Монополисты чердака и спальни: за что ФАС преследует ТСЖ
Алексей Ульянов
Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ
В среду, 15 октября, Комитет Госдумы по экономической политике одобрил так называемый четвертый антимонопольный пакет законов и рекомендовал коллегам принять его в первом чтении. И хотя ожесточенные споры вокруг этого пакета продолжались больше года и регулировать их вынужден был сам президент, пока в финальном варианте проекта Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает праздновать победу над малым и средним бизнесом. При этом сейчас действуют как минимум три поручения правительства прекратить преследование малых и средних предприятий и компаний с маленькими долями рынка. Получается, что одной рукой правительство требует от ФАС ослабить нажим, а другой – вносит в Госдуму четвертый пакет, где нет этих норм.
Тем временем чиновники ФАС все чаще объявляют малый бизнес монополистом и наказывают его по всей строгости. Самым известным, пожалуй, является дело двух индивидуальных предпринимателей из Горно-Алтайска за одинаковую цену – 50 рублей проката детских резиновых батутов. Такие дела ФАС возбуждает практически ежедневно.
То автомойщик из Магадана оштрафован за «сверхприбыль» 14 тысяч рублей в месяц; то кинотеатр в Новосибирске за монополизм на рынке попкорна в границах кинотеатра; то предпринимательницу из Элисты назовут организатором картельного сговора за то, что попросила другого предпринимателя заменить ее сломавшуюся «ГАЗель». В списке таких псевдомонополистов, выявленных ФАС, – бани, прачечные, булочные, ларьки, таксисты. Для сравнения: в США оборот самого маленького фигуранта антимонопольного дела (компания Transitional Optical) составляет $800 млн (30 млрд рублей).
Этот театр абсурда происходит на фоне того, что ФАС согласовала все крупные слияния последних лет. Она ничего не смогла поделать с ценами на авиабилеты; цены на бензин, после того как нефтяные компании выплатили миллиардные штрафы, опять продолжили расти (и миллиардные штрафы, о которых глава ФАС Игорь Артемьев отчитался президенту, были оплачены потребителями бензина). То есть с реальными монополистами в отличие от малого бизнеса служба предпочитает не тягаться.
Теперь же вслед за малым бизнесом главным объектом преследования ФАС, похоже, стали ТСЖ, а также садовые товарищества и гаражные кооперативы. Так, ТСЖ «Герцена, 10» из Новосибирска признано монополистом «на рынке услуг по размещению оборудования связи» в собственном помещении общего пользования и оштрафовано за отказ размещать мощности ОАО «Ростелеком». Из материалов дела следует, что ФАС «достоверно установил, что заявитель занимает доминирующее положение на рынке жилищно-коммунальных услуг в границах своего жилого дома». И зря мы думаем, что ТСЖ в России слабы – на таких злостных монополистов, как ТСЖ по улице Герцена ОАО «Ростелеком» с годовым оборотом свыше 113 млрд рублей, можно найти управу только в ФАС.
А ТСЖ «Вокзальная, 10» из Новосибирска признана монополистом на рынке услуг по использованию своего чердака и оштрафована за отказ впускать работников сотовой компании ОАО «МТС».
Когда ТСЖ «Амур» из Хабаровска повысило плату своему арендатору ЗАО «Редком-интернет», ФАС опять же установила, что ТСЖ является стопроцентным монополистом аж на четырех рынках, поскольку товарищество образовано из четырех домов по улице Рабочий городок. Теперь жителям домов придется заплатить штраф из своего кармана. Так же, как участникам ТСЖ «Тихая площадь», которое ФАС тоже признала монополистом в границах дома и наложила штраф 200 тысяч рублей за отказ продлить договор со своим арендатором (за неуплату). Как мы знаем, у ТСЖ нет права ни повышать аренду, ни разрывать договор даже в случае неуплаты. По словам председателя ТСЖ «Тихая площадь» Анатолия Лапкина, штраф в конечном счете вынуждены оплачивать сами жильцы: «В настоящее время наш счет фактически арестован, так как на него наложен исполнительный лист в счет оплаты штрафа ФАС. Другими словами, средства людей из 140 квартир уходят в виде штрафа».
ТСЖ из Дзержинска оштрафована за картель в виде заключения контракта с ООО «Рекламные технологии» на эксклюзивное право наружной рекламы на фасадах зданий указанной управляющей компании. Сумма совокупного штрафа составила 700 тысяч рублей. Притом что практически единственным источником дохода ТСЖ являются платежи населения за оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов; на просьбу снизить штраф ФАС России ответила отрицательно.
Эти примеры иллюстрируют типичные претензии ФАС к ТСЖ. Антимонопольный орган вмешивается в отношения ТСЖ с арендаторами, решает, как именно и в чьих интересах нужно использовать совместную собственность жильцов, на каких условиях пускать операторов сотовой связи и интернет.
Конечно, иногда управляющие компании в сфере ЖКХ злоупотребляют своим правом, в том числе ограничивая возможность выбора интернет-провайдера. Но ТСЖ в отличие от управляющих компаний представляют законные интересы собственников жилья, и если жильцам понадобится присутствие оператора связи, то на очередном собрании можно принять соответствующее решение или сменить председателя.
Это не означает, что мы призываем ФАС переключиться с ТСЖ на управляющие компании. Например, дело ФАС против управляющей компании «Экопарк Дубрава» (Казань), заключившей договор с одним оператором услуг связи, очень похоже на дела против ТСЖ. Примечательно, что по мнению ФАС, вина «Дубравы» заключалась в том, что она не «агитировала жильцов за привлечение новых операторов связи». Суды трех инстанций не нашли в действиях «Дубравы» нарушений, признав решение ФАС незаконным.
Поэтому оздоровлением ситуации с управляющими компаниями должны заниматься прежде всего местные и региональные органы власти. А вот ФАС могла бы способствовать развитию конкуренции между управляющими компаниями. Между тем ФАС согласовала закон о введении лицензирования управляющих компаний. Введение этого барьера может привести к тому, что во многих городах останется одна управляющая компания – подконтрольная мэру. То есть сменить управляющую компанию станет просто не на кого.
ТСЖ, как правило, не может себе позволить нанять экспертов-экономистов или грамотного адвоката в сфере антимонопольной практики. Это позволяет сотрудникам ФАС зарабатывать «палки», штампуя дела против псевдомонополистов. Более того, почти всегда ФАС, используя свой административный ресурс, идет до последней судебной инстанции. Это является своего рода актом устрашения для других: не связывайтесь с нами или приготовьтесь к долгому процессу, который может затянуться на годы. И называть кого-нибудь, включая ТСЖ, монополистом в границах дома – абсурд с экономической точки зрения и явное злоупотребление полномочиями. Так скоро дело дойдет до того, что любого человека можно будет назвать монополистом в границах собственной квартиры. А назван монополистом – изволь допускать на свою площадь любого. И ФАС начнет штрафовать граждан за то, что вы выбрали не того интернет-провайдера или повесили на кухне не тот плакат.