Погода в экономике. Физика и метеорология как пособие для прогнозиста
Константин Мильчин
Если есть что-то, что встречается более часто, чем неудача в предсказании землетрясений, то это ошибочные прогнозы, касающиеся поведения рынков и развития экономики, пишет в своей книге Марк Бьюкенен
В издательстве «Азбука-Бизнес» вышла книга Марка Бьюкенена «Прогноз. Как, наблюдая за погодой, научиться предсказывать экономические кризисы».
Забавно, что русский перевод названия более оптимистичен, чем английский оригинал. Точный перевод – «Что физика и метеорология могут рассказать нам об экономике». Чувствуете разницу? Впрочем, предоставим слово самому автору. Вот крайне много говорящая цитата:
«В 1997 году геофизик Роберт Геллер из Токийского университета в обширном обзоре, касающемся состояния прогнозирования землетрясений, показал, что ни один из использованных кем-либо методов прогнозирования фактически не работает. Исследования в области прогнозирования землетрясений проводятся уже более ста лет без видимых успехов. Все заявления о достижении высокой точности прогнозов не смогли выдержать критики. Обширные поиски не привели к выявлению достоверных признаков надвигающегося стихийного бедствия. Получение таких тревожных сигналов представляется фактически невозможным. Это про землетрясения, но все это же подходит и к экономике. Некоторые случаи резких изменений рынка можно объяснить. И да, есть определенные формулы, которым эти изменения подчиняются. Но эти формулы не могут предсказать что-либо. Конечно, если есть что-то, что встречается более часто, чем неудача в предсказании землетрясений, то это ошибочные прогнозы, касающиеся поведения рынков и развития экономики, — издевается Бьюкенен. — Американский экономист Ирвинг Фишер установил высокую планку такого рода ошибок, публично провозгласив всего за несколько дней до великого краха 1929 года, что рынки достигли обширного высокогорного плато. Возможно, с ним мог бы поспорить экономист Рудигер Дорнбуш, утверждавший в 1998 году, что наблюдавшийся в тот момент рост экономики США будет продолжаться вечно. Всего два года спустя мы увидели взрыв фондового пузыря на рынке интернет-компаний».