Почему из-за кризиса родители снова стали авторитарными
В обществе с высоким уровнем неравенства простому человеку преуспеть очень сложно, поэтому родители пытаются силой заставить своих детей стать успешными. Нынешний кризис вернул былую популярность жестким практикам воспитания подрастающего поколения
ТЕКСТ: Ольга Шамина
Thinkstock/Fotobank.ru
За последние сто лет люди перепробовали несколько подходов к воспитанию детей, но так и не нашли оптимального. В начале XX века в ходу были строгость и послушание, в середине века наступил период либерализации, появились педагоги, психологи и эксперты, которые советовали быть с детьми терпимее, уважать их выбор и стремиться их понять.
Фабрицио Зилиботти (Fabrizio Zilibotti) из Университета Цюриха и Матиас Доепке из Северо-Западного университета решили понять, почему вообще так резко меняются стили воспитания детей. Они нашли причину в особенностях развития общества. Если в обществе высок уровень неравенства, то родители пытаются обеспечить будущее детей, активно заставляя их работать и учиться. Дети следуют принципам и целям, которые в течение многих лет навязывают им родители.
Их теория объясняет, почему сегодня в моду снова входит жесткость. В 2011 году вышла книга Эми Чуа "Боевой гимн матери-тигрицы", в которой она призывает всех вернуться к авторитарной модели воспитания детей. Это лишь один из примеров новой тенденции, которая становится все заметнее на Западе. Родители снова хотят знать все о своих детях и готовы применить силу, пытаясь их направлять и контролировать их жизнь. Все дело в том, что кризис 2008 года резко увеличил уровень неравенства в развитых странах, средний класс стал беднее и набросился на детей, от которых родители буквально требуют добиться успеха в жизни любой ценой.
Три стратегии воспитания
Ученые исходят из простого предположения: родители знают о том, какие последствия имеют различные стратегии воспитания, и осознанно выбирают одну из них. Стратегию они выбирают на основе анализа различных факторов, в первую очередь, экономических.
Родители испытывают к детям одновременно два вида эмоций. Они заботятся о своих детях – так проявляется альтруизм. Но они могут не согласится с решениями, которые принимают сами дети, – это патернализм. Родители, как правило, пытаются влиять на решения, которые принимают их дети.
В целом, есть три стратегии воспитания. Во-первых, родители могут просто запрещать то ил иное поведение и заставлять детей делать определенный выбор. Это авторитарная стратегия.
Родители могут пытаться убеждать детей и формировать их ценности таким образом, чтобы дети сами принимали решения, которые были бы выгодны родителям. Например, родители внушают детям любовь к работе. Это подход, основанный на убеждении.
В третьих, родители могут применять стратегию разрешения: они уважают выбор детей, который может не соответствовать желаниям родителей.
Стратегию задает экономика
Первые две стратегии воспитания одновременно имеют прямые и косвенные издержки. К прямым относятся время и силы, которые родители тратят на контроль за детьми или формирование у них определенных установок. Есть и косвенные издержки, например, если родители слишком строги, то дети будут страдать от их опеки или поучений.
Главная выгода первых двух стратегий (авторитарной и стратегии убеждения) в том, что дети, скорее всего, будут делать выбор и принимать решения, которые выгодны родителям. Вопрос в том, насколько это важно для родителей.
Есть ситуации, в которых родители готовы нести издержки авторитарной стратегии или стратегии убеждения. Например, в случае, если семья живет в опасном районе с высокой преступностью и доступными наркотиками, любой неверный выбор может разрушить жизнь ребенка. В такой ситуации родители вынуждены активно вмешиваться в жизнь детей.
Но гораздо чаще родители и дети конфликтую не из-за наркотиков, а из-за времени, которое дети, по мнению родителей, тратят не на то, что нужно. Родители хотят, чтобы дети больше учились, строили карьеру, а не тратили время на развлечения и встречи с друзьями. В итоге, родители пытаются силой заставить детей работать с помощью приказов и запретов или с помощью формирования у них определенных ценностей. Например, ребенку с пеленок объясняют, что главное в жизни – это успех.
Это особенно важно в странах, где высоко неравенство по доходам, а люди без образования не могут преуспеть в жизни. В таких государствах образование может стать билетом в лучшую жизнь. Таким образом экономическое неравенство способствует более авторитарной стратегии воспитания.
Чем выше неравенство, тем больше в обществе авторитарных родителей
Связь между авторитарными стилями воспитания и неравенством по доходам заметна, если сравнивать страны. Эксперты определили стиль воспитания, исходя из опроса World Value Survey. В рамках исследования у людей узнают, что они считают самым важным в процессе воспитания ребенка. Если респонденты заявляли о "фантазии" или "независимости", то это соответствовало либеральному стилю воспитания. Более авторитарные родители настаивают на том, что важно много работать.
Эти данные экономисты соотнесли со значением коэффициента Джини – этот показатель демонстрирует уровень неравенства.
Оказалось, что родители в странах с высоким неравенством требуют от детей, чтобы они много учились и работали. А "фантазия" и "независимость" для них не важны. Так, например, родители из Скандинавских стран, где ниже уровень неравенства, чаще говорили о важности "фантазии" и "независимости", чем родители из США и стран Южной Европы.
Особенно ярко эта зависимость видна в Китае, где родители называют тяжелую работу одним из основных атрибутов воспитания. Страна уже давно страдает от очень высокого уровня неравенства.
Коэффициент Джини для России составляет, по оценке Всемирного банка, 39,7. Это достаточно высокий уровень неравенства, а значит в России также весьма популярно строгое авторитарное воспитание.
VoxEU
VoxEU
VoxEU
Популярный авторитаризм
С динамикой неравенства связано и отношение на Западе к процессу воспитания. Идея свободного воспитания и минимального родительского контроля была популярна в 1960-1970-е годы, когда уровень неравенства по доходам в развитых странах достиг минимального уровня за всю историю. Образование в это время не давало серьезных преимуществ для карьерного роста. Родителям просто было не нужно заставлять детей учиться.
В последние 30 лет неравенство, наоборот, росло. Если человек не получил образования, то он уже не мог рассчитывать на безопасную жизнь представителя среднего класса. Поэтому родителям приходится быть все более и более авторитарными, чтобы обеспечить детям успех в жизни. При этом родители все чаще применяют стратегию убеждения, а не прямого давления.
Эксперты полагают, что методы авторитарного воспитания вряд ли вернутся. А вот воспитание методом убеждения будет иметь все более широкое применение. Родители будут стараться привить детям определенные ценности и подталкивать их к достижению "правильных" целей.