Жизнь вскладчину как вызов рыночной экономике
Цифровые технологии и экономика "жизни вскладчину" могут не оставить от современного капитализма камня на камне. Чтобы миллионы бизнесменов и их сотрудников не остались без работы, sharing economy надо поставить под контроль и жестко регулировать
ТЕКСТ: Редакция БГ
https://www.flickr.com/photos/jonathanmcintosh/
Общество потребления стремительно меняется на наших глазах. Благодаря sharing economy (экономике жизни вскладчину) люди без посредников договариваются друг с другом об оказании мелких бытовых услуг, аренде жилья или автомобилей.
Кажется, что эта экономика гораздо эффективнее традиционного капитализма. Сделки заключаются на гибких условиях, а многочисленные онлайн-платформы ликвидируют разнообразных посредников (от турфирм до компаний по заказу такси), это расширяет возможности простых людей, снижает транзакционные издержки и обеспечивает более устойчивый рост экономики.
Этой более совершенной форме экономике нужно жесткое регулирование, полагают Айша Кхана, глава образовательной компании Technology Quotien, и Параг Кхана, исследователь из New America Foundation. Без регулирования sharing economy может просто разрушить современную рыночную экономику.
Растущая отрасль
По оценке Forbes, доходы экономики жизни вскладчину в 2013 году составили $3,5 млрд. Например, во время Чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 году более 100 тысяч гостей чемпионата использовали сайты для аренды жилья, напрямую связывающие арендодателей и арендаторов, чтобы найти место для ночлега.
Онлайн-приложения изменили экономику и бизнес многих городов и регионов. Можно найти такси или попутчика с помощью приложений вроде Uber, Lyft или RelayRides или найти себе жилье с помощью Airbnb. С помощью TaskRabbit, Fiverr или Mechanical Turk можно попросить своих соседей помочь с работой по дому, а с помощью Favor или Instacart можно организовать доставку из продуктового магазина.
Действуют и различные платформы для сбора средств вроде Kickstarter или Lending Club, с помощью которых можно получить гранты или одолжить деньги напрямую у других пользователей. Необходимость в услугах банка в этом случае отпадает. Далеко не все этим довольны. Например, сервис Uber, из-за которого снижается стоимость услуг такси, в Европе вызвал волну протестов и судебных разбирательств.
Uber и другие онлайн-платформы представляют собой более эффективную форму капитализма, обмен в рамках которой происходит непосредственно между людьми. Покупатели и продавцы могут напрямую согласовывают друг с другом цену каждой сделки. Деловая репутация формируется прозрачно и зависит от обратной связи с клиентом. В итоге, поставщику товаров или услуг приходится постоянно повышать качество.
Sharing economy нужно регулировать
Изменение самой структуры экономики такого масштаба неизбежно приводит к появлению недовольных. Тревоги этих людей вполне понятны. Возможно, эта новая экономика более выгодна, потому что люди, обмениваясь товарами и услугами, просто не платят налоги, которые платят компании? Возможно, благодаря венчурным фондам, подобный бизнес может какое-то время работать в убыток, чтобы завоевать долю на рынке? Если подобные фирмы получат доступ к данным пользователей, чтобы узнать о привычках и передвижениях людей, то является ли это честным преимуществом?
Разработать систему регулирования жизни вскладчину будет непросто. Самозанятость и частичная занятость – это не новое явление. Но sharing economy отличается от всего, что было раньше: она позволяет фрилансерам становится своего рода "нано-рабочими", которые переключаются от одного работодателя к другому по несколько раз за день.
Все больше людей в рамках sharing economy отказываются от одной работы и выбирают «портфельную карьеру» – они занимаются сразу несколькими видами деятельности. В США и ЕС уровни безработицы остаются высокими, а зарплаты стагнируют, люди все больше полагаются на именно на такую карьеру. Сегодня около 27 миллионов американцев выживают на частичной занятости или от доходов с проектов.
Правительствам в такой ситуации все сложнее анализировать рынок труда. Властям придется разработать новые стандарты бухгалтерского учета и отчетности, которые позволят подсчитывать зарплаты, прогнозировать доходы и классифицировать работников. Без качественно новой системы регулирования эта новая экономика может просто уничтожить старую, оставив на улице миллионы несчастных.