Госслужащим и депутатам ограничат выезд из страны
Максим Солопов, Светлана Бочарова, Михаил Рубин, Анастасия Михайлова
Госслужащим, депутатам и силовикам станет сложнее выезжать за рубеж. Как сообщили РБК собеседники в Госдуме и правительстве, в законодательстве может быть более жестко и четко регламентированы ограничения на выезд тем, кто имеет допуск к секретным сведениям. Их загранпаспорта в случае принятия нового закона будут храниться у руководства, и только с его санкции станет возможен выезд в другую страну.
Фото: Lori
В руководстве страны обсуждается ужесточение законодательства, регламентирующего права на выезд за рубеж чиновников и сотрудников силовых структур, имеющих допуск к секретным сведениям, рассказал собеседник РБК, близкий к руководству Госдумы. По его данным, готовится соответствующий федеральный закон. О том, что ведутся такие приготовления, знают и два федеральных чиновника. По словам собеседников РБК, общая цель – ограничить право на выезд всех госслужащих. По их словам, это можно сделать, ужесточив правила для обладателей различных форм допуска к сведениям, составляющим гостайну. По словам одного из источников, вопрос прорабатывается в Совете безопасности.
Ограничения для чиновников и депутатов
«Речь идет о том, чтобы в обязательном порядке забирать заграничные паспорта у чиновников, имеющих определенный допуск к гостайне, и выдавать их только на время выезда с разрешения руководства», – говорит источник в правительстве. Сейчас по закону о гостайне есть три степени допуска: к совершенно секретным сведениям, секретным и особо важным. У имеющим первые две степени выезд и сейчас может быть ограничен по решению руководства, у них могут отбирать паспорта. По словам собеседника РБК в правительстве, в Белом доме и администрации президента почти все чиновники имеют второй и первый уровень допуска. Третий уровень – у руководителей аппаратов комитетов Госдумы и Совета Федерации. Но все они, за редким исключением, свободно перемещаются по миру и не всегда спрашивают разрешения у начальства.
Не исключены также ограничения для депутатов и сенаторов, полагает человек, близкий к руководству Госдумы. По умолчанию и те и другие имеют вторую форму допуска, общегражданские загранпаспорта они не сдают, а часть парламентариев не сдают и дипломатические – из закона непонятно, должны они сдаваться или нет и где они должны храниться. Сейчас и депутаты, и сенаторы свободны в передвижениях, в том числе за границу, говорит парламентарий.
Недавно думские коммунисты уже выступили с инициативой разрешать выезд депутатам только с согласия руководства палаты – поводом стало длительное отсутствие депутатов Алексея Митрофанова и Ильи Пономарева.
Если такой широкомасштабный запрет появится, это резко ухудшит качество госаппарата – квалифицированных сотрудников будет еще труднее найти и заманить на работу, сетует федеральный чиновник, слышавший о таких планах.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал РБК, что пока нельзя говорить о том, будет ли в будущем расширен перечень людей, которым запрещен выезд за границу. Сейчас речи об этом не идет, подчеркнул он.
Ограничения для силовиков
Сотрудники силовых ведомств рассказали РБК, что вторую форму допуска получают многие сотрудники спецслужб. Это руководители и оперативники ФСБ, МВД, ФСКН, ФСИН и других силовых структур. Первую форму допуска получают только высокопоставленные руководители ведомств.
При этом форма допуска не означает, что сотрудник ведомства обладает секретными сведениями, объясняет экс-замдиректора Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин. «Не может выехать из страны секретоноситель, но человек может быть допущен, но не осведомлен, а может быть осведомлен», – говорит Поставнин.
По словам Поставнина, в ФМС допуск к секретным сведениям имеют только начальники региональных управлений, заместители директора ведомства, а также отдельные сотрудники, работающие с секретными документами, включая закрытую статистику.
«Второй допуск имеют все оперативные работники в МВД, так как они занимаются оперативно-разыскной деятельностью, имеющей гриф «совершенно секретно», – рассказал РБК адвокат Владимир Жеребенков, в прошлом старший следователь Следственного комитета при МВД. – У меня тоже был допуск второй степени».
Допуск второй формы есть и у каждого оперативника системы исполнения наказаний, сказал источник во ФСИН. Первой формой допуска обладают начальники управлений и руководители оперативных отделов тюремного ведомства. Третья форма – у любого сотрудника, которому доступны документы с грифом ДСП («для служебного пользования»).
С апреля многим сотрудникам силовых ведомств стали запрещать ездить в западные страны, у них начали отбирать паспорта. Но сейчас запреты ослабли или отменены, говорят два собеседника РБК в силовых структурах. В частности, сняты они в ФСКН: в центральном аппарате достаточно написать рапорт и получить соответствующее разрешение, в региональных управлениях решения принимают руководители. Есть регионы, где за границу не выпускают никого из сотрудников, есть руководители, которые спокойно отпускают своих подчиненных, говорит один из собеседников РБК.
В случае принятия нового закона ограничения могут коснуться и тех, у кого есть третья форма допуска, знает собеседник, близкий к руководству Госдумы. Это затронет, в частности, рядовых полицейских.
Официальные представители силовых ведомств от комментариев отказались.
Ограничения для следователей и прокуроров
По словам источника, близкого к СКР, второй допуск в следственных подразделениях имеют руководитель и один из следователей, которому поручают расследовать засекреченные дела. «За границу лица со вторым допуском всегда выезжали только по разрешению руководства, но если раньше на поездки в Турцию и Таиланд закрывали глаза, то сейчас все стало намного строже», – отмечает источник.
«В прокуратуре допуском к секретной и совершенно секретной информации обладают работники кадровых служб и надзорных подразделений, которые осуществляют контроль над ФСБ», – рассказал РБК бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов. Он отметил, что до выделения Следственного комитета из состава прокуратуры допуск к засекреченной информации получали и следователи – те, кто расследовал дела, касающиеся военной промышленности и разработок в области атомной энергетики.
«В ведении ограничений на выезд есть некий перегиб, – считает Скуратов. – Если человек хочет продать родину, то он это сделает успешно и внутри страны». Но с другой стороны, по мнению экс-прокурора, ограничения на выезд существовали всегда и оформлялись в виде внутриведомственных документов, а сейчас им просто придают статус закона.
«Я считаю, что абсолютно недопустимо ограничивать людей в передвижении, – уверен адвокат Жеребенков. – Человек поступил на госслужбу и несет уголовную ответственность за разглашение засекреченных сведений, и нет смысла лишать его права на лечение или отдых». По мнению адвоката, истинная цель авторов такого проекта в том, чтобы заставить людей отдыхать в Сочи.
«Такими инициативами мы презюмируем недоверие к сотрудникам спецслужб», – уверен Жеребенков. По его мнению, если такой закон будет принят, его нужно будет обжаловать в Конституционном суде как противоречащий Конституции.
«Советская система начинает восстанавливаться: таковы прелести госслужбы, у нее не только веселая сторона», – говорит Поставнин.
Эксперт по госслужбе Павел Кудюкин не видит перспектив обжалования этого закона в Конституционном суде. «Конституция позволяет вводить ограничение прав, к тому же эти ограничения касаются безопасности страны», – считает эксперт. Но Кудюкин уверен, что этот законопроект не отразится на количестве желающих поступить на госслужбу. «Если человек по идеалистическим или материальным соображениям хочет идти на госслужбу, эти ограничения его не остановят», – считает эксперт.
Ограничения для носителей гостайны
Законом о гостайне установлены три степени секретности сведений и соответствующие им грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Человек, допущенный к гостайне, может быть временно ограничен в правах на выезд за границу, на распространение секретных сведений и на неприкосновенность частной жизни в случае проверок. Обязательство по соблюдению требований законодательства о гостайне устанавливается при заключении трудового договора между гражданином и работодателем или в виде расписки.
Право гражданина на выезд из России может быть временно (но не более чем на пять лет со дня последнего ознакомления с секретными сведениями; в особых случаях ограничение может быть продлено до десяти лет) ограничено в случае, если гражданин имеет доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. В случае если право гражданина на выезд было ограничено, его паспорт подлежит изъятию и направляется в госорган, выдавший паспорт.
Полномочиями определять, какие сведения относятся к гостайне, наделены руководители администрации президента и аппарата правительства, некоторые министры, председатель ЦБ, директора спецслужб, начальник главного управления специальных программ президента, руководители Роскосмоса, ФМС и ФТС, а также директора ФСТЭК, Росатома и Росфинмониторинга. Кроме того, президент утверждает перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.