Народ против эвакуаторов. Послабления для Подмосковья
В Московской области юрист-автолюбитель судится с правительством Московской области по поводу закона, касающегося эвакуации машин. Однако местные власти, похоже, придумали некие послабления для автовладельцев. Нужны ли они им?
Текст: Мария Локотецкая
Фото: Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Мособлдума готовит поправки в закон, регламентирующий порядок оплаты за эвакуацию припаркованных в неположенном месте машин и их доставку на спецстоянку. Теперь, если автовладелец оставил транспортное средство в неположенном месте, но успел вернуться к нему до отъезда эвакуатора, он сможет получить машину обратно. Однако работу эвакуатора ему оплатить все же придется.
О нововведениях стало известно на заседании Московского областного суда, который планировал в среду приступить к рассмотрению иска адвоката Марата Аманлиева.
Спорный закон
Он оспаривает одну из норм закона Московской области N 102/2012-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» от 6 июля 2012 года. Он был принят постановлением Мособлдумы 28 июня того же года.
Речь идет о части 1-й статьи статье № 7 данного закона, из которой следует, что транспортное средство можно получить обратно только после «устранения причины задержания», оплаты работы эвакуатора и нахождения его на спецстоянке.
По мнению истца, это является не только несправедливым, но также противоречит действующим нормам Гражданского кодекса и Кодексу об административных правонарушениях.
«В Гражданском кодексе говорится, что кредитор вправе удерживать имущество должника до тех пор, пока тот ему не оплатит стоимость услуги, которую он ему оказал, — рассказал BFM.ru Марат Аманлиев. — Но в то же время закон оговаривает, что все требования должны быть соразмерными. Те есть, если у вас в руках автомобиль стоимостью 2 млн рублей, то вам нельзя его удерживать, если собственник автомобиля должен вам 5 тысяч рублей, ведь разница между стоимостью услуги и стоимостью имущества в 400 раз».
Юрист отмечает, что в соответствии с КоАП, задержание транспортного средства может производить только сотрудник ГИБДД в случае совершения водителем административного правонарушения. «Там же говорится, что задержание продолжается, пока вы не устраните причину задержания. В данном случае причина — парковка в неположенном месте. То есть, нужно просто отъехать», — трактует закон юрист.
Ответчиком по его иску заявлена Мособлдума. А в качестве заинтересованного лица привлечен губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Однако в среду стороны не смогли перейти к изложению своих аргументов. Представитель Мособлдумы сообщила, что в настоящее время подмосковные депутаты готовят поправки в оспариваемый адвокатом пункт, и заседание отложили на 17 декабря.
Касса принимает только нал
«Суть их заключается в том, что теперь в случае, если в Подмосковье машину соберутся эвакуировать за парковку в неположенном месте, и ее владелец успеет подойти к стоящему на эвакуаторе автомобилю, то ему будут обязаны вернуть автомобиль», — сказал Аманлиев. При этом по его словам, автолюбитель все же будет обязан оплатить специализированным службам работу эвакуатора. Однако с водителя машины не будут требовать немедленной оплаты. «Как я понял, водителю выпишут квитанцию, и он сможет оплатить ее потом», — сообщил истец.
Напомним, что согласно действующим нормам, автолюбителям приходится вызволять своих железных коней со спецстоянки. Оплачивать транспортировку и хранение машины приходится там же через операционную кассу. «Там Советский Союз дремучий. Ни о каких кредитках речь вообще не идет. Вы приехали, отстояли очередь в 40 человек, а вам говорят: «У нас касса принимает только нал». Вы разворачиваетесь и идете в банкомат, возвращаетесь и снова отстаиваете эту очередь. А все это время каждый час капают 100 рублей. В итоге набежавшая сумма может выйти солидной», — описывает царящую там обстановку юрист.
Расплата за неправильную парковку
В настоящее время стоимость работы эвакуатора в Московской области для водителей с правами категории «В» составляет 4,5 тысячи рублей, а нахождение легкового автомобиля на спецстоянке — 100 рублей в час, то есть 2,5 тысячи рублей в сутки.
В Москве ситуация еще более суровая. Тут за эвакуацию вашего железного друга возьмут согласно мощности авто. То есть, если в машине до 80 лошадиных сил, то эвакуация вам обойдется в 3 тысячи рублей, мощностью до 250 лошадиных сил — 5 тысяч рублей, а если больше — то уже 7 тысяч. Стоимость услуги по хранению машины на спецстоянке — 1 тысяча рублей в сутки. Опять же, если у вас права категории «В».
Стоит отметить, что ранее Марат Аманлиев оспаривал городской закон, предусматривающий аналогичный порядок возврата задержанных автомобилей на территории города. Однако 18 июля Мосгорсуд иск Аманлиева отлонил. Апелляционная жалоба на данное решение будет рассмотрена Верховным судом РФ 10 декабря.
В среде автомобилистов ходят слухи, что к этому времени московские депутаты также планируют внести соответствующие изменения в законодательство города. Однако автовладельцы опасаются, что, скорее всего, они «спишут» поправки у подмосковных коллег.
«Чиновники пытаются показать общественности, что они что-то делают. Однако это все не то. Им следует принять норму, согласно который вы можете приехать на спецстоянку, забрать свой автомобиль, и только потом оплатить услуги по эвакуации. По аналогии с оплатой штрафов ГИБДД, когда у вас есть 60 дней, чтобы оплатить штраф. В данном случае и 15 суток будет достаточно», — считает Марат Аманлиев.
Что делать
С ним согласен и автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. Он отмечает, что в последнее время ситуация с эвакуаторами накалилась до предела. Пример тому — запирающиеся в своих машинах водители авто. По его мнению, властям необходимо принять некое базовое постановление правительства, в котором бы четко прописывались все нюансы, и, главное, в каких случаях машину стоит ставить на подъемник. «В свое время вице-мэр Москвы мне лично говорил, когда вводили эвакуаторы, что эвакуировать будут только автомобили, которые мешают проезду, либо стоят на автобусных остановках или на переходах. В остальных же случаях, если автомобиль припаркован с нарушением, но не создает никому препятствий, будут выписывать штрафы, — рассказал он BFM.ru. — Бог с тобой, заплатишь штраф, не будешь потом так становиться. Не надо человека мучать, гонять по 10 ходок по городу из конца в конец. А то замучили человека, и он заболел. Кому от этого хорошо?».
По мнению эксперта, в документе необходимо также указать, что «эвакуатор является мерой для обеспечения нормального движения в городе, а не средством для зарабатывания денег».