BlaBlaCar: 6 причин, почему сервис для поиска попутчиков обречен на успех в России

Руководитель сервиса по поиску попутчиков BlaBlaCar в России и Украине Алексей Лазоренко написал для ЦП колонку о перспективах райдшеринга в России и почему это становится трендом.

Если собрать главные громкие новости последних месяцев на тему райдшеринга (совместное использование частного автомобиля водителем и пассажиром, которым по пути, с целью сэкономить на транспортных расходах), то на минуту может показаться, что россияне живут в другом мире. Таксисты Испании выключили свои двигатели в знак протеста против работы райдшеринговых сервисов. В честь праздника Рамадан сервис в Арабских Эмиратах Carpool Arabia запустил услугу по бесплатному перевозу людей. В Сан-Франциско набирает популярность сервис Sidecar для пассажиров-попутчиков, которые могут объединятся, чтобы затем сообща найти водителя-попутчика.

Но оказывается, что райдшеринг не так уж далек от россиян, как может показаться. Представляем шесть причин, почему райдшеринг обречен на успех.

1. Ridesharing (carpooling) — это часть глобального тренда sharing economy

Sharing economy можно перевести как «экономика совместного потребления». В ее основе лежит желание людей пользоваться тем, что их окружает, не имея этого в личной собственности. Это удобно, выгодно, практично. Зачем покупать лимузин, если свадьба один раз в жизни? Жители развитых стран ментально подошли к пониманию этой простой истины раньше других. Сегодня все ведущие экономисты признают, что потребительская экономика XXI века будет базироваться именно на экономике совместного потребления. По данным опросов, люди, которые уже пользуются шеринговыми сервисами, планируют пользоваться ими в следующем году в два раза чаще.

http://static035.cmtt.ru/paper-media/ridesharing/d128c0367e31c63223b0.jpg

2. Владеть автомобилем в городе становится неудобно

Современные города, построенные более 100 лет назад и больше, столкнулись с проблемой перегруженности автомобильным транспортом. Дороги стоят в пробках. Внутренние дворы, тротуары и крайние правые полосы заставлены припаркованными машинами. Чтобы как-то справиться с ситуацией, администрации крупных городов Европы сделали всю парковку в пределах центров городов платной. Этому же примеру последовала Москва. Припаркованных машин в центре стало меньше, но катастрофическая ситуация с пробками не изменилась. Автомобиль для горожанина все чаще становится обузой, потому что перемещаться внутри города становится удобнее (по крайней мере быстрее) на общественном транспорте.

3. Владеть автомобилем становится дорого

Быть счастливым обладателем автомобиля еще не означает быть счастливым автомобилистом. Стоимость владения частным транспортом растет ежегодно. Кроме стандартного набора дополнительных трат в виде страховки, технического обслуживания и прочего, государство стремится осознанно усложнить жизнь горожан-автолюбителей, чтобы сократить их количество. Улицы Парижа столь приятны для пешеходов именно благодаря высокой стоимости парковки в черте города. Москва идет этим же путем. На очереди остальные крупные города России.

http://static025.cmtt.ru/paper-media/ridesharing/80b6991c549823fe97a6.jpg

4. Слишком дорогие билеты на общественный транспорт

Еще совсем недавно воспользоваться услугами общественного транспорта было равносильно акту самоуничижения. В распоряжении пассажира были пыльные и пропитанные запахом горючего автобусы дальнего следования и поезда без кондиционеров и открывающихся окон (или не закрывающими окнами) и неприятно пахнущими туалетами. Сегодня ситуация немного изменилась, но цены за услуги выросли в разы. С РЖД все понятно — бороться с монополистом бессмысленно. Автобусы — слишком рискованное предприятие в плане попутчиков. Попытки выйти на российский рынок авиаперевозчиков лоукостеров пока большими успехами не увенчались, но зато стоимость услуг в соотношении «цена — качество — скорость» порой действительна была привлекательной.

http://static070.cmtt.ru/paper-media/ridesharing/494e9d0cddccf2d1ad83.png

5. Развитие мобильных технологий

Мобильные технологии сделали невероятное — позволили всем людям быть на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Если раньше можно было рассчитывать только на помощь своего соседа, то теперь в вашем распоряжении весь мир (по крайней мере тот, что говорит с вами на одном языке). Попроситься переночевать можно к людям на обратной стороне земного шара (через Airbnb, например), или стать попутчиком людей, которые просто проезжают мимо твоего города (BlaBlaCar, Carpooling.com). Мобильные технологии дали райдшерингу вторую жизнь, позволив сделать процесс «покупки билета» за час до отъезда таким же простым, как написание SMS.

6. Вопрос экологии

Логика простая – чем меньше автомобилей, тем меньше выбросов отравляющих веществ в атмосферу. Если для большей части населения России вопросы чистого воздуха не представляют интереса, до для некоторой части людей (кстати, довольно крикливой) эти вопросы важны и их решение становится делом принципа. Города, которые смогли пересадить своих жителей на общественный транспорт и велосипеды (в этом списке в основном представлены города развитой Европы, такие как Копенгаген, Хельсинки) сегодня единодушно признаются экспертным сообществом самыми комфортными городами для жизни.

http://static050.cmtt.ru/paper-media/ridesharing/24a5117b30c1e83570d6.jpg

http://siliconrus.com/2014/08/ridesharing/