Получат эти средства только те субъекты Федерации, которые подготовили продуманные программы по трудоустройству. То есть кабинет даст денег лишь тем, у кого лучше бизнес-план. При этом официально процент безработных в России невысокий. Подробности выяснил обозреватель Business FM Иван Швец.

В Америке и Британии безработных — 6%, во Франции — 10,5%, в среднем по Евросоюзу — 10%, а в России — только 5%, но это официальные цифры, в них точно не попадет мой друг и коллега Андрей, которого сократили из преуспевающего журнала.

Андрей
безработный

«Рассчитывать на поддержку государства сейчас наивно, поскольку те деньги, которые оно платит как пособие по безработице, все-таки мизерные. На метро потратишь чуть ли не больше, чем получишь пособие, тем более что ситуация на рынке труда в СМИ сейчас такая, что даже сейчас на слуху огромное сокращение в ТАСС. Люди увольняются, им обещают платить три зарплаты вперед в случае увольнения, а если они там останутся, то планируются сокращения зарплаты на 20%. Рассчитывать надо, я бы сказал, на друзей».

На биржу Андрей не пойдет — просто не выжить. Кстати, тех, кто все-таки зарегистрировался, у нас 873 тысячи человек, а открытых вакансий — миллион триста. Чиновники не под запись говорят, что граждане в определенном смысле «зажрались», на самом деле, им вполне есть куда пойти, чтобы снискать хлеб насущный. Поэтому и говорят, что в России почти 25% населения формально нигде не заняты, но все равно где-то зарабатывают. Власть собирается с ними бороться, говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов.

Сергей Смирнов
доктор экономических наук

«Сначала Голодец говорила про 38 млн, теперь Топилин — про 20 млн. Есть общая численность занятых в экономике, и есть безработные, но среди занятых выделяются те, кто официально не имеет доходов от занятости. Просто люди не платят налоги, потому что они не доверяют государству, поэтому они предпочитают находиться в тени. Но социального взрыва, я думаю, все-таки не будет, даже в самые тяжелые 90-е годы безработица у нас никогда не была высокой».

Максим Топилин — министр труда, Ольга Голодец — зампред в правительстве. Сэкономить на вышеупомянутых то ли безработных, то ли псевдозанятых им не удастся, тем более у государства появилась новая забота — некому работать на производстве. Как раз сейчас, в период импортозамещения, это очень важно.

Татьяна Малева
директор Института социального анализа и прогнозирования

«Новое поколение только на 60% может заместить поколение, которое сейчас входит в пенсионный возраст. В последнем поколении, которое родилось в конце 50-х годов, гораздо больше доля работников, занятых рабочими профессиями. Что такое импортозамещение? Вместо менеджера, который сидит за компьютером и производит закупки продукции за рубежом, на российский рынок труда должны прийти рабочие, которые не покупают, а сами производят эту продукцию. Рабочих будет все меньше и меньше, менеджеров все больше и больше, а мы можем попасть в сложную ситуацию».

Безработных точно станет больше, но выхода у них нет, и, скорее всего, они пойдут в слесари, водители троллейбуса, в кондитерский цех, потому что пособие, в зависимости от региона — от 900 до 5 тысяч рублей. В прошлом году правительство собиралось поднять его до трех четвертей от прожиточного минимума, хотя бы в район восьми тысяч, однако упала нефть, и о безработных забыли. Спасение утопающих…

http://www.bfm.ru/news/284630