Зачем вам деньги? Обнулить счет вкладчице Сбербанка удалось не сразу

От Елены Курыгиной потребовали объяснить, на что она собирается потратить столь крупную сумму

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2014/11/02/sber.jpg
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Сбербанк согласился выдать клиентке деньги при условии, что она расскажет, на что эти средства будут потрачены. Участница истории Елена Курыгина рассказала об этом на своей страничке в Facebook.

Елена Курыгина
вкладчица Сбербанка

«Я решила забрать все свои сбережения из Сбербанка, наличными. Сумма не маленькая, но все это — мои личные деньги. И на мое желание забрать свои кровные получила ответ: «А на что вы их хотите потратить?». Я просила: «А какое вам, собственно, дело?». В ответ: «Сумма значительная, вдруг вы их все потратите. Принесите, например, предварительный договор купли-продажи квартиры». Аргументы мне стали приводить какие-то невнятные, что банк должен проверить, откуда у меня эти деньги. Я потребовала показать закон, на основании которого я не могу забрать деньги. Но в ответ я услышала комментарии: «Государство о вас заботится, чтобы вы деньги на воздух не пустили». В итоге заявку-заказ на получение наличных у меня взяли, но требование предоставить хотя бы предварительный договор купли-продажи квартиры так и не сняли. Получается, что деньги на вклад принимают, а выдавать они будут, если посчитают, что я их не пропью».

Позднее Курыгина написала еще несколько постов, посвященных Сберабнку, в которых описала продолжение истории. Деньги клиентка, все-таки, получила, но частями, чему сотрудники также не смогли найти объяснений. С похожей историей не так давно столкнулся другой клиент Сбербанка, политолог Евгений Минченко.

Евгений Минченко
политолог

«Какая-то странная, вообще, история. У меня есть счет индивидуального предпринимателя, с которого я плачу налоги, и есть моя карточка. Я перевел деньги на карточку, после чего мне позвонили из Сбербанка и сказали: «Мы блокируем вашу карточку. Вам надо явиться в службу безопасности и дать объяснения, почему вы перечисляете деньги себе, а не на какие-то, например, товары, закупки». Какая проблема, я же заработал эти деньги, заплатил налоги государству, почему я не могу перечислить их себе на карту. Они говорят: «Нет, не можете. Мы ваш счет блокируем».

Оперативного комментария от Сбербанка получить не удалось. Однако те, кто уже столкнулся с похожей ситуацией, ссылаются на федеральный закон номер 115. О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма.

Согласно закону, клиент банка, действительно, должен объяснить причины операций с крупными суммами денег. Впрочем, о переводах денег со счета на счет и о снятии наличных в законе ничего не сказано. Претензии недовольных клиентов обоснованы, считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Александр Захаров
партнер Paragon Advice Group

«Законодательно пока банковские учреждения не вправе удерживать какие-либо суммы вкладчиков и отказывать вкладчикам в снятии наличных или закрытии счетов. Но нельзя исключать, что в свете ухудшения ситуации в банковском секторе возможно введение каких-либо правил Центробанком, которые могут ограничивать размер месячного снятия. А что касается счетов, никаких ограничений нет, за исключением того, что в отделениях не всегда бывает наличность, которую нужно заказывать заблаговременно. Требовать же у клиентов какие-либо объяснения по поводу того, куда клиент намеревается данную сумму потратить, или почему он закрывает счет, неправомерно».

Эксперты считают, что случаи невыдачи наличных клиентам могут быть характерны для отделений банка, в которых люди массово закрывают счета. В руководстве это могут расценить как низкий уровень обслуживания. И некоторые сотрудники отделений просто пытаются отговорить людей или предложить лучшие условия для вкладов.

http://www.bfm.ru/news/277829