Не только любовь, но и взаимная настройка. Путь к правильной самооценке
Константин Мильчин
Для развития правильной самооценки недостаточно только родительской любви. Умению слышать, принимать и проявлять в общении свои чувства ребенок учится тогда, когда их слышат и откликаются на них в семье
В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Гюро Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Мозг только что родившегося ребенка напоминает конструктор, который медленно собирается посредством получаемого опыта, пишет психолог из университета Осло Гюро Эйестад. Сначала мозг совершенно не сформирован, однако готов к использованию и образованию миллионов нейронных связей. В первые два-три года жизни человека продуцируется колоссальное количество клеток головного мозга, используемые клетки сохраняются и образуют связи, а незадействованные пропадают. Какие функции будут активированы таким способом, а какие будут подавлены, в значительной степени зависит от опыта межличностного общения в первые годы жизни.
Нарисовав эту красивую фундаментальную картину, Эйестад переходит к подробностям. Чтобы помочь ребенку сформировать самовосприятие и укрепить самооценку, помочь ему обрести самого себя, необходимо быть с ним все годы, пока он растет и взрослеет. При этом нужно помнить, что сама по себе любовь не гарантия здоровой самооценки. Эйестад объясняет, что большинство людей в мире растут в семьях с любящими родителями, но при этом все равно страдают от неуверенности в себе и низкой самооценки.
Что же такое здоровая, нормальная, высокая самооценка? Это умение слышать самого себя и принимать свои чувства. Это способность проявлять свои чувства во взаимодействии с другими людьми. Наконец, здоровая самооценка означает умение действовать исходя из своих ощущений. Для этого нужно быть осознанным родителем. Во-первых, это способность и желание к эффективной настройке, это когда родители настраиваются на своего ребенка и демонстрируют, что уловили и поняли его внутренние переживания. А во-вторых, родитель должен владеть знаниями о круге безопасности. Это когда мама и папа понимают основной исследовательский цикл ребенка: родители — надежная база, ребенок может покинуть их и вернуться обратно в случае необходимости.